€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Как вдохновить сотрудника?
Фото: klinikk5.no
От того, насколько ярко горят глаза сотрудника, во многом зависит результат работы в компании. Поэтому одной из ключевых функций современного руководителя становится вдохновение своих подопечных на великие дела. Сделать это можно, используя коучинговые методики в управлении персоналом.
Три в одном
В этой статье я поделюсь примером из собственной практики руководителя. В бизнес-коучинге есть такой инструмент как «Колесо баланса компетенций». Эта методика позволяет достигнуть трех целей одновременно:
1. Провести самооценку
и оценку результатов работы сотрудника
2. Сформулировать цели и планы
на ближайший квартал\год
3. Вдохновить!
Беседу в таком формате я провожу с сотрудником в различных ситуациях: на собеседовании или при вступлении в должность, раз в полгода в качестве аттестации, при переговорах о зарплате (повышении\снижении) и когда вижу, что у сотрудника падает мотивация. Основной плюс общения в таком формате заключается в том, что сотрудник сам оценивает свою работу, достижения и ошибки. Сам продумывает цели и план действий, что значительно повышает его вовлеченность и мотивацию. Минус в том, что такая беседа требует времени на подготовку и проведение. А также огромного терпения руководителя не проговорить все вместо сотрудника, а все-таки дать ему возможность «включить свои мозги».
Подготовка = 50% успеха
Как и к любым переговорам, к такой беседе необходимо готовиться заранее.
Во-первых, определить цели и задачи. Например, цель - сотрудник, у которого есть четкое понимание уровня своих компетенций и плана действий на ближайший квартал. Задачи: сотрудник САМ оценивает результаты своей работы за год, достижения и ошибки, формулирует цели и план работ. Руководитель корректирует, дополняет и помогает расставить приоритеты.
Во-вторых, сначала самому прописать «Колесо баланса компетенций» сотрудника (в случае, если его не прорабатывали до этого). Количество компетенций должно быть в районе 8-12 пунктов, иначе сложно будет сконцентрировать внимание. По каждому направлению работы продумать его достижения и ошибки, новые цели.
В-третьих, продумать мощные коучинговые вопросы, которые вы зададите, чтобы направить мысли сотрудника в нужное русло. (Получите бесплатно список из 65 мощных вопросов, отправив запрос на почту salnikova.i@smartteam.ru).
На такую беседу необходимо выделить не менее часа - полутора часов. И заранее обозначить тему общения сотруднику, чтобы у него также была возможность подготовиться.
Полезные советы
Если вы хотите, чтобы эта коучинговая методика работала на вас, то следуйте таким советам:
1. Возвращайтесь к детальному анализу «Колеса компетенций» ежеквартально\раз в полгода.
2. Шаги, которые проговорили во время такой беседы, переведите в конкретные цели, результаты и планы работы сотрудника, оформите в виде документа.
3. В каждодневной работе больше ЗАДАВАЙТЕ мощных вопросов сотрудникам, тем самым вы заставляете «включать их собственные мозги» и брать ответственность на себя!
4. Забудьте вопрос «Почему ты это не сделал?», так как на него никто и никогда не дает правдивого ответа.
5. ВДОХНОВЛЯЙТЕ! «Зажигайте» своих сотрудников, и ваша компания будет на шаг впереди. А может, и на все десять!
Колесо баланса компетенций
Итак, начинаем беседу. Для примера рассмотрим «Колесо компетенций» руководителя отдела продаж (РОП).
№ |
Этап |
Описание |
1 |
Цели и задачи |
Руководитель озвучивает ЦЕЛИ беседы: «Оценим результаты твоей работы за предыдущий квартал и наметим цели на следующий». |
2 |
Определение списка компетенций\зон ответственности |
Берете лист А4 и вместе с сотрудником пишете список направлений его работы. Например, для руководителя отдела продаж это могут быть планирование работы отдела, мотивация персонала, работа с VIP-клиентами, отчетность, оценка и обучение менеджеров по продажам и т. д. |
3 |
Выбор 8-12 ключевых зон для работы |
Рисуете «Колесо баланса» (см. рисунок), делите его на 8-12 частей и на нем пишете отобранные компетенции, преварительно их сгруппировав. Например, в блок «ПЛАНИРОВАНИЕ» войдут такие навыки и функции, как определение плана продаж отдела по критериям «SMART», «воронки продаж» для каждого менеджера по продажам, эффективное проведение планерок и отчетных совещаний. |
4 |
Оценка существующей ситуации, достижений |
Внимание! Следующие три пункта последовательно проходите вместе с сотрудником по каждому блоку. Сначала вы ЗАДАЕТЕ вопросы сотруднику о его достижениях и сильных сторонах: - Какой результат у тебя на сегодня в этом направлении? - Какие трудности тебе удалось преодолеть? - За счет чего тебе удалось достигнуть таких высоких результатов? Задача руководителя на этом этапе - подтвердить достижения и дополнить теми, которые для вас являются особенно важными. Поверьте, это вдохновляет! |
5 |
Ошибки, упущения, недостатки в работе |
Далее вы опять ЗАДАЕТЕ вопросы: - Что было не выполнено, с чем это связано? - Какие собственные зоны роста ты видишь? Задача руководителя - дополнить упущения и попросить оценить сотрудника текущую ситуацию в этом блоке от 0 до 10, учитывая свои достижения и ошибки. Где 10 - идеал. |
6 |
Цели на ближайший квартал |
Далее вы опять ЗАДАЕТЕ вопросы: - Что ты планируешь делать в этом направлении? - Конкретные шаги? Какие сроки? - Как будем оценивать успех? Задача руководителя - дополнить цели и шаги, помочь расставить приоритеты. - Я хочу попросить тебя сделать в 10 раз больше… |
7 |
Вдохновить!!! |
И, наконец, руководитель, может СКАЗАТЬ: - Я вижу результат твоей работы. Надеюсь, ты замечаешь свой прогресс. Докажи себе самому! Просто сделай это! Я надеюсь, что результат превзойдет ожидания! |
Ирина Сальникова
Эксперт по построению системы продаж, сертифицированный
бизнес-коуч, совладелец Международной компании SMART TEAM
Фото: yaroslavl.mesi.ru