€ 106,42
$ 96,95
¥ 13,69
Потребители - дочки и сыночки
Разница между детьми века прошлого и нынешнего видна невооруженным взглядом. Помимо всего прочего, современные дети - активные участники масштабного потребительского рынка, имеющие свое мнение, выделяющие «свои» бренды. И у мальчишек и девчонок сегодня куда больше возможностей заполучить желаемое. Вот почему рынок детских товаров активно развивается.
Мама-эксперт
Дети, живущие в эпоху потребления, часто рассматривают своих родителей и прочих родственников, как источник денег, на которые можно приобрести заветный товар - активно рекламируемый или «как у одноклассника». И у современных родителей куда больше финансовых возможностей для того, чтобы не только удовлетворить базовые потребности своего чада, но и побаловать его, скажем, дорогой обновкой.
- Мамы и папы сейчас становятся покупателями-экспертами. Они осознанно подходят к родительству и воспитанию детей, изучают товары и их характеристики, становятся более требовательны к качеству, - отмечает руководитель направления исследований товаров Baby Care, ГФК-Русь Юлия Тулина.
Не осталось в стороне от «детского вопроса» и государство. Власти всерьез озаботились улучшением демографии, состоянием дел у отечественных производителей товаров для детей. В результате, как отметила президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина, «прошлый год был явно лучше в экономическом плане, чем 2012-й. Нами была инициирована и разработана Стратегия развития индустрии детских товаров и план по ее реализации до 2020 года, которая в июне 2013 года была принята Правительством Российской Федерации».
По словам первого заместителя председателя правительства - министра стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александра Смекалина, на федеральном и региональном уровне действуют стимулирующие меры для развития отраслей промышленности, которые выпускают детские товары. Так, к предприятиям, занимающимся производством детского питания и одежды, применяется ставка НДС в 10% вместо 20. В рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» компании этой отрасли также поддерживаются с помощью субсидирования кредитов и обучения, грантовых выплат в размере 300 тысяч рублей. Кроме того, в Ульяновской области с 1 января 2014 года действует мера поддержки предприятий, производящих одежду для детей, - пониженная ставка налога на имущество. Она составляет 1,1%.
Основными региональными производителями продукции для детей в текстильной и швейной отрасли являются ЗАО «Фирма «Русь», Группа предприятий «Барышская швейная фабрика» и ООО «Алена».На территории области работает более 20 предприятий - производителей игрушек.
Департаментом развития реального сектора экономики Ульяновской области разработана Стратегия - первая в России программа, направленная на повышение доступности, безопасности и качества детских товаров отечественных производителей, в том числе детской мебели, одежды, мягких и деревянных игрушек.
- Главная цель программы, которая будет реализована в несколько этапов, - поддержка уже существующих предприятий - производителей игрушек, а также оказание необходимых мер поддержки бизнесу для создания новых предприятий, - говорит директор департамента развития реального сектора экономики Ульяновской области Александр Денисов.
Все по-взрослому
На рынке товаров и услуг «от 16-ти и младше» бушуют далеко не детские страсти. Эксперты отмечают, что рынок стал более конкурентным, борьба за маленького потребителя, за кошелек его родителей - более ощутимой. Здесь все по-взрослому: издержки растут, маржа падает, активизируются международные производители и, в первую очередь, конечно, Китай, который даст фору российским производителям по части детской одежды, обуви, электронных игрушек и т.д. Однако в сегменте развивающих игр наша страна пока лидирует.
На «детском» рынке, как и на взрослом, расширяется влияние сетевых игроков, которые усложняют жизнь местному малому бизнесу.
- Многие уходят с этого рынка, нам тяжело конкурировать с сетями, у которых и большой ассортимент товаров, и соответствующая ценовая политика, - рассказала «ДО» ульяновская предпринимательница Элина Ивановская, свернувшая свой бизнес (магазин «Чудесная страна»). - Представьте, сеть «БЕГЕМОТИиК» только в новом городе открыла пять торговых точек по продаже игрушек. Куда нам с ними тягаться!
Сегодня на рынке детских товаров диктуют моду бренды - Фиксики, Смешарики, Маша и Медведь и прочие персонажи мультфильмов, вдохновившие создателей одежды, игрушек, печатной продукции и прочего на создание продаваемых товаров.
Как отмечается в недавнем исследовании РБК.research, детская одежда является весьма популярным товаром для покупки. По данным социологического опроса, 36,7% респондентов за последние полгода совершали покупки одежды для детей до 12 лет.
У маленьких потребителей в Ульяновске (точнее у их родителей) - разные доходы, соответственно, одни идут за одеждой и обувью на вещевые рынки, другие - в сетевые магазины, например, Дочки&Сыночки. А кто-то может себе позволить делать обновки, скажем, в магазине итальянской детской одежды DeSalito или в бутике Choupette, где можно приобрести, например, из коллекции "Серебряный век" воздушное платьице из натурального шелка, выполненного в нежной пастельной гамме, украшенное россыпями страз, лентами и бантами.
По словам директораТЦ «Энтерра»ОлегаФролова, торговый центр, расположенный в «эпицентре» элитного жилья, изначально был ориентирован на потребительскую аудиторию «средний плюс» и выше, и подбор арендаторов, реализующих товары для аудитории «от 0 до 17» - соответственный. А в роли якорного арендатора выступил известный ритейлер «Детский мир».
За последнее время увеличилось число детских интернет-магазинов, растет и количество ульяновских мам, приобретающих вещи для своих чад в режиме on-line. Например, зарегистрированным участникам Клуба Шопоголиков на портале ульяновских родителей simmama.ru, доступен сервис «Совместные покупки». Форумчане отмечают как минусы данного сервиса («Есть риск, что придет не тот цвет и не тот размер, или вообще вещь не подойдет), так и плюсы («Мой ребенок полностью одет в вещи из-за границы, начиная от футболок и боди, заканчивая куртками. Получается модно, красиво и дешево. А у нас в Ульяновске цены вообще с потолка, порой зашкаливают даже за самарские!»).
Говорю «дети», подразумеваю - семья
«PABLOSKY», «Обута ботана», «Стильные детки», «ЕвроБейби», «Алиса», «Рыжик», «Бэби-Центр», «Город детства»… - в Ульяновске большое количество магазинов, адресованных девчонкам и мальчишкам. Но чаще всего ульяновский бизнес делает ставку на семейную аудиторию, развивая одновременно и взрослое, и детское направления.
- Детская аудитория нам очень интересна, поэтому мы и завозим соответствующие товары для отдыха и занятий любительским спортом, например, ролики и коньки маленьких размеров, - рассказываетдиректормагазина «Атеми» Ольга Ратникова. - Зимой у нас практически всегда покупают сразу по три пары коньков, лыж, ботинок - для мамы, папы, ребенка.
На ульяновских предприятиях «Элегант» и «Бостон» шьют костюмы и для взрослых, и для детей. В связи с принятием новых требований к форменной одежде школьников в этом году здесь наблюдается 10-15% рост - по всей номенклатуре детского ассортимента.
Заточены под аудиторию формата «мама, папа, я» ульяновские кинотеатры, парки, event-агентства, которые проводят и детские праздники. Заведения местного общепита открыты для школьных банкетов.
Как рассказала арт-менеджер ООО «Парк» Инна Коденко, установка новых аттракционов в парках «Семья» и «Прибрежный» производится с учетом разных возрастных категорий. Скажем, паровозик «Смешарики» - для дошколят, «Аэлита» - для подростков. У нового колеса обозрения, установленного в «Прибрежном», есть закрытые кабинки - специально для родителей с малышами.
По словам московского инвестора Олега Гаевского, реализующего в Ульяновске проект обновленных «Ленинских горок», парк будет позиционироваться как семейный, в котором будет достаточное количество развлечений для аудитории «от двух лет и старше». Уже в это лето на правом склоне Волги начнут функционировать новые аттракционы для детей и юношества.
У ульяновской туристической индустрии - тоже «семейное» лицо. Как отмечает директор ООО «Академ-тур» Ирина Абеленцева, родители с маленькими детьми чаще всего покупают туры на море, а вот школьники уже могут «осилить» экскурсионные туры - по Европе, Золотому Кольцу, в Москву, Санкт-Петербург. Существуют и чисто детские предложения, например, оздоровительные лагеря на море, в том числе, легендарные «Артек» и «Орленок», а также комбинированные учреждения для школьников в формате «спорт-отдых», «отдых- изучение языков».
К сожалению, как констатирует г-жа Абеленцева, доход среднестатистической ульяновской семьи не столь высок, чтобы приобретать отдельно путевки и для семейного, и для детского отдыха (смена в том же «Артеке» сегодня стоит от 40 тыс. рублей), поэтому чаще всего выбор делается в пользу первого варианта.
Пластик для школьника
Сегодня для многих ульяновцев понятие организованного отдыха ассоциируется с торгово-развлекательным центрами. Во многих ТРЦ есть детские зоны, например, в «Самолете» открылась «Веселая песочница», в структуре новой Летней плазы ТРК «Аквамолл» также работает детская зона.
Для торговых комплексов это не только источник дополнительного дохода, как прямого, так и косвенного (родители, сдавшие детей на попечение аниматоров, сделают больше покупок), но идополнительное конкурентное преимущество.
- Именно поэтому в ТЦ «Энтерра» мы планируем открыть детскую развивающуюся площадку, - рассказал «ДО» Олег Фролов. - К занятиям с детьми привлечем и «старую гвардию» с педобразованием, и креативную молодежь.
Тренд нового времени - «детское» направление в сфере финансовых услуг. Сегодня дети могут иметь даже собственную дебетовую карту, привязанную к счету мамы или папы, а с 14 лет ребенку позволительно открывать отдельную карту с разрешения родителей.
- На всех дополнительных картах можно установить ограничение на сумму операций, чтобы ребенок не мог потратить больше того, что вы готовы ему доверить, - рассказала «ДО» начальник Управления депозитных и расчетных продуктов Банка Хоум Кредит Надежда Куликова. - Дополнительные карты персонализируются данными того человека, кто пользуется картой, поэтому на «пластике» будут данные ребенка. Часто это оказывает на детей хорошее воспитательное воздействие - они гордятся тем, что у них карта, как у взрослых, и становятся более ответственными по отношения к деньгам.
- Влинейке вкладов, как правило, нет специальных «детских» предложений, но оформить вклад на свое имя для родителей даже удобнее: все равно, как правило, вкладом управляют родители, - продолжает г-жа Куликова. - Здесь главное, скорее, психологический момент - привлекать ребенка к этому процессу: рассказать ему о том, что для него открыт вклад, с какой целью, пополнять вклад вместе. Обязательно нужно использовать эти деньги именно на ту цель, на которую они копились, - чтобы у ребенка сложилась правильная цепочка от цели к ее исполнению.
- Рынок детского страхования, по оценкам, составляет около 10% всего российского рынка страхования жизни, - говорит директор Ульяновского филиала ОАО «СОГАЗ» Ирина Андреева. - Вместе с тем спрос на детские программы растет - продажи полисов с каждым годом увеличиваются примерно на 15%. Характерной тенденцией является значительный рост спроса на страховки для детей в сезон летних отпусков, когда полисы оформляют в полтора-два раза чаще, чем в другие месяцы. А на защиту жизни и здоровья ребенка направлены два вида страхования - ДМС и страхование от несчастных случаев. Распространенные страховые случаи, которые с детьми могут произойти практически везде, – это пищевое отравление и травмы. Есть даже страховая защита на случай укуса клеща.
Свой «кусок» детского «пирога» имеет и ульяновская частная медицина. В принципе, сегодня все коммерческие клиники ведут прием маленьких пациентов, а некоторые имеют в штате педиатров, детского невролога, хирурга.
Что заставляет ульяновцев записывать своих отпрысков на прием к частному врачу, если эксклюзивных услуг как таковых в коммерческих клиниках практически не осталось (благодаря программе реформирования здравоохранения у государственных медучреждений региона сегодня достаточно неплохая материальная база)? Главная причина - в частных ЛПУ нет очередей, что особенно ценится занятыми родителями, и здесь не ограничиваются временными стандартами.
- Никаких 12-ти минут на одного пациента, - говорит Сергей Шушпанов. - Если нашему психологу потребуется час на общение с ребенком, он столько времени с ним и проведет.
В отличие о соседних регионов ульяновский рынок частных образовательных услуг не может похвастаться бурным развитием. Более-менее заметных игроков можно пересчитать по пальцам:авторская частная школа «Источник», частные детские сады «Непоседы», «На Красноармейской», центр развития ребенка «Заботливая няня». А увеличившийся спрос на частный сервис в области образования, как и в здравоохранении, с успехом удовлетворяют государственные учреждения, благо, законом разрешено оказывать дополнительные платные услуги в муниципальных школах и детских садах.
… Эксперты единодушно утверждают: у рынка детских товаров и услуг, несомненно, большое будущее, хотя бы потому, что количество детей в стране медленно, но верно увеличивается.
По статистике, 2013 год для России впервые с 1992-го принес положительный прирост населения. В Ульяновской области, начиная с 2007 года, наблюдается стабильный рост рождаемости.
По последней переписи населения, в Ульяновске из более чем 630 тысяч жителей около 95 тысяч - от 0 до 17 лет. В 2013 году в областном центре родилось 14798 детей, что на 280 больше, чем в 2012-м. А за четыре месяца 2014 года в Ульяновске родилось 2850 детей, на 224 больше аналогичного периода 2013 года. Процент семей, где воспитывают троих и более ребятишек, сегодня составляет 4,5 (в 2004 году - чуть более 1%).
В Ассоциации индустрии детских товаров РФ, строя прогнозы на 2014 год, уверены, что рынок вырастет не менее чем на 12%, а по отдельным сегментам и более. Весомым вкладом в развитие сегментов, ориентированных на госзакупки (товары образовательного и спортивного назначения, мебель, игрушки, книги и медиа-продукция), станут государственные программы по строител- Экология офиса (озеленение, экологические материалы)ьству детских садов, дворовых площадок, спортивных и досуговых центров. А дальнейшее стимулирование семьи, меры по поддержке демографии могут позволить «детской» индустрии чувствовать себя более стабильно, чем другие сферы экономики.
Татьяна Задорожняя