Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Рынок мебели: наш ответ импорту

С осложнением внешнеэкономической ситуации российские мебельщики получили новый шанс для развития. Сумеют ли они им воспользоваться?

 

С осложнением внешнеэкономической ситуации российские мебельщики получили новый шанс для развития. Сумеют ли они им воспользоваться?

 

 

Борьба за рынок

Мебельный рынок - один из самых высококонкурентных. Причем конкурировать российскому производителю приходится как с отечественными компаниями, так и с зарубежными. По оценке Минпромторга, импортная продукция на рынке мебели составляет более 47%. А крупнейшие экспортеры мебели в Россию - Китай и Италия.

За прошлые годы объем импорта, в отличие от экспорта, увеличился как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Это не могло не сказаться на общей рыночной ситуации.

- Одной из причин летнего спада на российском рынке стало появление большого количества доступной импортной мебели, в частности, из Азии - под итальянскими брендами, в том числе весьма неплохого качества. Цены практически сравнялись на продукцию как импортного, так и местного производства, но иностранцы продвигали свой товар активнее, - отмечает председатель совета директоров ООО «Ульяновский мебельный комбинат» Анатолий Еленкин.

И еще немаловажный нюанс: большинство отечественных мебельщиков использует импортные материалы и комплектующие, аналоги которых либо вообще не производятся в России, либо выпускаются, но низкого качества.

- Примерно 50%, как говорят аналитики, а по факту все 80% компонентов, необходимых для производства качественной мебели, поставляются нам из-за границы. Это самым негативным образом сказалось на ситуации конца 2014 года, в самый «высокий» сезон для мебельщиков. И до сих пор мы наблюдаем рост цен на комплектующие, фурнитуру. Думаю, что импортозамещение в мебельной отрасли - очень длинный путь, который необходимо преодолевать при участии государства. Пока мы только страна сбыта для многих производителей, - говорит руководитель мебельного направления компании «ЛАЙМ» Ирина Коростылева.

Значительный рост курса доллара и евро не мог не сказаться на цене отечественной мебели. Однако и в этом многие видят не только вызов, но и возможность для развития.

- У нас подорожала продукция, порядка 10-15% - за счет комплектующих иностранного производства, - отмечает Анатолий Еленкин. - Раньше в России было мало предприятий, производящих комплектующие, это было невыгодно. Но сейчас ситуация изменилась, отечественные производители технологию знают, могут делать комплектующие, поэтому в этом плане кризис для мебельщиков - благо.

В начале кризиса

По оценке Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, емкость мебельного рынка страны составляет порядка 300 млрд рублей в год. Хотя глобального падения мебельной индустрии и не произошло, но рост ее в рублях, по отношению к 2013 году, составил всего 2% - с учетом инфляции и снижения курса рубля. Это фактически говорит об уменьшении объемов произведенной продукции.

Казалось бы, падение рубля должно быть на руку отечественным мебельщикам, ведь стоимость их продукции зависит от курса валюты не столь сильно, как импортной. Но несмотря на то, что объемы импорта заметно сократились, рынок отечественных продаж тоже «просел». Однако многие производители рассматривают эту ситуацию как временную и видят в сегодняшних валютных ралли возможность для собственного роста.

- Сегодня ситуация напоминает 1998 год, когда доллар подскочил в цене и российские производители, наше предприятие в том числе, получили громадное преимущество для развития. Импортная продукция стала дороже в два раза, и ее было намного сложнее продать, чем российскую, - считает Анатолий Еленкин.

Несмотря на экономический кризис, мебельная промышленность страны продолжает развиваться, и на рынке есть сильные компании, удерживающие высокую планку качества и сохраняющие хорошие позиции.

По данным официальной статистики, более трети всей мебели в России производится в Центральном федеральном округе, преимущественно в Москве, Московской области, Ярославской и Рязанской областях. Наилучшие показатели в региональном развитии демонстрируют Южный, Приволжский и Сибирский ФО.

- Каждый год привносит что-то новое, мы находимся в постоянном развитии и росте: осваиваем новые материалы для собственной мебели, работаем с крупными российскими поставщиками и фабриками. Поэтому год от года растет и количество наших клиентов. Сейчас свои усилия направили на развитие производства мебели для кухонь. Нам есть куда развиваться, поэтому и этот год, уверены, не принесет нам особых «сюрпризов», - рассказывает Ирина Коростылева.

Есть ли перспективы

По информации Минстроя России, в 2014 году введен в эксплуатацию 81 млн кв. метров жилья, что почти на 15% больше уровня 2013 года. При этом почти 40% ввода - сегмент эконом-класса. Строительство недорогих квартир в Ульяновске также идет активными темпами. В одном только Заволжье к 2017 году планируется возвести около 25 тыс. кв. метров такого жилья, что обеспечит потребность около 15 тыс. человек. Этот фактор, несомненно, благоприятно скажется на производителях мебели, спрос на их продукцию только возрастет. Уже сегодня производители отмечают, что много мебели покупается в кредит - в новые квартиры.

Основными причинами значительного подъема отечественной мебельной промышленности эксперты называют увеличение объемов жилищного и офисного строительства и рост благосостояния населения

А Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности считает, что успешная работа отечественных мебельных компаний во многом зависит от сбалансированности внутреннего рынка. Необходимо максимально снизить ввозные пошлины на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, которые не выпускаются российской промышленностью, или чье качество не соответствует мировым стандартам. Кроме этого надо поддерживать достаточный уровень ввозных таможенных пошлин на готовую мебель для покупателей, доходы которых на уровне средних и ниже средних - то есть в нише, в которой работает большинство российских предприятий.

Объединят и выведут «из тени»

Очевидно, кризис сильнее всего ударит по малому бизнесу. Малые и средние мебельные предприятия изготавливают 50% мебели в России. Состязаться с крупным бизнесом в качестве им, естественно, сложно. Конкурентным преимуществом «малышей» остается цена - за счет небольших издержек на налоги и аренду.
И все же производители, не развивающие свою производственную базу, в конечном счете сходят со сцены. Выжить они могут лишь за счет индивидуального подхода к клиенту или за счет собственных оригинальных разработок. Некоторые крупные игроки уже закупили зарубежное оборудование и имеют полный цикл производства, не завися от импорта. Мелкие же, не имея средств для этого, довольствуются сборкой, что позволяет оставаться на плаву, но в долгосрочном плане не перспективно.

В Ульяновской области планируется создание отраслевого бизнес-парка, который объединит предприятия мебельной промышленности, а это преимущественно субъекты малого бизнеса. Основным смыслом создания такого предприятия является выведение «мебельщиков» из гаражных кооперативов и укрупнение их бизнеса. Также бизнес-парк будет способствовать внутриотраслевой кооперации.

Объемы «гаражной» экономики в Ульяновской области впечатляют. В гаражно-строительных кооперативах, по оценке областной торгово-промышленной палаты, сосредоточено более половины всех мебельных производств региона.

- Исторически так сложилось, что основная часть «мебельщиков» обосновалась именно в гаражных кооперативах. Из них выросли практически все наши крупнейшие мебельные фабрики. Но достаточно большое количество, около 300 предприятий, где занято порядка 10 тыс. человек, до сих пор продолжают находиться в ГСК. Нам необходимо помочь малому бизнесу, достигшему определенных успехов, перейти в статус средних. И здесь необходимо стартовое участие государства в роли инициатора, некой управляющей компании, в выделении и предоставлении площадок, подведении инженерных коммуникаций, сопровождении на этапе запуска этого производства, - поясняет председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Руслан Гайнетдинов.

Пилотный бизнес-парк планируется разместить на территории Заволжского района Ульяновска, где сосредоточено наибольшее количество предприятий, занятых в сфере мебельной промышленности.

Ирина Антипова
Фото: oboi.ws

 

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: