Как сохраниться мебельной столице
http://safetyhome.pl/
В 2015 году практически на всех товарных рынках страны наблюдается падение. Сегмент мебели не исключение. Столкнувшись с новыми вызовами, ульяновские мебельщики ищут свои «антикризисные» рецепты.
Многоуважаемый шкаф. Симбирский шкаф
Ульяновская область всегда славилась большим количеством мебельных производств, а областной центр давно получил негласный статус мебельной столицы Поволжья. Портал mebelgid73.ru сообщает о 128 мебельных компаниях, осуществляющих бизнес в Ульяновске, на деле же количество игроков в данной отрасли не поддается счету. За последние годы «теневой» мебельный рынок в регионе существенно разросся.
- По моим наблюдениям, только на Заволжской промплощадке работает порядка трехсот производителей мягкой мебели, - рассказала «ДО» генеральный директор ООО «Премиум Софа» Екатерина Красильникова.
- Сегодня мебель в Ульяновске не делает только ленивый! - горько улыбается глава компании «Иванов мебель» Михаил Иванов. - Многие специалисты, поработав на хозяина и понабравшись опыта, «отпочковались» и начали работать на себя, благо технологии производства мебели не слишком сложны.
Больше всего участников ульяновского рынка представлено в сегменте корпусной мебели. Есть и многопрофильные предприятия. Например, «Матрица ММ» и «ДОК-сервис» выпускают и мягкую, и корпусную мебель. Вместе с тем, в регионе немало компаний, которые сделали ставку на специализацию. Так, «Евгения», «Камелия», «Лео», «Жемчужина», «Веста», «Пан Диван» производят только мягкую мебель. «klЮkva» адресует свой товар детям, «Симбирский шкаф» развивает направление шкафов-купе. «Французский реставрационный дом» предлагает подержанную мебель из Европы любителям эксклюзивных предметов обихода, практически антиквариата.
На местном рынке представлены и сетевики, среди популярных брендов - «Много мебели», «Белорусские кухни», Mr.Doors, «Мебель Черноземья». В свою очередь, далеко за пределами региона востребована продукция Ульяновского мебельного комбината, Cucina, «Наири» и других.
Как рассказали «ДО» в ООО «Модный диван», больше половины объемов своей продукции компания реализует в развитых городах страны, в том числе в Москве. В столице ульяновская мебель востребована: качество достойное, а цены - на порядок ниже.
Спад после «жирного» декабря
В начале 21 века производство и продажа мебели были одним из наиболее успешно развивавшихся сегментов российского товарного рынка, потребление мебели ежегодно росло в среднем на 15-25%. Ситуация переломилась в 2008 году, когда население начало экономить на товарах длительного пользования. Однако страна быстро оправилась от тех экономических потрясений, и отложенный спрос на мебель снова стал двигателем рынка в посткризисный период. Эти тенденции были характерны и для ульяновской мебельной отрасли, которая ответила на экономическое «потепление» ростом новых компаний и увеличением объемов производства.
В ноябре и декабре 2014 года в Ульяновске, как и во всей России, случилась покупательская «лихорадка», спровоцированная событиями на валютных рынках. А затем наступил спад, который продолжается и по сей день: покупательская способность упала, равно как и уверенность в завтрашнем дне, и люди просто перестали тратиться на товары не первой необходимости, предпочитая держать свои «кровные» при себе. Кроме того, так называемые инвестиционные покупки, в том числе мебель, часто сопровождаются банковским кредитованием. Но нынешние ставки потребительского кредита просто неподъемны! Равно как и ставки по кредитам для бизнеса.
При этом конкуренция в мебельной отрасли региона остается по-прежнему высокой. Как следствие, большинство компаний столкнулись с проблемой затоваривания складов, соответственно, объемы производства резко снизились. Многие игроки сократили и количество своих торговых точек.
- Сегодня многие производители мебели испытывают большие трудности, особенно те, кто делает корпусную мебель в гаражах, вплоть до закрытия, - отмечает руководитель АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства» Руслан Кашперский.
Между тем, официальная статистика показывает достаточно неплохие
результаты работы ульяновских мебельщиков: за десять месяцев 2015 года, по данным Ульяновскстата, в регионе произведено более 9 тыс. диванов-кроватей (96% к уровню такого же периода прошлого года), более 46 тыс. штук стульев (90%), более 293 тыс. столов (101,4%).
У легально работающих мебельных производств лучше всего дела шли в сегменте корпусной мебели: за десять месяцев произведено более 313 тыс. кухонных шкафов, предметов для спальни, столовой и гостиной (103,7%). А наибольшее падение показали направления кресел (50,8%) и мягкой мебели - диваны, кушетки, софы, тахты (70,1%).
Участники рынка считают, что если бы статистика охватила всех игроков мебельной столицы Поволжья, в том числе «теневиков», то показатели по снижению производства были бы гораздо серьезнее.
Импортозамещения не видно
Еще полтора года назад руководитель ульяновской фабрики Михаил Иванов не мог найти толкового обивщика мебели, а сегодня вынужден сокращать персонал. Раньше ему не хватало производственных площадей, а сегодня новые корпуса предприятия, возведенные для увеличения объемов некогда востребованной продукции, пустуют.
Создатель ООО «Иванов Мебель» 20 лет работает в этом бизнесе и утверждает, что таких тяжелых времен у него еще не было: «Кризис 2008 года я, например, даже не заметил».
Главный рецепт «выживаемости», по мнению Михаила Иванова, - в расширении рынков сбыта за пределами региона: предприниматель садится за руль и методично объезжает Поволжье в поисках заказов. О крупных партиях остается только мечтать, а мелкие - хоть и выматывают, отнимая массу времени и сил, но хотя бы позволяют многопрофильной компании оставаться на плаву. Более-менее востребованы недорогие столы, стулья, кухонные диваны «от Иванова», а вот в сегменте мягкой мебели у предпринимателя - большой спад (россияне сегодня предпочтут скорее обтянуть другой тканью старый диван, нежели приобретут новый).
Одна из главных напастей для ульяновских мебельщиков сегодня - серьезное снижение рентабельности производства, которое в значительной мере зависит от закупок импортных обивочных тканей, комплектующих и высокотехнологичной фурнитуры.
- Из-за роста доллара эти товары подорожали в два раза, - рассказывает директор мебельной фабрики «Волга» Маулетдин Тазетдинов. - Но мы не можем увеличивать цены на свою продукцию, ее тогда совсем покупать не будут. Выход - оптимизация персонала, использование в производстве более дешевых материалов.
На вопрос об импортозамещении (тех же тканей) глава мебельной фабрики категорично отвечает: «Нет! Немногие российские фабрики, производящие ткани, по сути, так и не воспользовались шансом выпустить достойные аналоги импортной продукции: ни у питерских, ни у оренбургских текстильщиков, с кем мы сотрудничаем, новых коллекций по-прежнему нет».
Не существует и никакой российской фурнитуры. Ульяновские мебельщики, в основном, закупают китайский товар, реже - фурнитуру из европейских стран. Привозными являются также пропитки, клеи, лаки, эмали, пленка. Некоторые мебельщики сокращают и производственные площадки, поскольку, например, в Китае, даже несмотря на рост валют, заказывать фасадные части или готовые корпусные части мебели оказалось дешевле.
- Все это, на мой взгляд, существенно сказывается не только на качестве конечного продукта, но и на его безопасности для здоровья, - говорит исполнительный директор сети фирменных салонов «Мебель Черноземья» в Ульяновске Ирина Коростылева. - Ламинированная плита - основная составляющая большей части отечественной корпусной мебели. Формальдегидные смолы, которые есть в ее составе, выделяются в воздух 14 лет! Поэтому нужно обязательно обращать внимание и на производителя самой ламинированной плиты, ее класс эмиссии, то есть процента выделения вредных веществ в воздух, он должен быть не выше, чем Е1, и на то, как она обработана: все открытые участки плиты должны быть закромлены. Получается, что часто производитель мебели для того, чтобы не слишком поднимать цены и не ронять спрос, сокращает собственные издержки за счет здоровья покупателей.
Утро туманное
В Заволжском салоне элитных кухонь пусто, бывают дни, когда порог салона не переступит ни один посетитель. Как считают эксперты, салоны, ориентированные на узкий профиль, - реализующие, например, товары только премиального сегмента, сегодня находятся в наиболее уязвимом положении.
- Наблюдается еще одна тенденция: сокращение в сегменте «средний+» и «элит» доли импортной мебели от мировых европейских брендов. Произошло это и из-за роста курса валют, и из-за увеличившихся сроков поставки зарубежной мебели, и из-за возросших рисков банкротства компаний - импортеров мебели, - объясняет Ирина Коростылева. - И сегодня покупатель «с претензиями» обращает внимание на достойных отечественных производителей. В частности, в этом году наша компания почувствовала изменения структуры спроса в Ульяновске, мы отметили для себя небольшое падение в сегменте покупателя со средними доходами, в то же время, увеличили долю покупателей мебели премиум-класса из натуральных материалов.
- Даже в кризис потребителям все чаще хочется купить не просто мебель, а готовое интерьерное решение, - продолжает г-жа Коростылева. - Обеспеченные люди перестали покупать мебель «на века». Ее рассматривают как составную часть стилевого решения интерьера, и подбор мебели осуществляется еще на стадии проекта. А значит, необходимо предоставлять потребителям все требуемые составляющие сервиса.
Как отмечают эксперты, производителей экономичной мебели, по всей видимости, в 2016 году ждут трудные времена: основной потребитель этого товара -
средний класс - в стремлении сэкономить еще больше «затянет пояса». В группе риска - компании, организовавшие мебельные производства в арендованных помещениях и работающие на кредитные средства.
- Планы? Никаких. Главное - выжить, - говорит Маулетдин Тазетдинов, и с этим мнением, думается, согласятся многие профессионалы и любители мебельной столицы Поволжья. Ситуация на рыке не позволяет давать какие-либо прогнозы, мебельщики живут, в основном, сегодняшним днем. Однако есть и приятные исключения: предприятия, которые, несмотря ни на что, продолжают развиваться.
Так, компания «Планета мебели» расширяет производство корпусной мебели, в индустриальном парке «Заволжье» создает производственное объединение, на базе которого будут работать три взаимодополняющие мебельные фабрики и три предприятия: по ремонту высокоточного оборудования с применением станков ЧПУ, по синтезированию искусственного алмаза, по производству и обслуживанию алмазного инструмента в регионе.
- Объем инвестиций в проект составит 450 млн рублей, - рассказывает директор по развитию ООО «Планета мебели» Денис Аналбаев. - Мы разрабатываем новое направление по изготовлению мебели из натурального дерева для детских садов, школ и других развивающих территорий.
Конечно, открытие нового производства в Ульяновске приведет к тому, что конкуренция на местном мебельном рынке станет еще жестче. Аудитория в целом сужается, и участникам отрасли придется делить «пирог», который в следующем году станет еще меньше. Выживут сильнейшие, готовые предложить потребителю достойный сервис, высокое качество продукции по адекватным ценам.
Татьяна Задорожняя
Фото: pixabay.com