Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Новый порядок ведения кассовых операций и наличных расчетов

Фото: nalogiexpert.ru

 

С 1 июня 2014 года вступили в силу два новых документа. Это Указания ЦБ РФ от 11.03.14 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и Указания

ЦБ РФ от 07.10.13 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов». Нововведения  касаются как юридических лиц, в т.ч. субъектов малого предпринимательства, так и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Когда произошла регистрация документов ЦБ РФ

Официальное опубликование Указаний № 3210-Устало неожиданным, так как в начале мая документ был возвращен Минюстом на доработку. Не ожидали, что он успеет вступить в силу с  1 июня 2014 года, но это произошло. А вот Указания № 3073-У,наоборот, были зарегистрированы  уже  23.04.14. По общему правилу  документы вступают в силу через десять дней после официального опубликования в «Вестнике Банка России».Соответственно,с1.06.14 прежние документы:  Положение Банка России от 12.10.11 № 373-П и  Указание Банка России от 20.06.07 № 1843-У   больше не действуют.

Обновленный порядок ведения кассовых операций

С 1 июня 2014 изменились правила ведения кассовых операций. Однако не все существенные изменения, которые первоначально были предусмотрены проектом Указаний № 3210-У,  получили «прописку» в утвержденном документе. Но в целом поправки выгодные.

1. Новый порядок ведения кассовых операцийдля наглядности можно условно разделитьна«обычный» и упрощенный. Соответственно, обычный порядок будут должны соблюдать все юридические лица (за исключением банков), а упрощенный - субъекты малого предпринимательства (малые предприятия и микропредприятия) и индивидуальные предприниматели(ИП).

Будьте внимательны! Организацияявляется субъектом малого предпринимательства, если у нее одновременно выполняются условия, предусмотренные  ст. 4 Закона от 24.07.07 № 209-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.13 № 101:

- численность работников за предыдущий год не больше 100 человек (до 15 человек для микропредприятий);

- годовая выручка без НДС за предыдущий год не больше 400 млн рублей(для микропредприятий - 60 млн рублей);

- выполнены ограничения по доле участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, отдельных организаций в уставном капитале (не более 25%).

2. В п.2 Указаний впервые  дано определение кассы: «Касса - это место для проведения кассовых операций юридического лица». Таким образом, можно сделать вывод, что кассу должны иметь лишь юридические лица. ИП специально определять место для ведения операций по приему и выдаче наличных денег не обязаны.

3. Кассовые операцииведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, ИП или иным уполномоченным лицом, должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми
заключены договоры гражданско-правового характера об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Но принимать и выдавать наличные (т.е. выполнять функции кассира) вправе только тот, кто работает по трудовому договору, либо руководитель организации (ИП) (п.4 Указаний).При отсутствии штатного или внештатного бухгалтера подписывать кассовые документы должен руководитель, в том числе за кассира.

ПАМЯТКА: До 01.06.14 оформлять кассовые  документы мог только кто-то из работников компании - главбух, бухгалтер, другой сотрудник, назначенный директором, либо он сам.

4. Кассовые документы. Новые формы кассовых документов так не появились, несмотря на то, что в проекте Указанийони были предусмотрены, и Банк России планировал их обновить. По-прежнему это: кассовая книга, приходный и расходный кассовые ордера (кассовые документы), книга учета выданных и принятых кассиром наличных денег, расчетно-платежная и платежная ведомости и их знакомые формы. Назначение документов также осталось без изменений.Таким образом, следует продолжать применять унифицированные формы по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением  Госкомстата РФ №88 от 18.08.98 (редакция от 03.05.2000).Однако в порядке составления почти каждого из составляемых при ведении кассы документов есть некоторые новшества. Их следует изучить.

Очень важно! Кассовые документы можно вести в электронном виде. То есть их бумажные экземпляры  оформлять не обязательно. Но только при условии, что электронные документы заверены квалифицированной электронной подписью (п. 4.7 Указания № 3210-У).

Обратите внимание на ряд новшеств!

- На квитанции к приходному ордеру кассир должен поставить штамп.О подписи ничего не сказано. Но в унифицированной форме на квитанции есть строка для подписи кассира.

- В расходном ордере сумму, которую получил из кассы работник организации или иное физическое лицо,  можно печатать в бухгалтерской программе. Поэтому от получателя денег нужна только подпись(п. 6.2 Указания № 3210-У).

- Врасходных ордерах  не нужна подпись руководителя, если в организации есть бухгалтер, за исключением ситуации, когда  директор сам ведет бухучет (он визирует расходник за главбуха) (п. 4.3 Указания № 3210-У). Однако есть риск штрафа организации на сумму 50 тыс. рублей(ст. 15.1 КоАП РФ), так как исключить тот или иной реквизит из унифицированной формы (в том числе и подпись директора) организация не вправе. Поэтому  необходимо, как и прежде, расходник подписывать руководителем.

- Кассовую книгу можно распечатывать только в одном экземпляре (а не в двух). Исключение - кассовая книга обособленного подразделения. Не надо составлять кассовую книгу за дни, в которых не было наличных расчетов.При бумажном документообороте хранить кассовую книгу в электронном виде не надо.

5. Порядок исправления документов. В Указаниях  № 3210-У сделаны уточнения. В п. 4.7 Указания № 3210-У установлено, что можно исправлять бумажные кассовую книгу, платежные и расчетно-платежные ведомости, а приходные и расходные ордера - нельзя. Положение №373-П также запрещало исправлять ошибки в  ордерах. Об исправлении ошибок в других документах ничего не говорилось. Электронные документы нельзя исправлять после того, как они подписаны. Документ с ошибкой можно только удалить, а вместо него надо создать новый, правильный. Аналогичный порядок предусмотрен и для электронной кассовой книги, если она уже подписана квалифицированной подписью.

6. Юридические лица продолжат самостоятельно определять лимит остатка кассы. Можно  выбрать выгодный способ расчета лимита - по выручке или расходам. Формулы расчета лимита остатка кассы не изменились. Поэтому пересчитывать ранее утвержденный лимит на 2014 год не нужно (если в этом нет необходимости). Однако лучше обезопасить себя и издать новый приказ о лимите со ссылкой на Указание № 3210-У.

7.Сдать сверхлимитную наличку можно только в банк или инкассаторам.Об этом прямо сказано в п.3 Указания № 3210-У. Возможность зачислить деньги на счет через почту теперь не предусмотрена.

Упрощенный кассовый порядок для субъектов малого предпринимательства и ИП

Субъекты малого предпринимательства и ИП  имеют право с 1 июня 2014 года соблюдать кассовый порядок  в упрощенном виде.Они могут хранить в кассе сколько угодно наличных. Объем находящихся у них в обороте наличных денег государством не ограничивается.

1.  Самая главная льгота. ИП и организации-субъекты малого предпринимательствамогут  не устанавливать лимит остатка наличных денег (п. 2 Указания). Обязанность заменена правом. В отсутствие лимита хозяйствующий субъект сдает наличность в банк пособственному усмотрению.Решение о неприменении лимита можно закрепить вучетной политикеорганизации либо в ином стандарте организации (в распоряжении ИП). Если ранее был утвержден лимит, то его можно отменить.

2. Кассовую книгувправе не вести (п. 4.6 Указаний № 3210-У):

- организации - субъекты малого предпринимательства, которые в соответствии с налоговым законодательством ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов;

- все ИП по всем операциям, кроме подпадающих под ЕНВД.

3. ИП, которые в соответствии с налоговым законодательством ведут учет доходов и расходов вкниге учета доходов и расходов, вправе не оформлять ПКО и РКО (п. 4.1 Указаний № 3210-У). Это ИП на УСНО, на патенте и на общем режиме (НДФЛ). При этом п. 5 Указаний № 3210-У предписывает оформлять приходный  кассовый ордер, когда предприниматель принимает деньги в кассу. Никаких исключений нет. Поэтому имеет место противоречие 2-х норм. Поэтому не следует рисковать и составлять кассовые документы так же, как и раньше, пока не появятся официальные разъяснения.

ПАМЯТКА: Налоговый учет доходов и расходов ИП в книге учета надо вести на основании первичных документов (например, при получении наличной выручки от покупателя) Без оформления ПКО не будет оснований для внесения записи в книгу.

Очень важно! Организации, в том числе субъекты малого предпринимательства, не освобождаются от обязанности оформления кассовых ордеров ни при каких обстоятельствах.

4. Кассовые документы  «на самого себя» предприниматель вправе
не выписывать.

Кассовые правила для обособленных подразделений

Новый порядок уточняет понятие обособленного подразделения. Обособленным считается любое подразделение компании, по местонахождению которого оборудовано хотя бы одно рабочее место. При этом не имеет значения, на какой срок его создали.

«Обособленцы» должны соблюдать лимит остатка наличных. В каком порядке устанавливать этот лимит, зависит от того, имеет ли право подразделение самостоятельно сдавать наличку на счет в банке. Все «обособленцы» (сдающие, и не сдающие деньги в банк) - должны вести свою кассовую книгу (п. 2, 4.6 Указаний № 3210-У). При этом в головной офис подразделение должно передавать не листы кассовой книги (как раньше), а их копии, заверенные руководителем подразделения (п. 4.6 Указания № 3210-У). Можно оформлять листы кассовой книги в одном экземпляре.  

Не требуется передавать их в головной офис на следующий рабочий день.Порядок передачи устанавливается юридическим лицом, с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Новые  Указания Центробанка РФот 07.10.13 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»

Они зарегистрированы Минюстом РФ 23.04.14 (№ 32079).Вступили в силу  с 1 июня 2014 года.Этот документ заменил Указание Банка России от 20.06.07 № 1843-У.

1. Впервые в  документе дается определение  участников наличных расчетов. Это любые юридические лица и предприниматели.  Все они имеют право рассчитываться наличкой в рамках одного договора только в пределах лимита (п. 6 Указания № 3073-У). С физическими лицами компании и предприниматели могут, как и раньше, рассчитываться наличными без всяких ограничений по суммам. Это значит, что физлицо может проводить расчеты наличными деньгами в неограниченном размере.

 2. Лимит 100 тыс. рублей действует независимо от срока действия  договора. Под платежами по одному договору понимаются расчеты по обязательствам, предусмотренным договором, которые исполняются как в период действия договора, так и после его окончания (п. 6 Указания № 3073-У). Например, если обязательства к моменту окончания не погашены одной из сторон договора.

3. Потратить наличные деньги из кассы можно строго на определенные цели

закрытым списком (п. 2 Указания № 3073У). Наличные деньги из кассы можно расходовать без учета лимита в 100 тыс. рублей на:

- выплаты  работникам заработной платы, отпускных и социальных пособий;

- расходование денежных средств на личные (потребительские) нужды ИП, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

- выдачу  работникам денежных средств под отчет и т.д.

Из выручки можно выдавать под отчет любые суммы (п. 2 и 6 Указания № 3073-У).

Очень важно! В п. 4 Указания № 3073-Уприведен новый перечень операций, расплатиться по которым организация и ИП могут только с помощью наличных, снятых с расчетного счета. С 1 июня 2014 года нельзя выдавать (возвращать) займы и платить за аренду недвижимости напрямуюиз кассы. В прежнем Указании № 1843-У не было прямого запрета. Это новое правило распространяется и на операции с ценными бумагами,деятельность по организации и проведению азартных игр.

 ПАМЯТКА: Наличной выручкой из кассы можно рассчитываться, например, за аренду автомобиля или другого движимого имущества.

Запрет на использование наличной выручки из кассы распространяется как на выдачу займов, так и на их возврат и погашение процентов.  То есть, эта новая норма касается обеих сторон договора займа - и заимодавца, и заемщика. И не важно, какой заем получен или выдан - процентный или беспроцентный.

Будьте внимательны!  Данное ограничение касается не только расчетов между компаниями, ИП или компанией и ИП. Оно относится и к их расчетам с физлицами.

Что касается лимита в 100 тыс. рублей, то его надо соблюдать только по договорам, заключенным либо между двумя компаниями, либо между компанией и предпринимателем, либо между двумя предпринимателями. Если одна из сторон договора - физлицо, то лимит не применяется (п. 5 Указания № 3073-У).


ПАМЯТКА: ИП вправе забрать себе всю выручку из кассы. Они могут тратить наличную выручку на свои личные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью (п. 2 Указания № 3073-У).На эту операцию лимит в 100 тыс. рублей не распространяется. С 1 июня 2014 года риск для ИП отсутствует.

В заключение отметим, чтоза превышение лимита  предусмотрен административный штраф. Налоговый орган вправе оштрафовать за превышение лимита и того, кто получил больше 100 тыс. рублей,и того, кто выплатил лишнюю сумму. Штраф для организаций предусмотрен в сумме до 50 тыс. рублей, для ИП - от 4 до 5 тыс. рублей (ст.15.1 КОАП РФ). ИП приравниваются к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ).

Эльмира  Багаутдинова

независимый эксперт, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ и ПНК России 

Фото: cash-desks.ru

 

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: