€ 110,48
$ 103,95
¥ 13,96
Не тормози, такси!
Фото: newstula.ru
Не тормози, ТАКСИ!
Количество малых предприятий, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в Ульяновской области существенно сократилось. Почему это произошло? Отчего назрела необходимость реформирования сферы таксомоторных перевозок? Эти вопросы обсуждали участники круглого стола «ДО».
Участники круглого стола:
Руслан Гайнетдинов, председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области, председатель УРО «ОПОРА России» |
Альберт Идрисов, инженер по безопасности дорожного движения ООО «Дилижанс Такси» |
Сергей Колоярский, управляющий Ульяновского филиала Такси «Град» |
Александр Костырев, начальник отдела надзора за сохранностью дорог и контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области |
Николай Кузьменко, генеральный директор ООО «Такса» |
Антон Пстыго, управляющий компании «Первый таксопарк» |
Татьяна Скопцова, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области |
Михаил Фролов, директор НП «Ульяновское областное объединение операторов такси и диспетчерских служб». Председатель комитета по транспорту Ульяновской ТПП |
«ДО»: Как вы оцениваете сегодняшнее состояние ульяновской сферы пассажирских перевозок?
Александр Костырев:
- Последний анализ рынка показал, что в регионе зарегистрировано 273 субъекта предпринимательства, которые легально предоставляют услуги такси, - 41 юрлицо и 232 индивидуальных предпринимателя. Основное количество машин, конечно, у юридических лиц. На начало 2014 года было вновь зарегистрировано 2150 машин, но за год почти три тысячи прекратили свою деятельность. И тенденция к снижению количества субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, продолжается.
Михаил Фролов:
- С момента принятия в 2011 году ФЗ-69 «О такси» ситуация в отрасли просто патовая. Те, кто пытается работать официально, в рамках этого закона, попадают в весьма сложную ситуацию. Те же, кто работает нелегально - их в народе называют «бомбилами» - чувствуют себя прекрасно.
По статистике, на территории Ульяновской области работает порядка 6,5 тысяч таксистов, из них с действующими разрешениями - две с небольшим тысячи. Самая большая проблема нашей отрасли - нелегалы, которые не дают нормально развиваться законопослушным коллегам. «Бомбилы» занижают цены - они не платят налоги, их страховка дешевле, они не тратятся на содержание медперсонала, на обслуживание автомобиля (а это вопрос безопасности пассажиров!) и т. д. Все, что заработали, кладут себе в карман.
А добросовестные перевозчики последнее время не живут, а выживают. Пока перевозчик является физическим лицом и просто подвозит пассажира, его никто не может привлечь к ответственности и наказанию. Но как только он получил разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, так тут же на него - налоговая инспекция, ГИБДД, Главрегионнадзор, инспекция по труду...
Нелегала остановят - максимум на 500 рублей оштрафуют, а официально оформленного перевозчика - на пять-десять, а то и сто тысяч. Пока в законе такие огромные «бреши», людям выгоднее «бомбить»!
Руслан Гайнетдинов:
- Проблема нелегалов актуальна не только для таксомоторных перевозок. Согласно инициативам регионального правительства здесь нужно двигаться по двум направлениям: не только увеличивать штрафы для нелегалов, но и предоставлять возможность работать на легальной основе, что особенно важно в кризисных условиях.
Но мы понимаем, что здесь должны быть определенные требования - одинаковые с существующими официальными перевозчиками, например, стаж водителя не менее трех лет.
Считаю, что нужно активнее развивать систему патентов по самозанятости по различным видам деятельности, соответственно, уже в подзаконных актах должно оговариваться, например, возможное прикрепление «бойцов-одиночек» к существующим компаниям, которые работают на более высоком уровне и могли бы предоставлять на своей базе услуги, связанные с мед-осмотром водителей, техосмотром транспортных средств. Да, это будет связано с удорожанием услуги, но от этого никуда не деться. В идеале стоит создать для перевозчиков своеобразный бизнес-парк, работу которого координировала бы управляющая компания, предоставляя все те же услуги, необходимые для легального извоза.
Сегодня целый ряд контрольно-надзорных органов передается на региональный уровень, и мы будем продумывать, каким образом нам выстроить эту работу, чтобы не было перекосов, чтобы легальные таксисты были в выигрыше.
Александр Костырев:
- Наша инспекция, как контрольно-надзорный орган, ограничена рамками федерального законодательства: у нас нет полномочий по выявлению перевозчиков, которые осуществляют предпринимательскую деятельность незаконно. Данные полномочия возложены на органы внутренних дел.
В связи с этим в 2013 году было поручение губернатора Сергея Морозова организовать работу с представителями УВД по Ульяновской области по выявлению нелегальных извозчиков. В каждом муниципальном образовании региона были созданы рабочие группы, но, к сожалению, они работают только с «кнутом» в лице губернатора, Главрегионнадзора и некоммерческой организации. Если мы туда не приезжаем, никаких рейдов не проводится. Но мы все равно будем продолжать эту работу.
Отмечу, что ситуация несколько улучшилась, когда мы начали работать по примеру олимпийского Сочи и Москвы - совместно с УВД принимать такие обеспечительные меры, как постановка транспортного средства (как орудие правонарушения) на спец-стоянку до решения суда. Суд принимает решение - штраф с конфискацией данного ТС либо только штраф. Единственным аргументом для нелегальных извозчиков является потеря транспортного средства: для некоторых извоз - единственный источник дохода.
Михаил Фролов:
- Статья 2.2 Правил дорожного движения дает право сотрудникам Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области требовать документы у водителей, а статья 2.4 - останавливать определенные транспортные средства. Наша некоммерческая организация направляла предложение, чтобы кроме УГАДН такими же правами был наделен региональный надзорный орган государственной власти. А то получается абсурдная ситуация: возможность наказывать есть, а инструментов нет.
Антон Пстыго:
- Сегодня ульяновский рынок таксомоторных перевозок захватили федеральные сети, которые в корне меняют картину. Если раньше у многих обывателей складывалось мнение, что бомбила - это такой мужчина средних лет, который стоит у вокзала и крутит ключом: «Такси! Новый город - 700 рублей», то сегодня извозчик - это хорошо одетый молодой человек, работающий торговым представителем в крупной компании, торгующей сигаретами, газводой… У владельца транспортного средства есть смартфон, где закачано приложение, и когда у него есть окно в работе, он выполняет заказ на перевозку пассажира. Не чураются этим ни военные пенсионеры, ни полицейские в отставке, ни пожарные в свободное от службы время.
А консолидирующим органом для них является централизованные диспетчерские, часть из которых находится даже не в Ульяновске! У них в других регионах, например, на Урале, созданы мощные колл-центры, которые принимают заказы со всей России и передают их водителям в регионах. Специальные отделы в этих компаниях предпринимают массу мероприятий, чтобы обойти закон. Эти службы оказывают информационные услуги и дают хлеб для людей, оказывающих перевозки пассажиров ненадлежащим образом. То есть автомобиль не проходит каждые полгода государственный осмотр, как положено, у них ОСАГО, который не действует в случае оказания услуг такси. Они не проходят предрейсовый технический и медицинский контроль. Это совершенно криминальная услуга! И все это раскручивается огромными темпами! Дальше будет еще хуже, когда на нашу территорию зайдут европейские проекты.
Сейчас мы находимся с нелегалами в состоянии войны. В Казани, например, ее проиграли, за два месяца прошлого года там закрылось четыре легальных таксопарка, включая знаменитый «Белый барс», который со своими белыми машинами обслуживал Универсиаду.
Тут можно провести аналогию с борьбой с наркоманией. Не нужно бороться с наркоманами - нет смысла, нужно бороться с наркотрафиком. А наркоманов - лечить. Так и бомбил нужно «лечить», переводить их в легальное русло, приучать к стандартизации услуг. Для этого, например, на региональном уровне ввести простые формы налогообложения, развивать патентную систему самозанятости. А с организаторами опасного для здоровья и жизни граждан бизнеса нужно вести планомерную борьбу на всех уровнях. Например, запретить массированную рекламу на муниципальном транспорте нелегально работающих сетевиков.
Михаил Фролов:
- Диспетчерские службы являются эпицентром всех нелегалов! Мы пытались воздействовать на них через УФАС, но пока
безуспешно: в Ульяновске нет эксперта, который давал бы официальные заключения о деятельности таких диспетчерских служб. Но я уже подал заявку в Международную федерацию экспертиз, буду аттестовываться на эксперта, чтобы органы, принимающие решения, могли опираться на экспертные заключения. Мы сдаваться не собираемся! Будем до конца бороться с этими диспетчерскими!
Еще хотелось бы сказать о сегменте заказных перевозок, который обслуживает предприятия, развозит поздно вечером по домам сотрудников, например, ресторана. Принципы работы, требования здесь схожи с сегментом легкового такси. Так вот у нас в городе также появились нелегальные фирмы, которые перехватывают рынок у добросовестных таксистов и компаний, осуществляющих заказные перевозки.
Николай Кузьменко:
- Да, на сегмент заказных перевозок действуют те же законы: учет, регистрация, медосмотр, предрейсовый-послерейсовый осмотр и т.д. Единственная разница - мы работаем только по безналичному расчету, соответственно, по договорам. Машины у нас применяются только свои, на них нет шашечек такси - это одно из требований наших заказчиков.
В 2014 году на базе Торгово-промышленной палаты Ульяновской области по инициативе НП «Ульяновское областное объединение операторов такси и диспетчерских служб» был создан Реестр добросовестных перевозчиков, куда первой вошла наша компания. Изначально Реестр был создан для тех, кто осуществляет перевозки автобусами, но назрел вопрос и по легковым автомобилям.
Все это необходимо для того, чтобы государственные органы обратили внимание на компании, которые работают в рамках закона, чтобы всячески их рекламировали - среди госучреждений, муниципальных образований, образовательных учреждений, Минспорта - для перевозки детей, обслуживания участников различных мероприятий, которые проводятся в регионе. Пока эта работа проводится недостаточно. Сверху инициатива проявляется, но когда доходит до заказчиков, которым необходимы автобусы, - они ищут, где дешевле: им неважно, какой будет перевозчик, транспорт и безопасность. Даже родители готовы рисковать безопасностью своих детей - главное, чтобы было дешевле, а не надежнее.
А ульяновцам могу дать совет, как на неофициальном такси можно ездить бесплатно. Заказываете транспорт, видите, что машина без шашек на крыше и бокового нанесения такси, спрашиваете во время поездки разрешение на перевозку - если этого нет, вы не обязаны производить плату за поездку. Это одна из схем выдавливания неофициалов с рынка такси.
Сергей Колоярский:
- Наша компания работает в Димитровграде более десяти лет, в Ульяновске мы только третий месяц, и в областном центре сложилась интересная ситуация: некоторые водители, которым мы предоставляем разрешение на выезд вместе с путевыми листами, даже не знают, что это такое. В Димитровграде более дисциплинированные водители, там даже вопроса по разрешениям не возникает.
Альберт Идрисов:
- Мы работаем на рынке такси девятый год и за последнее время пересадили наших водителей с отечественных машин на более комфортабельные «Рено-Логан».
Проблема бомбил для нас очень актуальная, мы как лицензированная компания, осуществляющая перевозку пассажиров, не можем бороться с ними. Своими тарифами они нас уничтожают. Еще одна проблема, с которой мы столкнулись с прошлого года, - страхование транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров. Мы ездим страховать машины в Москву, другие компании тоже вынуждены обращаться за пределы региона.
Татьяна Скопцова:
- Мы плотно работаем с общественным объединением перевозчиков и пытаемся решить вопросы профессионалов отрасли. На базе Палаты справедливости провели круглый стол на эту тему. Вопросы поднимались и по реестру стоянок для такси, и по диспетчерским службам. Были приняты решения, которые мы передали УМВД, комитету по строительству, главам администраций, мы рекомендовали усилить контроль за работой созданных межведомственных комиссий в сфере транспортных перевозок. По нашей рекомендации Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области разработало и разместило на своем сайте и на сайте уполномоченного по защите прав предпринимателей Памятку в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории региона, чтобы довести до жителей правила предоставления услуг такси.
К сожалению, наши жители рублем поддерживают нелегальных перевозчиков, а ведь они могли бы очень помочь законопослушным предпринимателям в этой сфере: если было бы общественное неприятие нелегалов. Думаю, стоит переплатить за свою безопасность 20 рублей, нежели пользоваться услугами сомнительного качества.
Жаль, что у нас тяжело идет работа с УМВД по проверкам нелегальным таксистов: мы на базе Палаты справедливости создали рабочую группу, пригласили войти в ее состав стражей порядка. Но нам ответили, что полиция проверками не занимается, что меня очень удивило. Но мы продолжаем думать, как еще можно помочь представителям этого вида бизнеса для того, чтобы они продолжали легально осуществлять свою деятельность. Было обидно, когда в Базарном Сызгане единственный легальный таксист сказал мне: «Я держался, сколько мог, но вынужден сдать свидетельство о предпринимательской деятельности, потому что не выдерживаю конкуренции, которую мне создают нелегалы». Причем объявления «бомбил» висят на каждом дереве и даже напротив администрации района, которая ничего не делает для того, чтобы защитить легальный бизнес.
«ДО»: Сейчас в центре внимания профессионального сообщества - Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Чего вы ждете от нового закона?
Михаил Фролов:
- Действующее законодательство несовершенно, но и новые законы, которые выпускаются, что говорится, «бьют» по предпринимателям. И на этот раз изобрели закон, который, судя по всему, будет против таксистов, но в пользу диспетчерских служб. Мы сопротивлялись, как могли, в августе на очередном съезде таксистов раскритиковали закон в пух и прах. Однако его приняли в первом чтении. Сейчас готовится второе чтение, мы пытаемся внести ряд поправок, но пройдут ли они? Во всяком случае, наше некоммерческое партнерство приложит для этого максимум усилий.
Александр Костырев:
- Законодатель, скорее всего, внесет новую статью в КоАП РФ о том, что за сферой деятельности нелегального такси будет надзирать региональный орган исполнительной власти. Но изучив поправки к закону, мы, к сожалению, не нашли там своих полномочий в части остановки транспортного средства, запроса документов у водителя. В данный момент эти меры могут применять только сотрудники полиции.
В поправках к закону ФЗ-69 «О такси», увы, не прописано, что индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо при закрытии обязан сообщить об этом в контролирующий орган - для того, чтобы мы могли аннулировать (либо прекратить) разрешение на деятельность перевозчика. Сегодня перевозчик официально прекратил свою деятельность, но продолжает ездить по старому разрешению, не платит налоги. Однако мы проводим работу с ФНС, которая предоставляет нам сведения о лицах, которые прекратили свою деятельность, мы предлагаем таким лицам сдать разрешения в добровольном порядке.
В поправках к закону обозначены общие вопросы привлечения к ответственности диспетчерских служб, в том числе за передачу информации лицу, не имеющему разрешение на перевозки. Думаю, это улучшит ситуацию на рынке.