Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как вдохновить сотрудника?

Фото: klinikk5.no

 

От того, насколько ярко горят глаза сотрудника, во многом зависит результат работы в компании. Поэтому одной из ключевых функций современного руководителя становится вдохновение своих подопечных на великие дела. Сделать это можно, используя коучинговые методики в управлении персоналом.

Три в одном

В этой статье я поделюсь примером из собственной практики руководителя. В бизнес-коучинге есть такой инструмент как «Колесо баланса компетенций». Эта методика позволяет достигнуть трех целей одновременно:

1. Провести самооценку
и оценку результатов работы сотрудника

2. Сформулировать цели и планы
на ближайший квартал\год

3. Вдохновить!

Беседу в таком формате я провожу с сотрудником в различных ситуациях: на собеседовании или при вступлении в должность, раз в полгода в качестве аттестации, при переговорах о зарплате (повышении\снижении) и когда вижу, что у сотрудника падает мотивация. Основной плюс общения в таком формате заключается в том, что сотрудник сам оценивает свою работу, достижения и ошибки. Сам продумывает цели и план действий, что значительно повышает его вовлеченность и мотивацию. Минус в том, что такая беседа требует времени на подготовку и проведение. А также огромного терпения руководителя не проговорить все вместо сотрудника, а все-таки дать ему возможность «включить свои мозги».

Подготовка = 50% успеха

Как и к любым переговорам, к такой беседе необходимо готовиться заранее.

Во-первых, определить цели и задачи. Например, цель - сотрудник, у которого есть четкое понимание уровня своих компетенций и плана действий на ближайший квартал. Задачи: сотрудник САМ оценивает результаты своей работы за год, достижения и ошибки, формулирует цели и план работ. Руководитель корректирует, дополняет и помогает расставить приоритеты.

Во-вторых, сначала самому прописать «Колесо баланса компетенций» сотрудника (в случае, если его не прорабатывали до этого). Количество компетенций должно быть в районе 8-12 пунктов, иначе сложно будет сконцентрировать внимание. По каждому направлению работы продумать его достижения и ошибки, новые цели.

В-третьих, продумать мощные коучинговые вопросы, которые вы зададите, чтобы направить мысли сотрудника в нужное русло. (Получите бесплатно список из 65 мощных вопросов, отправив запрос на почту salnikova.i@smartteam.ru).

На такую беседу необходимо выделить не менее часа - полутора часов. И заранее обозначить тему общения сотруднику, чтобы у него также была возможность подготовиться.

 

Полезные советы

Если вы хотите, чтобы эта коучинговая методика работала на вас, то следуйте таким советам:

1. Возвращайтесь к детальному анализу «Колеса компетенций» ежеквартально\раз в полгода.

2. Шаги, которые проговорили во время такой беседы, переведите в конкретные цели, результаты и планы работы сотрудника, оформите в виде документа.

3. В каждодневной работе больше ЗАДАВАЙТЕ мощных вопросов сотрудникам, тем самым вы заставляете «включать их собственные мозги» и брать ответственность на себя!

4. Забудьте вопрос «Почему ты это не сделал?», так как на него никто и никогда не дает правдивого ответа.

5. ВДОХНОВЛЯЙТЕ! «Зажигайте» своих сотрудников, и ваша компания будет на шаг впереди. А может, и на все десять!

 

Колесо баланса компетенций

Итак, начинаем беседу. Для примера рассмотрим «Колесо компетенций» руководителя отдела продаж (РОП).

 

Этап

Описание

1

Цели и задачи

Руководитель озвучивает ЦЕЛИ беседы:

«Оценим результаты твоей работы за предыдущий квартал и наметим цели на следующий».

2

Определение списка компетенций\зон ответственности

Берете лист А4 и вместе с сотрудником пишете список направлений его работы. Например, для руководителя отдела продаж это могут быть планирование работы отдела, мотивация персонала, работа с VIP-клиентами, отчетность, оценка и обучение менеджеров по продажам и т. д.

3

Выбор 8-12 ключевых зон для работы

Рисуете «Колесо баланса» (см. рисунок), делите его на 8-12 частей и на нем пишете отобранные компетенции, преварительно их сгруппировав. Например, в блок «ПЛАНИРОВАНИЕ» войдут такие навыки и функции, как определение плана продаж отдела по критериям «SMART», «воронки продаж» для каждого менеджера по продажам, эффективное проведение планерок и отчетных совещаний.

4

Оценка существующей ситуации, достижений

Внимание! Следующие три пункта последовательно проходите вместе с сотрудником по каждому блоку.

Сначала вы ЗАДАЕТЕ вопросы сотруднику о его достижениях и сильных сторонах:

- Какой результат у тебя на сегодня в этом направлении?

- Какие трудности тебе удалось преодолеть?

- За счет чего тебе удалось достигнуть таких высоких результатов?

Задача руководителя на этом этапе - подтвердить достижения и дополнить теми, которые для вас являются особенно важными. Поверьте, это вдохновляет!

5

Ошибки, упущения, недостатки в работе

Далее вы опять ЗАДАЕТЕ вопросы:

- Что было не выполнено, с чем это связано?

- Какие собственные зоны роста ты видишь?

Задача руководителя - дополнить упущения и попросить оценить сотрудника текущую ситуацию в этом блоке от 0 до 10, учитывая свои достижения и ошибки. Где 10 - идеал.

6

Цели на ближайший квартал

Далее вы опять ЗАДАЕТЕ вопросы:

- Что ты планируешь делать в этом направлении?

- Конкретные шаги? Какие сроки?

- Как будем оценивать успех?

Задача руководителя - дополнить цели и шаги, помочь расставить приоритеты.

- Я хочу попросить тебя сделать в 10 раз больше…

7

Вдохновить!!!

И, наконец, руководитель, может СКАЗАТЬ:

- Я вижу результат твоей работы.

Надеюсь, ты замечаешь свой прогресс.

Докажи себе самому! Просто сделай это!

Я надеюсь, что результат превзойдет ожидания!

 

Ирина Сальникова

Эксперт по построению системы продаж, сертифицированный
бизнес-коуч, совладелец Международной компании SMART TEAM

Фото: yaroslavl.mesi.ru

 

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: