Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Кризис - время открытий

Фото: klinikk5.no

 

Времена не выбирают. У нас нет машины времени, которая позволила бы перемещаться из эпохи в эпоху - от одного экономического подъема до другого. Поэтому нужно постараться быть успешным и счастливым в том времени, в котором довелось жить. Такой подход поможет сохранить и себя, и бизнес.

В новой экономической реальности

Кризисы, нравится нам это или нет, являются неотъемлемой частью бизнеса. К кризису необходимо готовиться заранее: разработать план действий в условиях неопределенности, который содержит несколько сценариев развития ситуации. Тогда у вас будет конкурентное преимущество, поскольку вы будете реагировать на изменения мгновенно, не теряя времени и не впадая в общую панику. И не надо терять время, жалуясь на исключительно тяжелые условия. Индекс предпринимательской уверенности у нас примерно такой же, как и в других странах (см. таблицу 1).

Не надо забывать, что на деловую активность организации влияют не только внешние, но и внутренние факторы (таблица 2). И если к внешним факторам приходится лишь адаптироваться, то внутренними - можно управлять.

Таблица 1

Жить настоящим

Мы, россияне, часто вспоминаем о счастливом прошлом и мечтаем о светлом будущем, забывая, что жить надо настоящим. Жизнь коротка, и если мы будем рассматривать кризис, как паузу между счастливыми кусочками бытия, то жизнь может так и закончиться в ожидании. Говорят, что трудности надо пережить. Нет! Надо просто жить сейчас - в тех условиях, которые есть, максимально делая то, что можешь.

К сожалению, в кризисной ситуации многие руководители вообще перестают думать и полностью переходят на рефлекторный режим управления. Очень часто первое, что они начинают делать при наступлении кризиса - это бездумно сокращать издержки. Важно понимать: неоправданное и необдуманное сокращение издержек наносит ущерб бизнесу. Увольнение ключевых специалистов и переход на более дешевые некачественные расходные материалы не спасет компанию. И в случае, если управление знаниями организовано не на должном уровне, то сотрудники (носители знаний) уносят их с собой бесследно.

Ричард Бренсон, основатель корпорации Virgin Group, так трактует применение слово «семья» по отношению к компании: «Если возникнут трудности, я никогда не прогоню своих детей. Каждому просто достанется немного меньше. Так же следует поступать и в фирме».

Таблица 2

Ждать или наносить удар?

Нельзя втягиваться в глухую оборону, необходимо найти новые возможности для роста бизнеса. Одна из них - повышение производительности труда. Производительность труда в России в 2,5 раза ниже, чем в Америке и в два раза ниже, чем во Франции, Ирландии и Бельгии.

Чем больше компания, тем легче сотруднику скрыть объем индивидуального трудового вклада. К сожалению, наличие халтурщиков в команде (реальных или кажущихся) приводит к тому, что люди с высокой производительностью труда также начинают работать спустя рукава. Это явление называется социальной ленью. Чтобы оно не распространялось, безжалостно избавляйтесь от халтурщиков.

Исследования показали, что в стартапе, где трудится девять сотрудников, 50% работы выполняют три человека. В компании среднего размера (500 сотрудников) 50% на плечах 22 человек. Но если взять гигантскую корпорацию с 20 тыс. сотрудников в штате, то 50% работы выполняет 141 человек. Таким образом, очень маленькая фирма с девятью сотрудниками может реально функционировать на уровне компании со штатом в 40 человек. Серьезный довод в пользу малого бизнеса.

Выбирайте счастливых работников. Установлено, что самые продуктивные работники в то же время являются самыми счастливыми. Люди, получающие меньше удовольствия от жизни, отдают меньше сил своей работе. Продуктивность напрямую зависит от качества отношений работника и работодателя - если в них нет гармонии, показатели падают.

Таблица 3

Закон антикризисного управления гласит: «Любой кризис разрешим при наличии трех ресурсов: времени, денег и воли владельца к проведению преобразований». При этом ни один из ресурсов не может быть равен нулю, а недостаток одного из ресурсов должен быть компенсирован увеличением двух других.

Самый главный ресурс в кризисный период - это время. Упустил время - проиграл. Поэтому от владельцев компаний требуется смелость и быстрота в принятии управленческих решений!

Экономический спад может стать дополнительной возможностью для расширения рынка, а также и самого бизнеса, если им грамотно воспользоваться. Еще это хороший момент для того, чтобы открыть малый бизнес. В кризисный период, когда слабые компании распадаются, появляются свободные ниши на рынке, которые тут же занимают те, кто более дальновидный и преду-смотрительный. Малый бизнес получает шанс привлечь деньги, предлагая товары и услуги вместо крупных предприятий, которые не смогли пережить кризис.

Устремляйтесь туда, где плохо обслуживают, и открывайте там свой бизнес. Помните, что формула будущего успеха: Качество в кубе + Сервис в кубе.

Конечно, такой подход требует определенных затрат на подбор персонала и обучение, но они вполне оправданы. О затратах нужно думать и в хорошие времена. Но есть время ждать, а есть время наносить удар. И порой стрессы, встряски и сложности заставляют мыслить интенсивнее, помогают искать новые решения.

Даже если речь идет о снижении затрат, то хорошо бы не просто найти, где «урезать», а найти новый способ выполнения работы, который сопряжен с меньшими затратами. Надо делать открытия! Кризис - самое время для этого, это время возможностей. Не случайно рост спроса на бизнес-образование приходится именно на кризис. Руководители начинают искать новые способы ведения бизнеса в изменившейся ситуации. Учатся на эти изменения реагировать!

Не обязательно менять сферу деятельности в кризис - занимайтесь тем, что умеете! Иногда достаточно просто применить опыт другой отрасли. Ведь в каждой сфере есть свои стереотипы, правила ведения бизнеса, управления людьми, может быть, стоит их разрушить?

Чтоб не пропасть поодиночке

Кризис - это время для людей гибких, способных к партнерству, готовых объединяться в группы, меняться опытом. По законам природы в тяжелые времена перед лицом опасности индивидуумы объединяются, и те, кто умеет создавать союзы, пусть даже временные, будут в выигрыше.

Если не хватает ресурсов для реализации грандиозных проектов - объединяйтесь! Создавайте межотраслевые союзы, некоммерческие партнерства, сливайтесь с компаниями, в том числе из смежных отраслей. Да, трудно - потому что разные компании, разные культуры, но замена конкуренции сотрудничеством - один из эффективных способов жить и работать во время кризиса.

Единых рецептов не будет

У многих ульяновских предпринимателей есть успешный опыт прохождения кризисов 1998, 2008 годов. Однако нельзя утверждать, что этот опыт пригодится на этот раз.

Ситуация меняется, жизнь другая, и кризис другой. Никто не знает, каким он будет - затяжным или коротким. Есть неуправляемые макро-факторы. Есть стечение обстоятельств, требующее новых подходов.

Дарите радость

Сегодня как никогда не стоит экономить на качестве сервиса, в тяжелые времена люди предпочтут обращаться в те компании, где работают доброжелательные сотрудники, где царит хорошее настроение.

Источником конкурентного преимущества сейчас является не товар, он, как правило, стандартный, - а именно в сервис. Что мы даем сверх того, что просто продаем продукт или услугу? Настроение, внимание, сопереживание.

Не отказывайтесь от благотворительных программ. Всегда найдутся те, кому труднее, чем вам. В любые времена надо заниматься стоящим делом и делать что-то хорошее для других.

 

И в заключение некоторые рекомендации по управлению бизнесом в кризис

- Планирование: сценарное и оперативное

- Оптимизация издержек: уровень расходов должен быть пропорционален уровню планируемых доходов

- Сокращение товарных запасов - увеличение оборачиваемости

- Не глухая оборона, а новые возможности для роста бизнеса

- Взгляд на свой бизнес с точки зрения потребителя

- Улучшение сервиса и качества

- Сохранение взаимоотношений с ключевыми клиентами

- Борьба с социальной ленью и повышение производительности

- Управление знаниями

- Создание малого бизнеса

- Формирование альянсов и партнерств

Татьяна Люлькина, ректор «Симбирск-ЛИНК»
Фото: tidc.ru

 

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: