Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Лизинг в кризис

Дорогое фондирование и обострение экономической ситуации в стране привели к падению отечественного рынка лизинговых услуг.

stepo.ru

 

Лизинг в кризис

Дорогое фондирование и обострение экономической ситуации в стране привели к падению отечественного рынка лизинговых услуг. В Ульяновске сегмент финансовой аренды сегодня тоже переживает не лучшие времена. Однако будущее у него, безусловно, есть.

Богатство - в пользовании

Лизинг считается достаточно молодым инструментом финансирования. Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой деятельности, было создано только в середине XX века американской компанией «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн». Сам же термин «лизинг» (от англ. «сдавать внаем») вошел в экономический лексикон благодаря телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 году приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду.

В Ульяновской области работает порядка 15 лизинговых компаний, из них две - регионального значения

Между тем историки утверждают, что сделки, схожие с лизинговыми операциями, предприимчивые люди совершали еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Даже Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате, написанном около 350 года до н. э.:
«Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности».

Первым и наиболее заметным фактом участия нашей страны в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях «ленд-лиза» во время Второй мировой войны: США поставляли своим союзникам оружие, продовольствие, автотехнику, медикаменты по договорам лизинга. После войны лизинг использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас это наиболее распространенный объект международного лизинга).
А активное распространение в России данный инструмент финансирования получил в рыночные годы. Новую форму кредитных отношений стали осваивать не только специализированные организации, но и отечественные банки, создававшие собственные лизинговые компании (подобная практика получила большое распространение на мировом финансовом рынке).

Сегодня, по данным Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области, в регионе работает порядка
15 лизинговых компаний, в основном это федеральные игроки, в том числе представители ТОП-5 российского лизингового рынка («ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «Европлан»). На рынке лизинговых услуг региона представлены и местные компании.

- Конкурентные преимущества регионального игрока - оперативность и самостоятельность в принятии решений, - говорит замдиректора по развитию ООО «Лизинговая компания» Елена Круглова. - На какие сегменты рынка мы делаем ставку? Грузоперевозки, строительство, торговля. Данные направления требуют постоянного обновления автотранспорта, специальной техники, оборудования для развития торговых сетей.

- Ульяновский лизинговый рынок особого отличия от лизингового рынка в других регионах не имеет, - утверждает руководитель подразделения в Ульяновске ООО «Экспресс-Волга-Лизинг» Наталья Пятаева. - В области представлено большинство крупных лизинговых компаний, имеются и местные игроки. Выбор компаний, продуктовых линеек, спецпредложений огромен. Это большой плюс для клиентов.

У ряда лизинговых компаний существует специализация деятельности, так, ульяновские представительства федеральных операторов «Европлан», Carcade заточены на лизинг автотранспорта. «Финлайт-Ульяновск» все больше финансирует сделки по приобретению коммерческой недвижимости.

- Обычные арендные отношения, которыми сопровождается деятельность предприятий, размещающих производство на не принадлежащих им территориях, не всегда удовлетворяет их требованиям, поскольку рано или поздно приходится искать новые помещения и площадки, - рассказывает руководитель ООО «Финлайт-Ульяновск» Айрат Нигматзянов. - Смена производственной площадки неблагоприятно сказывается и на трудовом коллективе, и на логистике, и на маркетинговой политике. А финансовая аренда - это гарантированный переход прав собственности на объект после окончания договора лизинга, и право вносить улучшения в объект по усмотрению лизингополучателя в течение договора. Таким образом, средства вкладываются в «свой» объект.

Стагнация, падение...

Несмотря на активное развитие российского рынка финансовой аренды, на который кризис 2008-2009 годов практически не повлиял, масштабы развития лизинга в нашей стране несколько скромнее, нежели в государствах с развитой экономикой. Например, по объему рынка лизинга Россия занимает четвертое место в Европе.

Однако новейший кризис нанес достаточно серьезный удар по отечественному рынку лизинговых услуг. Согласно предварительному исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА» и Объединенной Лизинговой Ассоциации, объем нового бизнеса (стоимости имущества) за первые шесть месяцев 2015 года сократился по отношению к первому полугодию 2014 года примерно на треть и сегодня составляет порядка 244 млрд рублей. Эксперты говорят, что новый бизнес сократился впервые за пять лет и достиг минимального объема с 2011 года.

Лизинговый же портфель на 1 июля 2015 составил около 2,9 трлн рублей (практически не изменился за последние 12 месяцев). Сжатие рынка вызвано, в первую очередь, сокращением крупнейших сегментов - железнодорожной техники и авиатранспорта.

Не лучше ситуация и в Ульяновской области. Ряд лизинговых компаний, например, «Стоун», приостановил работу своих ульяновских филиалов - «до лучших времен», некоторые банки свернули лизинговые направления в регионе. Такие игроки, как «Росагролизинг», специализировавшийся на финаренде сельскохозяйственной техники, и вовсе закрылись или, как «Городская лизинговая компания», перепрофилировались на другие направления деятельности.

- Рынок лизинговых услуг в регионе просел практически на 50%, работающие компании сократили количество договоров, - говорит директор Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Оксана Кузнецова. - Компания «МСП-лизинг» (учредитель - Ульяновский региональный фонд поручительств) также столкнулась с проблемой ликвидности, за неимением ресурсов деятельность пока приостановлена. Тот уставный капитал, который был нам выделен, уже распределен между заемщиками. За счет этих средств приобретено деревообрабатывающее оборудование, транспортные средства.

Стоп-факторы

Давление на динамику российского (в том числе ульяновского) рынка лизинговых услуг оказало снижение доступности и рост стоимости заемных средств вследствие западных санкций, повышение ключевой ставки Банка России. Лизинговые компании отмечают, что банки, предоставляющие им ресурсы, все чаще находят повод для отказов. Тот же МСП-банк, реализующий хорошую программу по финансированию бизнес-проектов в регионах, сегодня чуть ли не «под лупой» рассматривает благонадежность лизинговых компаний.

- Немаловажная причина падения рынка лизинговых услуг - это прекращение финансирования лизинговых компаний рядом банков, работающих в регионе, в силу того, что одни из них проходили проверки ЦБ, другие - находятся в процессе реорганизации, у третьих - отозваны лицензии, - рассказала «ДО» генеральный директор ульяновской компании «ВЭМ-лизинг» Ирина Кирьянова. - Лизинговый портфель нашей компании по сравнению с предыдущими годами в 2014 году не добрал порядка 20% от общей стоимости, но у нас хороший запас сил и инструментов для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации в плюс.

- Ряд банков в этом году прекратил кредитовать ульяновские лизинговые компании, - продолжает Оксана Кузнецова. - Но даже если банки и кредитуют, то эти ресурсы сегодня очень дорогие.
С учетом удорожания кредитных ресурсов, страховых продуктов, накладных расходов и прочего расходы лизинговых компаний в среднем подорожали на 60-70%. Соответственно, это сказывается на лизингополучателе.

Также участники рынка отмечают ухудшение платежной дисциплины лизингоприобретателей. По оценке «Эксперт РА», за 2014 год доля проблемных активов в совокупном портфеле лизингодателей выросла с 6% до 10%, в 2015 году она может достигнуть 14%.

Новая реальность заставила игроков рынка финансовой аренды также пересмотреть свою политику и более внимательно оценивать риски при заключении сделок. Эксперты отметили, что федеральные лизинговые компании в современных условиях экономической турбулентности с большой осторожностью финансируют проекты ульяновского бизнеса, особенно это касается производственного оборудования и грузовых транспортных средств, приходящих из-за рубежа и требующих больших расходов на растаможку.

- Наша компания работает как с давно зарекомендовавшими себя клиентами, так и с новыми. Мы внимательно относимся ко всем моментам, связанным с финансовой устойчивостью организаций, оцениваем ликвидность и активы компании, их платежеспособность, стараемся диверсифицировать любые риски, - рассказывает Ирина Кирьянова. - В результате процент невозврата в нашем портфеле не превышает пяти процентов. Чтобы решить возникающие проблемы, стараемся находить компромисс, в крайнем случае производим изъятие имущества и передаем его новому лизингополучателю. В этом году таким образом «реанимировано» четыре сделки.

И, наконец, в непростых экономических условиях ульяновский бизнес сам порой воздерживается от приобретения в лизинг автотранспорта, оборудования, ожидая перемен к лучшему, стабильности. Однако есть компании, которые даже в кризис не отказываются от финансовой аренды.

- Наша компания давно использует такой инструмент, как лизинг. Мы поставляем кухни по всей России, и вопросы качества продукции, логистики для нас очень важны, - рассказала «ДО» начальник отдела маркетинга ООО «ТРИО» Вера Ефремова. - В этом году мы также совершили ряд лизинговых сделок, увеличили автопарк, оснастили производство современным европейским оборудованием.

Объем нового бизнеса у лизинговых компаний за первое полугодие 2015 года в России составил около 244 млрд рублей, сократившись по отношению к январю-июню 2014 года на 30%

- Первый квартал этого года для нас был нелегким, наблюдалась стагнация. Большинство клиентов не знали, в каком направлении двигаться, - рассказала Наталья Пятаева. - Единичный спрос все-таки присутствовал, но в основном среди повторных клиентов, осуществляющих свою деятельность в сферах, которые кризис не затронул (пищевая промышленность и иные жизненно важные сферы). Но постепенно деловая активность возрастала, и летом, если сравнивать с прошлыми годами, она достигла максимума. Что касаемо автолизинга, то здесь, безусловно, сыграла огромную роль программа господдержки. Но надо отметить, что клиенты стали меньше обращаться с заявками на автомобили представительского класса.

Игроки рынка отмечают, что ульяновский бизнес рассматривает лизинг не просто как способ профинансироваться, приобрести основные средства, но и как инструмент оптимизации налогообложения.

- Если предприятие находится на общей системе налогообложения, то ему будет выгодно взять имущество в аренду с правом выкупа - потому что оно имеет право возместить сумму НДС, -
считает Оксана Кузнецова. - Если же предприятие использует упрощенную систему налогообложения, то ему, конечно, лизинг не выгоден. Кроме того, банки предоставляют кредиты на более длительные сроки, финансируют проекты и до пяти лет, в то время как лизинговые компании заключают договоры на два-три года.

Надежда на государство и малый бизнес

Согласно прогнозам «Эксперт РА», при пессимистичном сценарии объем нового бизнеса у лизинговых компаний страны в 2015 году сократится до 540 млрд рублей (минус 20%). Соответственно, техперевооружение предприятий замедлится: состояние лизингового рынка - наглядный индекс модернизации экономики.

- Но от обновления основных средств никуда не уйти! - восклицает Наталья Пятаева. - Поэтому спрос на лизинг был, есть и будет. Невозможно идти вперед, развиваться без модернизации производства. А кризис - это естественный отбор. Выживут и смогут приспособиться только самые гибкие, сильные и динамичные! Это касается и лизинговых компаний, и наших клиентов.

По мнению главы ГЛК «Газпром лизинг» Максима Агаджанова, в сложившихся условиях именно лизинг может стать инструментом, который обеспечит мощный импульс для развития предприятий и получения финансирования для новых проектов.

Расходы лизинговых компаний в среднем подорожали на 60-70%. Соответственно, это сказывается на лизингополучателе

Эксперты утверждают, что сделки с сегментом малого и среднего бизнеса остаются одним из ключевых направлений рынка финансовой аренды. На фоне сокращения крупных сделок в 2014 году российские лизингодатели активно наращивали бизнес с представителями МСБ (+27%). Впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети от суммы новых договоров лизинга за год. И эта тенденция, скорее всего, продолжится.

- Если в прошлом году «МСП-лизинг» произвела сделок на 2 млн рублей, то в 2015 году портфель лизинговой компании, сотрудничающей с малым и средним бизнесом региона, составил уже 7 млн, - говорит Оксана Кузнецова. - В настоящее время ведем переговоры с банками по поводу финансирования. Если не сможем договориться, то будем увеличивать уставный капитал лизинговой компании за счет средств Фонда поручительств и все-таки развивать эту деятельность.

Большие надежды участники рынка связывают с госконтрактами. Доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга за 2014 год выросла до 48%, годом ранее - 42%, и, по мнению «Эксперта РА», этот показатель в 2015 году может превысить 50%. В свое время, например, администрация Ульяновска получила машины для летнего и зимнего содержания дорог, благодаря контракту с Государственной транспортной лизинговой компанией.

Возможные точки роста отрасли - выход на новые рыночные пространства и со стороны государства, и со стороны участников лизингового рынка. Даже небольшие усилия государства по стимулированию программ по лизингу импортозамещающего оборудования могут оказать позитивное влияние на рынок.

Татьяна Задорожняя

 

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: