Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как убрать «дамоклов меч»

Основой региональной экономики, ее «священной коровой» принято называть малое и среднее предпринимательство.

 

Основой региональной экономики, ее «священной коровой» принято называть малое и среднее предпринимательство. Безусловно, сектор МСП будет работать эффективнее, если ему создать более благоприятные условия для ведения бизнеса.

Зачем тахограф на селе?

Ульяновские предприниматели давно поняли: спасение утопающих - дело самих утопающих. Появляются на пути сдерживающие факторы - надо делать все для того, чтобы от них избавиться. В этом плане показательны итоги первой Региональной недели предпринимательских инициатив 2015 года. Ульяновский бизнес вновь сформулировал массу новых предложений в адрес федеральных министерств и ведомств. Большинство этих инициатив были недавно подписаны губернатором на Правительственной Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства - для того, чтобы оперативно их пролоббировать на самом высоком уровне.


Так, региональная власть поддержала предложение предпринимателей об отмене обязательной установки тахографов на транспортные средства, которые используют юрлица и индивидуальные предприниматели, работающие в сельских районах. Стоимость тахографа - зачастую просто неподъемна для субъекта МСП!

Еще одна инициатива - отменить приказ Росалкогольрегулирования, обязывающий вести и хранить не менее пяти лет на каждом торговом объекте журнал учета объема по рознице алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Ульяновские предприниматели также предлагают смягчить требования к проведению аттестации рабочих мест и обучению правилам пожарной безопасности, отменить обязательную дорогостоящую процедуру ежегодной замены электронной контрольной ленты для организаций с годовым оборотом менее 10 млн. рублей, освободить субъекты малого социального бизнеса от платы за использование прав интеллектуальной собственности (в основном, это качается сферы общепита, спорта, туризма).

Есть резон изменить порядок определения размера стоимости лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - сейчас она равна и для крупных сетей, и для мелкой розницы. Куда справедливее «привязать» стоимость лицензии к размеру населенного пункта и количеству торговых объектов.

Есть все шансы для того, чтобы свежие инициативы, сформулированные ульяновским бизнесом, были поддержаны российской общественностью, предпринимательским сообществом страны. Предложения из Ульяновска неоднократно получали одобрение на федеральном уровне и приводили к необходимым законодательным изменениям, к конкретным поручениям ответственным лицам.

Социально опасная печать

Одна из актуальных проблем ульяновского бизнеса - несоблюдение прав предпринимателей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в Ульяновской области. Омбудсмен Татьяна Скопцова приводит статистику: за 2015 год в приемную уполномоченного по правам предпринимателей поступило 187 обращений от 250 предпринимателей, из них 35 касаются нарушения прав при проверках, и это на 20% больше, чем за такой же период прошлого года.

На федеральном уровне подтверждается, что идеология контрольно-надзорной деятельности в России - репрессивная и крайне недружественная, это касается и ФЗ-224, и Административного кодекса РФ, и большого количества ведомственных актов. На повестке дня стоит реформирование контрольно-надзорной деятельности в стране, изменение психологии контролеров, которые должны уметь «отделять зерна от плевел». Ульяновские предприниматели уверены: пора рейтинговать нарушения по степени опасности. Почему, скажем, за отсутствие печати на документе на предпринимателя налагается колоссальный штраф? В чем здесь социальная опасность?

Ульяновской области отводится важная роль «первопроходца», на котором сегодня обкатывается новая идеология с риск ориентированной моделью по реформированию деятельности органов контроля и надзора в регионе и муниципалитетах. Уже разработан проект соответствующей «дорожной карты», готовятся кардинальные изменения в региональные и муниципальные инструкции, законы, нормативные документы и в систему деятельности федеральных ведомств, которые работают на территории области.

Так, при проведении первичных проверок будут законодательно исключены возможности наложения штрафов, которые для бизнеса бывают порой разорительны. А если в ходе плановой проверки не найдены нарушения, то в ближайшие три года бизнес может быть спокоен: контролеры к нему не нагрянут.

В случае же внеплановых специализированных проверок санкции должны быть только по основанию проверочного материала. А не так, как подчас бывает: основание для проверки одно, а в ходе проверки контролеры начинают «шерстить» по полной программе. Татьяна Скопцова приводит пример: в ходе внеплановой проверки Роспотребнадзора, проведенной в начале 2015 года, на субъект предпринимательской деятельности составлено целых пять протоколов об административном правонарушении. Причем по некоторым нарушениям специалисты не смогли пояснить свои требования в суде, например, по вынесению наказания за отсутствие защитной арматуры на осветительных приборах.

Перед регионом поставлена непростая задача - формирование эталонной системы контроля и проверок, которая, с одной стороны, отвечала бы интересам потребителей, защищала их здоровье и благополучие, а другой - избавила бизнес от излишних надзорных мероприятий, чтобы над ним не висел «дамоклов меч» в виде проверок, которые могут быть губительными для дальнейшего развития.

Еще одна важная задача, стоящая перед предпринимательским сообществом Ульяновской области, - создание специализированного органа, который займется анализом и контролем всех принятых решений, их качественного и своевременного исполнения. Известная практика: чиновники часто стараются «замылить», «заговорить» правильные решения - чтобы продлить себе спокойную жизнь…

Еще одна фабрика нам не нужна!

На заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства были обнародованы итоги исследования состояния делового климата в Ульяновской области, проведенного рейтинговым комитетом Корпорации по развитию предпринимательства.

Исследование показало, насколько эффективным является сегодня общение и взаимодействие бизнеса с контрольно-надзорными органами муниципальной, региональной, федеральной власти - Минсельхозом, Департаментом ветеринарии, Роспотребнадзором, УФНС, Росельхознадзором, МЧС, Государственной инспекцией труда, таможней, организациями инженерной инфраструктуры и т.д. Проверялась информативность открытых источников, компетентность сотрудников, качество предоставления государственных услуг и консультирования, наличие обратной связи с потенциальным инвестором, клиентоориентированность.

Для проверки, скажем, деятельности муниципалитетов, была использована такая модель - перенос инвестором производства кондитерской фабрики из другого региона. Соответственно, необходимо было получить запрос о земельном участке, инфраструктуре и т.п. Результаты исследования в формате «тайный инвестор» в некоторых муниципалитетах просто поразили. Так, в Карсунском районе ответственный сотрудник заявил, что на их территории уже есть кондитерская фабрика, и… больше не требуется.

По итогам исследования в число «отличников» и крепких «середняков» вошли города Ульяновск и Димитровград, Вешкаймский, Радищевский, Базарносызганский, Цильнинский, Теренгульский, Мелекесский, Старокулатскинский, Павловский, Чердаклинский районы. А худшие результаты показали Николаевское, Карсунское, Майнское муниципальные образования и Новоульяновск.

Председатель правления Корпорации по развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов отметил, что ряд контрольно-надзорных органов «отличились» неинформативными сайтами (настоящее «кладбище нормативных актов!»), низкой оперативностью в решении важных вопросов, недостаточной компетентностью сотрудников, отсутствием обратной связи.

В общем, есть над чем работать.

Татьяна Задорожняя

Фото: synergos.dp.ua1


 

Создается летопись симбирского предпринимательства

В Ульяновской области подписано Соглашение о реализации проекта «История симбирского предпринимательства». Подписи под документом поставили представители власти, общественных организаций, вузов.

«История симбирского предпринимательства» реализуется в рамках федерального проекта, он призван рассказать об исторических личностях - купцах, промышленниках, предпринимателях-земледельцах - оставивших свой след в истории родного края.

- Это будет научный, энциклопедический, литературный труд, который должен отвечать двум фундаментальным принципам: воспитание патриотизма и воспроизводство в нации предпринимательского духа, который сегодня очень важен в условиях глобальной конкуренции современного мира, - отметил зампредседателя совета РОО «Ульяновское объединение предпринимателей» Хамза Ямбаев. - Необходимо сделать достоянием широкой общественности историю, запечатленную в документах архивных, музейных, библиотечных фондов, показать миссию и роль симбирского предпринимательства в становлении России, сформировать позитивное отношение к бизнесу и к конкретным людям - предпринимателям, меценатам, благотворителям.

Авторы проекта надеются на широкое вовлечение общественности в составление «новой летописи» симбирского предпринимательства.

 

10816

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: