€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Платная медицина. Новая реальность
http://market-access-solutions.net/
Российский рынок платных медицинских услуг: структура и перспективы развития
В конце 2014 года в России насчитывалось более 19 тыс. частных медцентров, что составляет 71% от количества всех медицинских учреждений. Объем рынка платных медуслуг составляет (на конец 2013 года), по официальной статистике, 460 млрд рублей, а по некоторым оценка - 600 млрд рублей (с учетом теневого сектора).
Несмотря на кризис, рынок платных медицинских услуг остается долгосрочным трендом, и специалисты прогнозируют его дальнейший рост. Конечно, не 9-13% в год, как предсказывали по итогам «сытого» 2013 года, но в районе 4-5% в год рынок может расти4.
Стимулируют постоянный рост обращений населения в частные клиники явное снижение качества и доступности «бесплатной медицины», а это в свою очередь порождает недоверие пациентов. При этом большая часть населения (85,2%) обращается в платные медучреждения не системно и периодически, а за конкретной разовой помощью. Наиболее востребованы, кроме разовых консультаций и исследований, программы и курсы специализированного лечения и «прикрепления»
к частным клиникам5.
Средние затраты на платные медицинские услуги среди россиян составляют в среднем чуть менее 9 тыс. рублей на домохозяйство в год. Половина семей тратит при этом менее 5 тыс. рублей в год6. В 2015-2016 годах в силу кризисных явлений средний чек клиник закономерно возрастет, но численность клиентов сократится в связи с ростом цен и снижением уровня доходов населения.
Рост цен в первую очередь связан с удорожанием аренды и продвижения, повышением стоимости импортных лекарств и оборудования.
Наиболее прибыльными сегментами остаются стоматология и лабораторные анализы и исследования. Также частные клиники активнее всего развиваются в нишах стоматологии, гинекологии-урологии и офтальмологии, но говорить о насыщении рынка в этих сегментах преждевременно.
Наблюдая за рынком платной медицины в России несколько последних лет, можем уверенно говорить, что основные тренды рынка стабильны:
• Многопрофильные медицинские центры укрупняются и уверенно вытесняют небольшие медицинские фирмы.
• Перечень платных услуг гражданам расширяется, более того, медицинские центры осваивают и смежные ниши, например, торговлю лекарственными препаратами и парафармацией.
• Растет число игроков рынка и число франшиз.
• Продолжается формирование сетей платных медучреждений (и в федеральном, и в региональном масштабе).
• Усилия средних и крупных игроков рынка направлены на укрепление в своей нише, активное формирование собственной базы лояльных клиентов, создание и развитие собственного бренда в регионе продаж.
• При этом каналы продвижения все больше перетекают из офф-лайн (реклама в транспорте и на улицах, на ТВ и радио) в интернет-пространство (раскрутка собственных сайтов и групп в социальных сетях), телемаркетинг и директ- маркетинг (обзвоны и рассылки).
Ульяновский рынок платных медицинских услуг: емкость и основные игроки
Почти все описанные выше тенденции российского рынка платных медицинских услуг характерны и для Ульяновской области.
По данным Консалтинговой Группы «Советникъ», емкость рынка платной медицины в Ульяновске на весну 2015 года составляет порядка 2,3 млрд рублей в год. Всего в городе работает 45 наименований медицинских центров и лабораторий (без учета УЗИ-кабинетов и косметических салонов).
В ТОП5 наиболее крупных игроков на рынке платных медуслуг входят сеть медицинских центров «Академия» (самый крупный игрок, имеющий шесть филиалов по городу), а также МЦ «ВМ Клиник», МЦ «Werbri», ульяновский филиал МЦ «Медгард», Симбирский клинико-диагностический центр.
Стоимость приема специалиста, в зависимости от его опыта, квалификации и ученой степени, колеблется от 500 до 3 тыс. рублей.
Ульяновский рынок косметологических услуг
«Запустить» многофункциональный медицинский центр стоит десятки миллионов рублей, часто под такие проекты привлекаются специальные инвестиции. С косметическим салоном все обстоит проще. Это менее затратно и быстрее себя окупает.
Поэтому косметических кабинетов и SPA-салонов в городе в разы больше. По базе 2ГИС, в Ульяновске насчитывается 154 организации «косметического профиля», их структура показана на рисунке.
На самом деле учесть все предприятия, оказывающие подобные услуги, не представляется возможным, так как косметологические процедуры (в том числе аппаратные) оказывают и некоторые парикмахерские, фитнес-центры, маникюрные салоны и пр. И не все они делают это легально.
Объем рынка косметологических услуг в Ульяновске составляет, по расчетам Консалтинговой Группы «Советникъ», 160,6 млн рублей в год.
Среди направлений косметологических услуг в городе присутствуют:
• Медицинская косметология (очищение и омоложение организма с помощью специальной аппаратуры, инъекционных и косметических процедур, различных видов массажа и пилинга).
• Трихология (диагностика, лечение и профилактика болезней волос).
• Антропоморфная косметология (коррекция форм).
• Пластическая хирургия.
• Флебология (лечение заболеваний вен).
Иногда клиенткам косметических салонов также предлагают витаминные комплексы, БАД, профессиональную косметику. Чаще такие предложения делают специалисты, которые ведут прием, а не медицинские организации.
Обычно рекомендуется проходить курс из семи - десяти процедур. При этом осуществляется особый контроль расходования средств и препаратов при инъекционных процедурах, так как имеют место случаи «увода» и доз, и клиентов.
Для некоторых косметических салонов остро стоит вопрос «увода» пациентов специалистами «домой» для частного оказания услуг. В этом случае деньги клиента «уплывают» мимо кассы учреждения. Другая проблема в том, что некоторые специалисты имеют обыкновение «набирать часы» в нескольких салонах.
Клиентами косметологов, особенно в аппаратной косметологии, в Ульяновске являются преимущественно дамы двух возрастных групп. Обеспеченные старшекурсницы заказывают услуги фотоэпиляции, химический пилинг и ультразвуковую чистку лица. Женщины 35-50 лет отдают в основном предпочтение мезотерапии и «уколам красоты», коррекции фигуры и фотоомоложению. Также пользуется спросом удаление папиллом и родинок.
Есть свои поклонники - как женщины, так и мужчины - и у таких процедур, как гидроколонотерапия (очищение кишечника) и криотерапия (воздействие холодом).
Косметические и медицинские центры привлекают клиентов главным образом через:
- Интернет (некоторые клиники имеют группы в социальных сетях численностью в тысячи человек)
- систему дисконтных карт
- рекламные каналы офф-лайн (объявления в лифтовых кабинах, радио, реже - ТВ).
Часть новых пациентов приходит через «сарафанное радио». Иногда проводятся маркетинговые мероприятия по принципу дня открытых дверей.
В качестве «приманки» для покупателей предлагаются скидки (15-50% при условии предоплаты за курс процедур), бесплатные консультации и рассрочка платежа.
Сезонным колебаниям подвержен спрос на небольшую часть процедур, например, летом из-за активного солнца приостанавливают процедуры по фотоэпиляции и химическому пилингу.
Ольга Серкова,
бизнес-консультант, эксперт по прицельному маркетингу и точечной настройке продаж, партнер Консалтинговой Группы «Советникъ»
1 Данные BusinessStat.ru («Анализ рынка медицинских услуг в России в 2010-2014 гг., прогноз на 2015-2019 гг.»)
2 «Российский рынок частной медицины 2014», RBK Reseach, 2014 г.
3 «Российский рынок частной медицины 2014», RBK Reseach, 2014 г.
4 Подробнее смотрите: www.privatmed.ru/article/35/140/1942/
5 «Российский рынок частной медицины 2014», RBK Reseach, 2014 г.
6 «Российский рынок частной медицины 2014», RBK Reseach, 2014 г.