Как сохранить устойчивость бизнеса в кризис
Фото: newstula.ru
Как сохранить УСТОЙЧИВОСТЬ БИЗНЕСА В КРИЗИС
Ульяновские предприниматели вместе со всей страной столкнулись с новыми вызовами. Собственники, руководители компаний рассматривают способы выхода из сложной ситуации, ищут пути для сохранения и, по возможности, преумножения бизнеса. Об этом шла речь за круглым столом «ДО».
Участники круглого стола:
Наталья Абрамовская, председатель УФМОО «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» |
Надежда Ерыкалина, коммерческий директор компании «ИВАНОФФЪ И К» |
Лия Задорожная, руководитель ювелирной сети «Ювелия» |
Марат Касабян, директор ульяновского филиала СК «Северная казна» |
Денис Крайнов, начальник управления по развитию корпоративного бизнеса банка «Венец» |
Михаил Никашин, директор ООО «ПроИнСтрой Восток» |
Сергей Шеламыдов, рисконсульт Ульяновской Ассоциации мебельщиков |
«ДО»: Как повлиял новейший кризис на ваш бизнес?
Наталья Абрамовская:
- Мой бизнес связан с продуктами питания и пока никаких особых потерь я не понесла. Между тем, ко мне как руководителю общественной организации обращаются многие предприниматели, которые жалуются на процессуальные нарушения правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Проверки проводятся без предупреждений, штрафы накладываются и на юрлицо, и на должностное лицо. Пытаемся доказывать неправомерность таких проверок в судах, по большей части выигрываем судебные процессы.
Сейчас участилось количество жалоб по поводу кассовой дисциплины предпринимателей, которые работают по ЕНВД. ФЗ-54 освобождает их от применения контрольно-кассовых аппаратов, однако последнее время налоговики пытаются наказывать за отсутствие ККМ организации или индивидуальных предпринимателей, реализующих пиво, пивные напитки, сидр, медовуху. Что касается закрытия торговых объектов, то здесь, несомненно, толчком стал «антиалкогольный» 171-ФЗ, а затем и «антитабачный» закон. Не все киоски удалось перепрофилировать. Однако в большей степени бизнес пострадал от федеральных сетей, которые давят своей ценовой политикой.
Надежда Ерыкалина:
- Как гражданин своей страны, переживший ни один кризис, я стараюсь не поддаваться на «кризисную» панику, однако как потребитель ощущаю, что стоимость продуктовой корзины выросла процентов на 40. Сфера общественного питания, в которой я работаю, традиционно одной из первых принимает на себя кризисный удар.
По данным статистики, за последние 13 лет реальные доходы населения России снизились на 7,3 %, это огромная цифра! На чем, в первую очередь, начинают экономить люди? Естественно, на развлечениях, в том числе, на походах в кафе и рестораны. Из-за серьезного роста цен на продукты у рестораторов за последнее время, несмотря на сокращение издержек, растет расходная часть, в то время как доходная часть, маржинальность падают.
Почувствовали мы на себе и влияние санкций. Так, в нашей сети есть итальянский ресторан премиум-класса, где большинство блюд изготовлено на основе импортных продуктов, например, рукколы. А ее сейчас просто нет в городе! Российские же производители, например, сыров, еще долгое время не смогут конкурировать с поставщиками из Италии, Греции или Испании. Достойной замены многим импортным продуктам нет, и, каким бы хорошим ни было обслуживание гостей, от отсутствия «санкционных» продуктов страдает репутация заведения.
От роста валют серьезно пострадала и кинотеатральная деятельность, подорожало обслуживание киноаппаратуры (она вся цифровая, производится либо в США, либо в Европе). Так, цены на лампы выросли практически в два раза, а стоимость билета в небогатом Ульяновске мы увеличить не можем. В том числе, из-за конкуренции с крупными федеральными сетями, присутствующими в городе.
Сергей Шеламыдов:
- Рост валюты очень сильно повлиял на мебельный рынок: в производстве мебели львиная доля фурнитуры, комплектующих закупается за границей, соответственно, цены на них выросли. Почти на сто процентов увеличились цены на ткани, соответственно, на три-четыре тысячи выросла стоимость дивана. Даже для шкафов-купе алюминиевые профили привозят из-за рубежа, сегодня на них - просто невероятные цены! Да, мебельщики ищут российские аналоги, которые в свете последних событий стали дешевле той же китайской продукции, но, увы, их пока недостаточно. А открытие каких-то новых производств - на уровне переговоров.
Острая проблема связана с недобросовестной конкуренцией между нелегальными производствами и фабриками, которые платят белую зарплату и соответственно, налоги, по высоким тарифам - за энергоносители. В Ульяновске сложился целый «гаражный» мебельный кластер, где про социальную ответственность даже не слышали. Люди здесь совершенно не защищены: сотрудника, получившего производственную травму, могут уволить задним числом, уходящие в декрет получают минимальное пособие. В кризисный момент «гаражники» наносят еще более ощутимый удар по цивилизованному рынку. Побороть это пока не получается.
Денис Крайнов:
- По сути, мы видим только зачатки кризиса, но банковский сектор уже достаточно серьезно пострадал. В декабре, когда пошла сильная волатильность на валютном рынке, когда люди в панике побежали снимать банковские вклады и покупать квартиры, машины, бытовую технику, валюту, произошло изменение себестоимости ресурсов банков. Федеральные банки начали вводить новые программы, ставки по вкладам доходили до 25% годовых, тем самым, не было притока депозитов, просто произошел оборот, когда люди снимали вклады под 12% и клали под 25%.
Банки были вынуждены повышать процентные ставки по реальным кредитам, в первую очередь, это коснулось корпоративных клиентов. В данном сегменте увеличение произошло сразу на пять-семь пунктов, а это для бизнеса ощутимо. Средняя ставка по кредитам - 22-25%. В России у предприятий нет такой нормы доходности, чтобы они могли обслуживать такие проценты. Снижение ключевой ставки дало понять банковскому рынку, что необходимо снижать проценты по выдаваемым кредитам. Правда, в первую очередь, это могут делать пока только крупные банки с госучастием.
В январе деловая активность традиционно невысокая, но падение кредитного портфеля произошло, в первую очередь, за счет бизнеса, который имеет большие обороты. Чтобы снизить расходы, ритейл просто вышел из кредитов. Впрочем, сейчас намечается тенденция исправления ситуации: бизнесу так или иначе нужны кредиты - для пополнения оборотных средств, да и просто для того, чтобы выжить в этих условиях.
Михаил Никашин:
- Сегодня каждый, наверное, ощущает рост неопределенности, тревоги, испытывает стресс, который негативно влияет на отношения, на состояние здоровья. Возникает депрессия… Но происходит и переосмысление: жизнь - здесь и сейчас, и если мы не можем изменить происходящее, то надо менять к этому отношение. Да, условия жесткие, но их надо воспринимать как данность, действовать и жить полной жизнью!
Что касается нашей отрасли, то ключевой пакет заказов находится в сегменте строительства жилья. Основные проблемы связаны с ростом курса валют и ростом стоимости в рублях материалов при условии паушальной цены контрактов. Инвесторы в связи с неопределенностью и снижением объема продаж сокращают объемы строительства, растет ценовая конкуренция подрядных организаций. Естественно, что первая реакция - поиск путей оптимизации затрат, роста эффективности, применение аутсорсинга для видов деятельности, поддерживающих основную, усиление бюджетного контроля.
Марат Касабян:
- Основу нашего клиентского портфеля составляют мелкий и средний бизнес. Большая доля клиентов наряду с другими видами страхования также страхует свой личный транспорт. Сейчас происходит рост стоимости ремонтных работ на автомобили: запчасти, лакокрасочные материалы - это, в основном, сертифицированная продукция иностранных производителей. Соответственно, страховщики несут бОльшие расходы на оплату ремонта транспорта своих клиентов.
Серьезно снизилось количество клиентов, которые берут кредиты (ипотечные, автокредиты). По нашей аналитике, все бОльшее количество юрлиц просят рассрочку по заключаемым договорам.
Лия Задорожная:
- Ювелирный бизнес пострадал от кризиса в первую очередь: люди стали отказываться от предметов роскоши. Даже те клиенты, которые раньше брали украшения, не глядя на ценник, сейчас начали прицениваться. Но конечно, есть покупатели, которые любят себя и своих близких настолько, что, невзирая ни на что, к значимым событиям покупают ювелирные украшения. Примечательно, что за последнее время произошел рост спроса на столовое серебро: его можно оставить своим потомкам, хороший способ вложения средств.
Серьезной проблемой для ульяновских ювелиров, работающих много лет на этом рынке, стала агрессивная демпинговая политика сетевого ритейла, который к тому же порой снижает планку качества украшений из золота и серебра. Мы стараемся держать цены, хотя стоимость изделий выросла даже у российских производителей - за счет удорожания исходного сырья, клеймения и т.д.
Конечно, в таких условиях хочется видеть понимание арендодателей в плане сокращения арендных ставок. Но это происходит не всегда и не в том объеме! Посмотрите, как вложились арендаторы ЦУМа, в частности, в ремонт, и это был даже не нулевой цикл, предпринимателям пришлось на свои средства заливать полы, делать потолок, свет, входную группу... А сейчас они вынуждены покидать ЦУМ, который, с грустью приходится признать, не сложился, как торговый центр, куда людям хочется идти.
«ДО»: Какие меры для улучшения ситуации вы уже приняли?
Надежда Ерыкалина:
- Как известно, есть три стратегии выхода из кризиса. Наша группа компаний воспользовалась всеми. Первая стратегия - уйти с рынка, пока ситуация не усугубилась до такой степени, что предприятие начнет разоряться. Мы закрыли одно предприятие. Второй метод - уход в более дешевый сегмент. Мы начали открывать сеть столовых. И третий - пережить тяжелое время, сокращая расходы. Что мы и делаем.
Окупаемость ресторанного бизнеса достаточно долгая, поэтому на арендованных площадях наши заведения находятся чуть ли не по десять лет. К сожалению, практически невозможно договориться с арендодателями, владельцы иных торговых центров, видимо, не осознают тонкости ценообразования своих арендаторов. Дошло до того, что члены Ассоциации рестораторов Ульяновской области подписали соглашение: если арендуемое место освобождается по причине того, что владельцы не идут на снижение арендных ставок, то другой представитель ресторанного бизнеса эту площадь не занимает.
К счастью, в Ульяновске мало центров, в которых приравнивали арендную ставку к курсу доллара или евро: в крупных городах некоторые предприниматели пострадали как раз из-за этого. Вместе с тем, года три мы пытаемся предложить арендодателям привязать размер ставки к проценту от выручки, но пока никто на это не идет, хотя многие крупные федеральные сети работают именно так - тогда все заинтересованы в результате. Это позволило бы предприятиям, в частности, выжить в мертвый сезон, который начнется с апреля и в этом году усугубится кризисом.
Рецепты «ОТ КРИЗИСА»
- Находить пути оптимизации затрат и роста эффективности, шире применять аутсорсинг, усиливать бюджетный контроль.
- Хорошо знать своего потребителя: за что он готов платить, а за что - нет; что в вашем предложении лишнее и чего не хватает. Исходя из этого формируется продукт, и выстраиваются отношения.
- Предложение арендодателям - привязать размер арендной ставки к проценту от выручки. Многие федеральные сети работают именно так - тогда все заинтересованы в результате.
- Если мы не можем изменить происходящее, то надо менять отношение к нему. Да, условия жесткие, но их надо воспринимать как данность, действовать и жить полной жизнью!
Сергей Шеламыдов:
- На этот раз мебельщики избрали такой способ борьбы с кризисом, как кооперация. Мы создали Ассоциацию ульяновских мебельщиков - для того, чтобы решать проблемы сообща, взаимодействуя друг с другом, а также с властями. Чтобы с нами общались не как с отдельно взятым производителем, а через ассоциацию. Проблемы у нас общие - и рост арендных ставок, и поиск площадок для бизнеса. Хотим создать в Ульяновске крупный мебельный кластер, чтобы нелегальные игроки выходили из «тени», работали в правовом поле. Большая проблема с кадрами - молодежь надо учить, без этого будущего у отрасли нет.
Марат Касабян:
- В рамках филиала мы ведем активный найм продавцов - есть определенная «зашоренность» в методах работы страховщиков, которые давно работают на рынке и привыкли к определенному алгоритму взаимодействия с клиентами и партнерами. Сейчас мы готовы реализовывать нестандартные, не в полной мере присущие страховому бизнесу пути и технологии развития и привлечения клиентов. Запустили в Ульяновске проект с колл-центром, уменьшаем стоимость привлечения клиента, тем самым экономим средства для резервов, которые пригодятся при плохом сценарии развития рынка.
«ДО»: Как, на ваш взгляд, можно сохранить устойчивость бизнеса в кризис, выйти из него обновленным?
Надежда Ерыкалина:
- Недавно Ассоциация ульяновского бизнеса провела встречу представителей местного предпринимательства и крупных инвестпредприятий, которые заявили о потребности в том или ином продукте в формате аутсорсинга. Инвесторы порой не могут найти самостоятельно в городе и регионе достойных поставщиков этих услуг. Так что встреча оказалась продуктивной, и в будущем такие мероприятия необходимо проводить чаще. Вообще именно в сложных условиях рождаются гениальные мысли, когда приходится мобилизовываться, искать нестандартные выходы.
Наталья Абрамовская:
- Группа димитровградских бизнесменов вышла с инициативой к региональному правительству использовать европейский опыт, когда гипермаркеты на выходные закрывают, тем самым давая местным предпринимателям выйти хотя бы на уровень здоровой конкуренции. А предпринимателям я посоветовала бы - расширяйте ассортимент! На высшем уровне идет разговор о возврате отобранного у мелкого бизнеса ассортимента - алкогольной продукции и табачных изделий, которые сейчас не продаются вне стационарных торговых объектов.
Надежда Ерыканова:
- Последние два месяца я занимаюсь тем, что меняю статус и мотивацию своего персонала. К сожалению, у многих сотрудников еще с советского времени живы стереотипы, что они должны получать зарплату независимо от того, какая выручка у собственника. Мы серьезно работаем над повышением производительности труда, строим планы, графики, и в зависимости от этого мотивируем персонал.
Марат Касабян:
- С декабря прошлого года наблюдается рост тарифов на страхование имущества, выросли в цене добровольные виды страхования. В некоторых компаниях рост составил до 120-140% на добровольное страхование транспорта. К примеру, если условно КАСКО стоило 40 тысяч рублей, то сейчас страхование того же автомобиля на прежних условиях доходит до 90 тысяч рублей!
Общаясь с коллегами, вижу, что многие заняли выжидательную позицию. Наша же компания выбрала путь активной деятельности на рынке, мы разрабатываем новые продукты, программы, чтобы клиенты могли обезопасить себя в нынешних условиях за меньшие деньги. В общем, двигаемся дальше, стоять на месте - себе дороже.
Сергей Шелдамыдов:
- Я ознакомился с антикризисным планом Правительства РФ, где предусмотрены реальные меры поддержки российского бизнеса. Думаю, не все выполнимо, но есть и интересные моменты. Хотя многие предприниматели скажут, что зачастую лучшая помощь от властей - не мешать!
Михаил Никашин:
- Отрасль строительства - достаточно широкая сфера деятельности, и надо глубже смотреть на рынок. Реализация антикризисного плана правительства предполагает развитие промышленности. Для строительного сектора это реконструкция существующих предприятий, возведение новых, госзаказ. Досконально изучаю рынок и его участников, ищу возможности для участия в инвестиционных строительных проектах в качестве проектировщика, строителя, технического заказчика. В настоящее время становится особо важным знание потребителя и того, что для него действительно ценно, за что он готов платить, а за что - нет, что - лишнее. Исходя из этого и выстраиваются отношения, и предлагается продукт компании.
В настоящих условиях важно оказать помощь инвестору в реализации его планов, сопровождать и оказывать содействие в решении различных задач с учетом действующего законодательства и местных особенностей. Предлагаю выполнение проектных работ с оплатой после положительного заключения экспертизы, бесплатные консультации. Думаю, что сейчас инвестору важно повышение эффективности инвестиций. Привлекая технического заказчика, который выполняет комплекс проектирования и строительства от технического задания до ввода в эксплуатацию, можно снизить затраты отдельно на проектирование. Такие возможности у компании сегодня есть.
Фото: static1.banki.ru