€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
«От чего у нас ум-разум? От чего наши помыслы?»
Фото: klinikk5.no
Действительно: «от чего»? Как сложился русский характер? Как формировалось российское национальное самосознание? От каких корней возросла культура России? Глубокому исследованию этих проблем посвящен многолетний труд литератора, словесника, народоведа Аполлона Аполлоновича Коринфского.
«Безымянные этнографические фельетоны»
«Самостоятельные наблюдения сосредоточиваются преимущественно на Нижегородско-Самарском Поволжье (губерниях Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской). Волгу я изъездил вдоль и поперек, на берегах ее провел детство, юность и раннюю молодость, поставившие меня лицом к лицу с народной жизнью, обвеявшие меня неотразимым дуновением самобытной поэзии ярких преданий прошлого». Так представляет автор читателю главный труд своей жизни.
120 лет назад - в 1895 году - «Правительственный вестник» напечатал первый очерк Аполлона Коринфского, «посвященный бытописанию народной Руси». В последующие годы публикации стали появляться периодически. «Безымянные этнографические фельетоны» привлекли всеобщее внимание. Их сразу же стали переводить на французский и немецкий языки. Государственные и общественные деятели высокого ранга официально запрашивали редакцию, желая знать «имя автора, и будут ли эти фельетоны изданы отдельной книжкой?».
Интерес не праздный. Великие реформы второй половины XIX века стремительно меняли весь уклад жизни страны. Важно было понять специфику национального самосознания. Знать, каков же народный ум-разум, что он принимает и что отвергает. И, конечно, сохранить самобытность исконной культуры народа.
Постоянным и заинтересованным читателем стал министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов. Тот самый «глубокоуважаемый Алексей Сергеевич», которому Аполлон Коринфский посвятил книгу «Народная Русь». Это - итоговый, фундаментальный труд собирателя и аналитика о самобытности российского национального сознания. Книга составлена в 1900 году, через пять лет после выхода первого «фельетона». 63 ее главы объединили переработанные автором очерки, дополнены многочисленными выдержками и ссылками на труды видных ученых-исследователей народного быта и традиций.
А.А. Коринфский. Фото начала ХХ века
Народное слово не мимо молвится
У 25-летнего Аполлона Коринфского «явилась мысль об изучении русского народоведения с целью подробной разработки накопившегося в тетрадках и памяти материала». Просторы Нижегородско - Самарского Поволжья «поставили лицом к лицу» не только с народной жизнью. Повсюду - от Арзамаса до Оренбурга - встречал он наследие творческой деятельности родного деда - архитектора Михаила Коринфского. «Не из рода, а в род», как молвит народное слово. История распорядилась мудро: внук - исследователь самобытности народа, для которого строил дед.
Путь к новопостроенному Спасо-Вознесенскому собору в современном Ульяновске ведет через парк «Возрождение духовности». Здесь на свияжском склоне в память об уничтоженных идеологическими вандалами храмах установлены мраморные стелы. На одной из них, в аллее перед вратами, запечатлен главный собор Симбирска - Свято-Троицкий в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Чеканная летопись напоминает имена и события: архитектор Михаил Коринфский, храм заложен 7 сентября 1824 года, посещения императорами. И трагический конец: «К 1936 году снесен». Старожилы помнили, как дети боялись ступить ногой на Соборную площадь - она была кроваво-красной от битого кирпича церковных стен.
Симбирский шедевр архитектора Коринфского уничтожен, а его творческое наследие прочно вошло в отечественную культуру и продолжает жить. И не только сооружения по его проектам на российской земле от Петербурга до Оренбурга. Это еще и чертежи, проекты, расчеты, на которых учатся поколения зодчих.
Одно из свидетельств тому - Всероссийская научная конференция 2013 года (в рамках III Международного форума «Культура нового поколения»). Архитектурная мастерская «Симбирскпроект» подготовила альбом, включающий богатую коллекцию фотографий, документов, эскизов (руководитель проекта Александр Капитонов, авторы Ольга Свешникова, Марина Уральцева, Михаил Капитонов. Альбом издан совместно с ГИМЗ «Родина Ленина»). В сборе материала принимали участие деятели культуры всех областей Поволжья.
М.П. Коринфский. Портрет работы неизвестного художника. XIX век
«По природе своей семьянин»
«Русский человек всегда был сторонником семейных родовых начал. Семьянин он и по самой природе своей», - напоминает «Народная Русь». Книга надолго стала библиографической редкостью. Почти забытая, десятилетиями упоминалась лишь как предмет изучения узким кругом фольклористов.
Реалии современной жизни заставили задуматься о судьбах российской культуры. Все чаще России навязываются чуждые нравы, нормы поведения и оценки. В наши дни всеобщего компьютерного ликбеза разговорная речь зачастую беднее и примитивнее, чем у прадедов, постигавших грамоту в церковно-приходской школе. Отечественной культуре необходима защита от тех, кто «мерит ее на короткий аршин своих предвзятых взглядов». Востребованным оказалось все, что «дошло до наших дней, убереглось от забвения в сердце народном, подслушано пытливыми кладоискателями живого слова». И, конечно, в числе первых - труд Аполлона Коринфского, неутомимого и бережного кладоискателя. Он «открывает мысленному взору широкий простор, народная жизнь на каждом шагу выдвигает из своей среды примеры самобытности».
На страницах книги «изощряются в словесном единоборстве симбирские краснословы», загадывая друг другу загадки. «Детские песни вводят в мир, пробуждают пытливость, запоминаются с детства, много говорят детскому слуху и сердцу».
«Православие, родное по языку каждому исповедующему его народу» побудило сторонника родовых начал принять в семью православных святых. «Катерина на санях катит к зимнему Юрью». Юрий - Егорий - Георгий Победоносец, сын премудрой Софии, а сестры его Вера, Надежда, Любовь. У каждого из этих святых важное дело в жизни народа. Весной Юрий «землю открывает для пахаря», «на Юрья холодного медведь в берлогу ложится». На святого Наума отправляли детей в школу: «Наум наставит на ум». Святой Дмитрий Солунский навсегда слился в народном сознании с образом Дмитрия Донского. В Симбирской губернии записана песня о полонянках, которых Мамай заставил вышить на полотне лик своего победителя. Образ Дмитрия перенес девушек в православную церковь.
Волки на зимней дороге «боятся колокольного звона», лисье жаркое бегает по лесу в белой шубе. В Симбирском подлесье живет медведь - «лешему родной брат, воевода в шубе и кольцо в губи».
По природе семьянин готов уважить соседа. «Верстах в 60-70 от губернского города Симбирска, где русские села узором вкраплены в сплошные чувашские и мордовские деревни», сохраняются столетние заповедные дубы. Ни один «топор-истребитель» не поднялся на святыню, почитаемую соседями.
Есть и басня. Будто на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный рубль. Не согласились прадеды: какая нечистой силе вера? Подсунут за нашу черную теплую мурку сомнительные «ценности» да бумажки «зеленые». Вот такой «ум-разум», такие помыслы у российского семьянина, такие памятники.
Наталья Гауз
Дед и внук: параллели
Коринфский Михаил Петрович
1788 г. Арзамас - 1851 г. Казань
1788. Родился в Арзамасе Нижегородской губернии. Из рода потомственных мастеровых-резчиков по дереву, изготовителей иконостасов Коринских.
1804-1807. Учеба в школе арзамасского художника академика А.В. Ступина. Школу курировала Академия Художеств. Это единственное в России учебное заведение такого профиля, куда принимались лица всех сословий, в том числе крепостные крестьяне.
1807. Приезд в Петербург. Из автобиографии: «по прошении Президента Академии Художеств принят партикулярно Профессором Воронихиным, а после годичных занятий моих под руководством его, по заданной от него и мною сделанной программы, я был Академией экзаменован и принят оною».
1809-1811. Учеба в Академии. Помощник Воронихина на строительстве Казанского Собора и дворца графа Строганова в Петербурге.
1811, 2 декабря. Михаил Петров Коринфский по окончании курса Императорской Академии Художеств аттестован со званием художника 14-го класса. С изменением мастеровой фамилии Коринский на архитектурно-классическую Коринфский связаны легенды. Одна из них, будто бы так повелел сам император Александр I, которому понравился проект талантливого ученика знаменитого Воронихина.
1812. Возвращение в Арзамас. Первой работой стал проект перестройки родной Ступинской школы живописи, определившей судьбу архитектора. Затем проект Воскресенского собора в Арзамасе. Храм был возведен на народные пожертвования в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, во имя и вечную память русских воинов. В 1932 году превращен в музей атеизма. В 1943-м возвращен православной церкви. Действует и считается одним из самых величественных храмов Поволжья. Историко-культурный памятник.
1823, 3 ноября. М.П. Коринфский определен в Симбирское Дворянское депутатское собрание «для надзора при производстве разных построек».
1823-1832. Десятилетний период службы в Симбирском Дворянском собрании. В эти годы по проектам и при участии Коринфского перестраиваются здания Удельного ведомства, Дома Трудолюбия, строятся церкви и жилые дома в селах губернии, хлебные магазины, комплекс торговых рядов в Карсуне.
1824, 7 сентября. По проекту Коринфского заложен Симбирский Троицкий Кафед-ральный собор в память победы в Отечественной войне 1812 года. Первый камень в основание собора заложил император Александр I.
1825. Проект собора представлен в Императорскую Академию Художеств. Коринфский единогласно избран «назначенным» академиком.
1831, 4 ноября. Вера Александровна Ивашева сообщает архитектору о высочайшей награде за «Вами составленный план для перестройки Дома Трудолюбия, бдительный надзор за производством работ и безмездное старание Ваше во все продолжение работ при самых экономических издержках».
1832, 8 ноября. Вступил в должность архитектора Казанского Императорского университета. В казанский период по проектам Коринфского построены здания клиники, обсерватории, библиотеки, анатомического театра, физического кабинета, химической лаборатории. Выполнены проекты жилых домов, Казанской семинарии, гимназии, Дома дворянского собрания.
1851. Умер в Казани. Похоронен на Арском кладбище.
Коринфский Аполлон Аполлонович
1868 г. Симбирск - 1937 г. Тверь
1868, 29 августа. Родился в Симбирске, в семье второго сына архитектора, мирового посредника. Детство провел в отцовском имении Ртищево-Каменский околоток. Рано лишился родителей, воспитывался дядей.
1879-1886. Учился в Симбирской мужской гимназии. «С юношеских лет стали наполняться мои тетради то пословицами, поговорками и ходячими словами, то обрывками деревенских песен, то содержанием подслушанных сказок», - вспоминал он.
1886. Ушел из последнего класса гимназии, чтобы заняться литературной деятельностью. Начал публиковаться в Казани.
1889-1891. В Москве. Сотрудничал с журналами «Россия», «Русское богатство».
С 1891. В Петербурге. Работал и публиковался в журналах «Наше время», «Север».
1895-1904. Помощник редактора «Правительственного вестника». Переводчик, поэт. Неоднократно переиздавались его переводы произведений Гейне, Мицкевича, Шевченко, Райниса, Кольриджа. Издает сборники стихов. Стихи Коринфского положены на музыку композиторами Рахманиновым, Варламовым, Глазуновым. Принадлежат к числу самых любимых русских романсов.
9 декабря 1900 г. завершил свой главный труд - книгу «Народная Русь».
1917-1920. Большевистской власти поэт, журналист, народовед оказался ненужным. Вынужден перебраться в поселок Лигово под Петроградом. Служил на второстепенных должностях в Просветкоме, редколлегии Всеобуча, учетчиком лавок, библиотекарем в трудовой школе.
«… не пишу почти ничего, совершенно придавленный и растерзанный в клочки проклинаемой всеми жизнью при современном архинасильническом режиме…», - писал он о своем состоянии.
Ирония судьбы: только в те годы он узнал, что глава большевистского режима Ленин - это его одноклассник по Симбирской гимназии Володя Ульянов.
1928, 14 ноября. Арестован за участие в литературном кружке, где состоял с 1922 года. Коллегия ОГПУ признала кружок «монархическим», стихи «антисоветскими». Дворянин Аполлон Коринфский был лишен права проживать в Ленинграде и приговорен к высылке в Тверь. Служил в типографии корректором. Уволен «по сокращению штатов».
1937, 12 января. Умер в Твери. Могила не сохранилась «по причине уничтожения церкви и кладбища при ней».
1994. Коринфский А.А. реабилитирован посмертно «за отсутствием состава преступления».