€ 106,14
$ 97,55
¥ 13,67
Мебельный рынок: тенденции и прогнозы
Фото: klinikk5.no
Эксперты-участники рынка:
Нариман Абулеев, директор ООО «ДОБРЫЙ СТИЛЬ-МЕБЕЛЬ» (Барыш, Ульяновская область)
Оксана Воеводина,
руководитель отдела продаж ООО «ДОБРЫЙ СТИЛЬ-МЕБЕЛЬ» (Барыш, Ульяновская область)
Елена Карелина,
дилер фабрики «ДОБРЫЙ СТИЛЬ» в Ульяновске, директор
ООО «ДС-Мебель и К» (Ульяновск)
Игорь Кельх,
коммерческий директор мебельной фабрики «Astron» (Заречный, Пензенская область)
Эдуард Касабян,
коммерческий директор мебельной фабрики «Дельта+» (Ульяновск)
Структура российского рынка мебели.
Каталог «Мебель России»1 включает более 14 тыс. фирм, которые работают на рынке мебели РФ. Из них непосредственно производителей - 5162 компании. Наибольшая часть компаний сосредоточена в Центральном и Поволжском федеральных округах - примерно по ¼ от общего количества производителей в каждом федеральном округе.
Завозными районами по мебели (объем только розничной продажи значительно превышает объемы собственного производства) продолжают оставаться области и республики Южного, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов и ряд крупных городов.
В последние годы различные независимые друг от друга исследования, данные статистики и сами производители говорят о замедлении темпов роста рынка и снижающейся рентабельности бизнеса. Проще говоря, на рынке явно вырисовывается проблема перепроизводства, когда предложение превышает спрос. Притом что в последние годы более 55% мебели является импортной2. Чтобы продать продукцию, производителям все чаще приходится идти на хитрости и уловки, снижать цены, вводить программы лояльности и специальные предложения.
Сам рынок мебели представляет собой два больших сектора - рынок бытовой мебели и рынок мебели для общественных зданий. Рынок мебели для общественных зданий - довольно привлекательный «кусок пирога» для производителей: если в 1990-х его доля колебалась в диапазоне 15-20%, то к 2014 году, по разным оценкам, она занимала до 40% от общих объемов рынка.
Ключевые сегменты рынка бытовой мебели составляют производство корпусной и мягкой мебели (рисунок 1). Перспективным растущим направлением является производство кухонной мебели.
Продается мебель главным образом через специализированную розницу.
В 2012-2013 годах специалисты предсказывали рост продаж через интернет-каналы, но судя по опросу наших экспертов, этот прогноз оправдался только в направлении мебели эконом-сегмента (розничная цена заказа до 15-20 тыс. рублей), дорогую мебель потребитель через Интернет покупать не спешит.
Российский рынок мебели в 2014 году: общие тенденции.
Тенденция 1. По итогам 2014 года можно говорить о росте продаж на рынке мебели РФ.
На середину февраля 2015 года известна официальная статистика по рынку мебели России по итогам трех первых кварталов (таблица 1), то есть без учета резкого всплеска спроса на дорогостоящие товары бытового назначения в ноябре-декабре 2014 года.
Тем не менее, уже по предварительны итогам можно судить о главных тенденциях 2014 года. Говоря про все показатели, мы берем за основу цифры статистики рынка без учета теневого сегмента (если иное не указано в тексте).
Даже без учета скачка в продажах в предновогодние месяцы налицо рост объемов продаж на внутреннем рынке. В долларовом эквиваленте рост небольшой - всего 2,3%, а в рублевом, с учетом кризисных явлений, - намного выше - 14,7%.
Если продолжить тренд роста рынка с оглядкой на скачки курсов валют в ноябре и декабре 2014 года, то общий объем продаж мебели на внутреннем рынке за весь год составит, по расчетам Консалтинговой Группы «Советникъ», не менее 550 млрд рублей (с учетом теневого сегмента объем рынка составит более 660 млрд рублей). В долларовом эквиваленте объем рынка будет выражен в районе 13 млрд долларов США и выше (с учетом теневого сегмента - более 15 млрд долларов США).
Прогноз
Мнение эксперта рынка
Эдуард Касабян, «Дельта+»: Уже в январе есть сокращение потока покупателей по салонам
и по крупным сетям. Мы
ожидаем падение от 25
до 30% по объемам в конце первого квартала.
Тенденция 2. Доля теневого сегмента среди российских производителей сокращается.
Опрошенные нами эксперты оценили «серую» долю рынка в 30-40%. Это созвучно с оценкой Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России.
В 2013-2014 годах на фоне кризисных явлений началось сокращение производителей. Как и в других отраслях, «умирают» в первую очередь кустарные предприятия, банкротятся мелкие фирмы с высокой кредитной нагрузкой. Статистические данные за первые три квартала 2014 года говорят о том, что теневой сегмент сократился примерно на 1/3.
Тенденция 3. Покупательский спрос «сползает» от дорогих ценовых сегментов в более дешевые.
Это тенденция характерна для всего мебельного рынка. Более всех ощутили этот тренд производители корпусной мебели, работающие в ценовом сегменте «премиум»: именно они говорят о падении своих продаж в то время, как крупные и средние производители в ценовых сегментах эконом и средний считают свои продажи по итогам 2014 года «в приросте».
Смещение покупательского спроса непосредственно влия-ет на стратегии производителей: многие в срочном порядке внедряют в ассортимент «эконом-линейку», другие диверсифицируют бизнес в сторону «смежных» производств и начинают выпускать сопутствующие позиции - двери, кухонную мебель и пр.
Мнение эксперта рынка
Игорь Кельх, «Astron»: Все слова об импортозамещении в мебельном производстве - это пока только слова. Проблема в том, что реально в качестве замены импортным качественным товарам и комплектующим российский производитель мало что может предложить.
Прогноз
В 2015 году рынок мебели будет консолидироваться еще быстрее. В этом главным образом заинтересованы крупные производители, это позволит им с минимальными усилиями увеличить свою долю. Союзы будут и в формате новых совместных предприятий (как «Первая мебельная фабрика - Alno»3), и в формате создания территориальных мебельных кластеров (как мебельный бизнес-парк в Ульяновске»4)
Тенденция 4. Начинается перераспределение присутствия и долей на мебельном рынке РФ.
В 2014 году рост продаж происходит на фоне уменьшения объемов выпуска мебели у российских производителей за счет прироста продаж импортной мебели (в 2014 году доля импортной мебели на нашем рынке составила 57%). Однако ситуация кардинально поменялась уже в конце 2014 года: за счет роста курса доллара цены зарубежных поставщиков перестали быть конкурентными, а самим «иностранцам» продажи на российском рынке стали не так выгодны.
Для российских производителей это хороший шанс воспользоваться ситуацией и занять долю рынка сокращающих свое присутствие в России импортеров. Все опрошенные нами эксперты-производители уже делают шаги в этом направлении.
Однако в сегменте средний и премиум далеко не все российские фабрики готовы предоставить качество, достойное зарубежных аналогов.
Тенденция 5. Каналы продаж мебели в Интернет медленно угасают.
Прогноз роста продаж мебели в Интернет себя не оправдывает. Производители активно используют Интернет для продвижения бренда и привлечения новых оптовых клиентов, но продажи конечным потребителям предпочитают вести через офлайн-розницу.
Сами интернет-магазины, даже уровня Homeme.ru5, на фоне существенного удорожания рекламных интернет-прайсов, тоже начинают находить все больше выгоды в розничных продажах, тем более что у каждого интернет-магазина, как правило, имеется розничная точка или шоу-рум в офлайн. Примерно 90% интернет-проектов работают на грани рентабельности и «в минус».
Объем продаж мебели через Интернет, по оценкам экспертов, находится на уровне 4-5% от общих объемов продаж.
Мнение эксперта рынка
Нариман Абулеев, «Добрый Стиль»: Если мы запускаем интернет-магазин в регионе продаж с более доступными ценами, чем в салоне дилера, то фактически подрываем продажи фирменной розницы. Это невыгодно ни нам, ни дилеру.
Более подробный обзор рынка мебели - с учетом разбора стратегий продаж, продвижения, прогнозами и мнением экспертов рынка - вы можете заказать по телефону по электронной почте rezultat.marketing@gmail.com или по телефонам 72-72-35, 98-49-44.
Успешных продаж.
Ольга Серкова,
бизнес-консультант, эксперт по прицельному
маркетингу и точечной настройке продаж, партнер Консалтинговой Группы «Советникъ»
Ирина Сальникова,
сертифицированный бизнес-коуч, эксперт
по построению системы продаж, совладелец
Международной компании SMART TEAM
Екатерина Кольцова,
бизнес-консультант, эксперт по стратегическому маркетингу и управленческим решениям, партнер Консалтинговой Группы «Советникъ»
1. Источник - www.mebelrus.ru
2. Данные официальной статистики без учета «теневого» сегмента
3. Подробнее: http://www.mebelrus.ru/article/2014/11/17/675
4. Подробнее: http://www.mebelrus.ru/news/2015/02/02/2669
5. Подробнее: http://www.mebelrus.ru/article/2015/01/15/686
Фото: И. Антипова