Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Онлайн & Офлайн

Интернет-торговля завоевывает все большую популярность, и ее доля в экономиках всех стран неуклонно растет.

shpura.com.ua

 

Интернет-торговля завоевывает все большую популярность, и ее доля
в экономиках всех стран неуклонно растет.Та же тенденция прослеживается и в Ульяновской области.

 

Семимильными шагами

Несмотря на замедление темпов роста мировой торговли рынок e-commerce набирает обороты. Более того, аналитики считают, что экономический кризис 2009 года стал своеобразным катализатором развития этого рынка. Основных причин две: такой вид продаж позволяет компаниям снижать издержки на аренду и оплату труда, а покупатели ищут для себя более выгодную цену.

- Что мы увидели в 2009-2010 годах? Бум в электронной торговле. Оффлайн-ритейл, оптимизируя издержки, стал уходить в Интернет. Потребители, привыкшие к низким ценам в онлайн-магазинах, не захотели отказываться от покупок в Интернете. Именно после кризиса 2007-2009 годов в России и стала развиваться интернет-торговля. Думаю, сейчас сложится приблизительно такая же ситуация. Если ритейлерам удастся снизить маржу и рентабельность, сохраняя подобие цен 2014 года, то в 2016 году отрасль ждет рост, в том числе за счет притока оффлайн-магазинов, - считает генеральный директор веб-студии Simtech Development (Группа компаний Simtech) Артем Гавришин.

 

По подсчетам общемировой общественной организации Internet Society (ISOC), в 2014 году количество зарегистрированных интернет-пользователей превысило 3 млрд человек (при общем населении Земли чуть более 7 млрд). По данным Мирового союза электросвязи, в 2014 году аудитория Интернета в мире увеличилась на 500 млн человек. И увеличение масштабов интернет-торговли напрямую связано с этим ростом.

 

В России число интернет-пользователей в 2014 году выросло на 9% - почти до 73 млн человек. Об этом свидетельствуют данные исследования «Развитие Интернета в регионах России», подготовленного «Яндексом». Отмечается, что уровень проникновения Интернета в РФ - самый высокий среди стран СНГ и БРИКС. Значительно выросло и число людей, использующих для выхода в Интернет смартфоны и планшеты, - в 2014 году каждый второй горожанин выходил в Сеть с телефона (по данным TNS Web Index для городов с населением свыше 100 тыс. человек).

 

Россия - рынок №1

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2014 году объем российского рынка интернет-торговли вырос на 31% - до 713 млрд рублей. Основными факторами роста стали увеличение количества интернет-пользователей в регионах и развитие мобильного Интернета.

 

По данным исследования The Nielsen Company, персональный компьютер по-прежнему остается наиболее удобным для онлайн-просмотров и покупки товаров. На втором месте - мобильный телефон.

 

- Рост спроса на интернет-услуги в мобильной связи происходит за счет развития сервисов онлайн-торговли, внедрения электронных услуг в государственном секторе, цифровизации различных бытовых и социальных ресурсов, а также увеличения потребления тяжелого контента - говорит директор ульяновского филиала Tele2 Сергей Давыдов. - Также мы отмечаем серьезный рост мобильной коммерции. Это сервис, позволяющий абонентам оплачивать услуги, является одним из самых быстрорастущих на российском рынке. Это говорит о том, что все больше пользователей выбирают мобильный телефон в качестве надежного и удобного платежного инструмента.

Россия включена в страны с ожидаемым ростом рынка интернет-торговли, и к 2018 году он достигнет 960 млрд рублей. Среди основных трендов российского рынка выделяют развитие мобильных приложений, рост мобильной рекламы и мобильных платежей.

 

Доля интернет-торговли в России составляет около 3% от общего объема ритейла, а к 2020 году она может достигнуть 10%, сообщает АКИТ

 

На российском рынке онлайн-торговли работают сегодня более 40 тыс. компаний. Больше всего в Интернете покупают электронику, на втором месте - покупка одежды и аксессуаров, а также оплата услуг. Аналитики отмечают высокую конкуренцию в торговле бытовой техникой и электроникой, одеждой и обувью, доставке блюд и продажах электронных книг.

 

- Сектор интернет-торговли растет на 20-25% в год вне зависимости от кризиса. Причины? Людям удобно, и они хотят экономить, - комментирует председатель Сообщества молодых предпринимателей Ульяновской области Василий Пашин.

 

- Экономический кризис в стране, с одной стороны, негативный фактор, с другой - компании ищут возможность оптимизировать расходы и приходят в интернет-торговлю, что способствует развитию отрасли. Это влечет за собой и рост рынка доставки, логистики, - отмечает директор AdvantShop.NET(платформа для создания интернет-магазина) Камиль Калимуллин.

 

На сегодняшний день Россия - это рынок №1 в Европе по количеству интернет-пользователей, в то же время в нашей стране при проникновении Интернета в 50% пока меньше половины пользователей совершают покупки онлайн. И здесь - большой потенциал рынка e-commerce. Рост рынка будет происходить и за счет проникновения Интернета в регионы, отмечают эксперты. Пока же 26% пользователей Сети живут в крупных городах и образуют 40% покупателей онлайн. Немаловажную роль в развитии рынка сыграет и оптимизация процессов доставки товаров покупателям из небольших городов и сел.

 

- Конечно, интернет-покупки более распространены в городах-миллионерах, где, в первую очередь, выше уровень проникновения Интернета. Но и в Ульяновске данный вид шопинга набирает все большую популярность. При этом сдерживающие факторы для онлайн-покупок в Ульяновске те же, что и в общем по России -
безопасность онлайн-платежей, вопросы доставки и возврата, опасения мошенничества, - отмечает директор по маркетингу ITECH.group Елена Карцева.

 

Перспективы ульяновского рынка e-commerce

В России подведены итоги первого конкурса «Рейтинг Рунета» разработчиков интернет-магазинов. В него попали и ульяновские компании. На восьмой позиции рейтинга в премиум-сегменте - компания MST. В верхнем сегменте девятую строчку занимает ITECH.group , 24-ю - Colary. А первая позиция среднего сегмента досталась Simtech Development.

 

- Интернет-торговля сейчас в тренде, - отмечает Камиль Калимуллин. - Преимуществами интернет-магазина перед традиционным являются удобство, дешевизна и более расширенный ассортимент. Предприниматели придут в Интернет, потому что рынку, покупателю это нужно. Интернет стал реальным каналом продаж.

 

- Если говорить про виды товаров, которые приобретают в Интернете, то здесь преобладают одежда, электроника и компьютеры, косметика, мелкая бытовая техника. Основной мотив покупки -
более привлекательные цены. Кстати, с ростом курса доллара именно этот мотив сыграл основную роль в увеличении популярности китайских интернет-магазинов, где товар предлагается по наиболее низким ценам. Вероятнее всего, в Ульяновске постепенно в покупках будет расти доля более сложной бытовой техники, дорогих спорттоваров, так как основные игроки этого сектора в нашем регионе стимулируют покупателей делать заказы именно в интернет-магазинах, предлагая более привлекательные условия по цене, акциям и ассортименту, - считает Елена Карцева.

 

Так как во всем мире рынок e-commerce растет, то и Ульяновск не обошла эта тенденция, об этом и региональных особенностях говорит Артем Гавришин:

- Каждый год в Ульяновске появляются новые интернет-магазины. В основном они ориентированы на торговлю внутри региона/города. Средний срок жизни таких магазинов составляет 18 месяцев. Крупные федеральные проекты с локацией в Ульяновске, как и в любом регионе России, пока обречены на провал. Это связано с двумя факторами. Во-первых, все оптовые склады и дилерские центры расположены в Москве, равно как и целевая аудитория интернет-магазинов. Процентное соотношение объемов продаж в Москве и регионах - 50/50. Поэтому невыгодно держать склад интернет-магазина в Ульяновске, перегоняя товар из Москвы в Москву. Во-вторых, в России очень плохо развита логистика. Транспортное сообщение централизовано. Все самолеты летят через Москву, очень мало прямых рейсов между городами. Почти то же происходит и с поездами. Грузоперевозки дорогие и медленные. Крупные интернет-магазины вкладывают миллионы венчурного финансирования в инфраструктуру, создавая склады и пункты выдачи в регионах. Пока их убытки исчисляются миллиардами (Lamoda в 2013 году потеряла 1,7 млрд рублей). Самым перспективным направлением развития этого сектора в Ульяновске вижу открытие точек продаж уникальной местной продукции в другие регионы и в Москву.

 

Елена Карцева считает реализацию крупных проектов с основным офисом в нашем городе маловероятной.

- Однако, учитывая все большую распространенность конструкторов сайтов, доступность технологий по созданию небольших интернет-магазинов, есть вероятность, что будет расти число мелких интернет-магазинов, «пробы пера» для начинающих предпринимателей. Кроме того, возможно, появятся проекты от местных торговых сетей, на которых можно будет заказать продукты и их доставку, но это вряд ли случится в ближайший год или два, - отмечает директор по маркетингу ITECH.group.

 

По мнению специалистов, для дальнейшего развития интернет-торговли надо развивать совместные проекты с Почтой России, стимулировать предоплату заказов и безналичные платежи, доля которых должна стать доминирующей. Важным трендом развития интернет-торговли становится и выход оффлайновых ритейлеров в Интернет. Если большинство продавцов техники и электроники сделали это несколько лет назад, то сегодня мы наблюдаем такой же тренд в одежде и обуви, детских товарах и других сегментах.

 

Ирина Антипова

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: