Lingua-центры. Расширяя границы
http://tutknow.ru/
Рынок лингвистических услуг - пожалуй, одна из немногих сфер, на которую меньше всего повлиял экономический кризис. Спрос на дополнительное языковое образование продолжает расти, утверждают владельцы ульяновских центров по изучению иностранных языков.
В одиночку и в группе
На заре перестройки, когда изголодавшиеся по международному общению россияне массово бросились за рубежи, выросла потребность в языковом обучении. Тогда это были плохо структурированные длительные курсы с использованием застарелых методик. Потому и результаты учебы были неадекватны затраченным усилиям.
Потребность в получении языковых знаний породила появление многочисленных курсов самостоятельного освоения иностранных языков. Все мы помним нашумевший «Экспресс-метод Илоны Давыдовой», который, кстати сказать, и по сей день находит своего потребителя.
Об эффективности самообучения можно спорить долго, но нельзя забывать о плюсах обучения группового, которые активно используют для продвижения своих услуг различные языковые школы. Плюсы несомненны - это возможность ролевых игр, дискуссий, диалогов; это дополнительный стимул в виде желания не отставать от группы. Занятия в группе лингва-центров помогают быстро преодолеть языковой барьер.
К тому же лингвистические центры - живая и динамичная структура, обладающая достаточными ресурсами для того, чтобы следовать малейшим изменениям в запросах потребителя, реагировать на языковые трансформации. А ведь отслеживание языковых видоизменений и есть залог эффективности программ.
Спрос и предложение
Что касается клиентских запросов, то фирмы - ветераны рынка языковых услуг наблюдают, как поменялись за последний десяток лет цели и стимулы обучающихся. Глобализация стала причиной возрастающей потребности в лингва-услугах совершенно иного уровня.
Возможность получения престижного заграничного образования, работы в представительстве иностранной компании, карьерные перспективы, частые загранпоездки - все эти факторы обуславливают приоритеты потребителя при выборе содержания обучения. И хотя на пике популярности остаются бизнес- и туристические курсы, границы привычных учебных программ расширились. Появились узкоспециальные курсы -
разговорный иностранный для служащих ресторанного и гостиничного бизнеса, для сотрудников фарм-бизнеса, производственных предприятий. Многие сетевые компании и корпорации делают обучение сотрудников иностранному языку частью корпоративной культуры.
- Кроме массового спроса есть еще так называемые «нишевые» запросы рынка, отражающие потребности небольшой аудитории, - комментирует директор школы-клуба иностранных языков «Light» Татьяна Ликинцева. - Например, подготовка и сдача Кембриджских квалификационных тестирований или курс академического английского, направленный на приобретение навыков для обучения за рубежом.
Спрос, как говорится, рождает предложение. Во многих школах руководство практикует бесплатное первое занятие. Это помогает ученику определить, верно ли подобраны программа и уровень, а преподавателю - в сомнительных случаях вовремя сориентировать ученика.
Центры дополнительного образования, где есть набор детских и подростковых групп, выявили еще одну интересную закономерность в ориентированности клиентов. Вот уже несколько лет родительский интерес к детским коммуникативным программам уступает запросам на подготовку к тестовым контрольным и ЕГ.
Среди центров, которые обучают только взрослых, особенно заметна тенденция на ускоренные курсы. Темп современной жизни диктует свои законы. Никто уже не хочет тратить девять месяцев, а то и год на овладение языком.
- Часто даже у зрелых людей за столь длительный срок теряется мотивация, - отмечает директор клуба интенсивного изучения иностранных языков YouSpeak Наталья Иноходцева.
Мотивация превыше всего
Осознание необходимости овладения иностранным языком -
далеко не все. Важно определить для себя конечную цель. Стремление к ней и будет поддерживать мотивацию весь период обучения. Тот, кто давно работает на рынке лингвистических услуг, знает, что 20-30% учащихся отсеиваются из-за потери интереса к предмету. Руководители языковых школ, все как один, своей первейшей и главной задачей считают выявление целей и мотивов.
- Если говорить о целях клиентов,- улыбается Наталья Иноходцева, - то бывают весьма оригинальные случаи. Служащие немецких и австрийских представительств в Ульяновске приходят к нам за вторым иностранным. Зная только английский, они хотят понимать, что обсуждают между собой на немецком их боссы.
Четкая дифференциация клиентских устремлений дает центрам возможность разрабатывать востребованные и эффективные курсы.
Классическая тройка и новые направления
Специалисты языковых центров отмечают, что самая востребованная «тройка» сейчас - английский, немецкий и испанский.
Английский - безусловный лидер, оно и понятно. Международный язык, на котором говорит четверть населения земного шара, язык современных гаджетов и популярных компьютерных приложений. Он составляет значительную долю учебных программ дополнительного образования.
Второй по запрашиваемости - немецкий. Германия - экономически стабильное и развитое европейское государство. Известные на весь мир предприятия имеют свои представительства на территории России, в том числе и в Ульяновске. Этот фактор и обуславливает спрос. Что же касается третьего лидера - интерес к нему постоянно растет среди любителей путешествовать.
Директор культурно-языкового центра «Глория» Екатерина Перелыгина отмечает:
- Пять лет назад, когда наш центр только организовался, самыми запрашиваемыми были английский, немецкий, французский. Времена меняются. Все больше россиян посещают Испанию и островные государства - бывшие испанские колонии. Требуется знание испанского языка - таким образом, французский уступает позиции.
А директор лондонского офиса компании Needlepointeducation Татьяна Деточенко прогнозирует, что скоро и немецкий уже не будет входить в первую тройку:
- В последние годы совершенно четко просматриваются основные языковые тренды на ближайшие десятилетия. Наиболее распространенными языками, на которых будет говорить мир, становятся английский, китайский и испанский. Это обуславливается геополитическими и экономическими факторами, а также активной миграцией в страны, где они являются государственными или превалирующими.
Наряду с расширением языкового набора центры осваивают совершенно новые направления. Одно из них - преподавание русского языка иностранцам.
Сейчас в Ульяновске около 60 предприятий, на которых работают иностранные специалисты. И хотя все они получают элементарные языковые навыки перед выездом в Россию, все же стремятся совершенствовать свой русский. А для этого необходимы специалисты, ведь носители языка пользуются им, так сказать, по иным принципам. Существует система дидактических требований, вспомогательные методики, без которых мы не сможем научить иностранца «правильному» русскому.
Недоработки школьной системы языкового образования в том, что человек получает знания, которые редко можно применить на практике. Ему трудно преодолеть барьер, «разговориться». Поэтому основной целью многих лингва-центров является восполнение пробелов в практическом говорении.
Ульяновские лингва-школы -что общего:
- используются коммуникативные методики
- программы обучения чаще всего сводятся к корпоративному обучению и экспресс-курсам для путешествий
- развивающиеся направления - детские обучающие программы
Этому способствует система клубного общения, получившая широкое применение на рынке лингвистических услуг. Классическая в общепринятом понимании языковая школа трансформировалась в клуб общения на иностранном языке. Применение знаний посредством беседы, отход от бумажных вариантов упражнений - это то, на что делается основной упор.
Интересно, что часть клиентов языковых школ убеждена: крупные языковые центры «с именем» - не всегда лучший выбор. Зачастую там не замечают ученика в отдельности от группы, не особенно заботятся о мотивации. Все направлено лишь на четкое выполнение дидактических рекомендаций провайдеров учебного материала. Хотя сторонники академических методов обучения придерживаются мнения, что именно «демократичность» не дает возможности глубоко освоить язык.
О тенденциях в сфере изучения иностранных языков рассказала «ДО» директор Санкт-петербургского офиса Needlepointeducation Алена Жилевичене: - Наибольшей популярностью пользуются программы обучения в странах-носителях языка. Комбинирование активного изучения языка в классах и насыщенной культурно-развлекательной программы позволяет закрепить академические знания и изучить язык на бытовом уровне. Такой метод улучшает грамматику, правописание и разговорный уровень; приобщает к «реальному» языку путем каждодневного общения с его носителями и погружением в местную культуру. Таким образом, достигается идеальный баланс между официальным, общепризнанным «классическим» подходом к изучению языка и неофициальным, «новым» путем, базирующимся на интерактивности.
«Границы моего языка - границы моей вселенной»,- так говорил известный философ и создатель программы построения «идеального» языка Людвиг Витгенштейн.
Сегодня владение языком - не только самосовершенствование и укрепление связей.
Специалисты рынка труда утверждают, что знание иностранного языка - это шанс на более высокую зарплату и должность. Прогнозы таковы, что владение иностранным станет одной из ключевых компетенций, а значит, центры дополнительного лингвистического образования пойдут по новым направлениям стратегического развития.
Екатерина Безжонова
Фото: osvitaua_com