Сервис на дороге
Дороги, парковка, топливо, техобслуживание - без этого не может обойтись практически ни один автовладелец. Каковы особенности этого «джентльменского набора» в регионе и как обстоят дела с дополнительными услугами для автомобилистов?
Дороги, которые мы выбираем
По данным ГИБДД, в Ульяновской области зарегистрировано порядка 400 тысяч автомототранспортных средств, из них свыше 290 тысяч автомобилей. Десять лет назад их число было едва ли не вдвое меньше. А вот протяженность дорог растет не такими темпами.
По информации Департамента автомобильных дорог Ульяновской области, протяженность дорожной сети на территории региона составляет 12,1 тыс. км. Доля федеральных трасс - не более 10%, а состояние - куда лучше, чем региональных. Это объясняется объемами финансирования: в текущем году из федерального бюджета на федеральные автодороги направлено более 4,5 млрд рублей, а автодорогам регионального и межмуниципального значения досталось порядка 2,2 млрд.
И это уже хорошо, считают специалисты. После отмены регионального дорожного фонда (в 2005 году) дела на ульяновских дорогах обстояли совсем плохо: интенсивность движения (читай, нагрузка на дороги) увеличивалась, трассы без должного ухода разрушались. Да и автомобили-то в новой России стали какие! Во времена СССР 15-тонник - считалось, уже «потолок», а сейчас 40-тонные машины на дорогах - обычное явление. До восстановления дорожного фонда у ульяновских дорожников не было возможностей использовать современные технологии и материалы, а сейчас все крупные игроки рынка (компании «Симбирскавтодор», «Ульяновсктрансcтрой», «Гипростроймост», «Русь» и другие) строят новые заводы, осваивают стабилизацию земполотна, монолитное мостостроение и т.д. В 2014 году объемы дорожных работ в регионе увеличились по сравнению с 2013-м на 14%.
По данным ГИБДД, в Ульяновской области зарегистрировано порядка 400 тысяч автомототранспортных средств
Региональный дорожный фонд в отличие от федерального наполняется только за счет топливных акцизов и транспортного налога, поэтому увеличение автотраспорта в регионе, по сути, благо для ульяновских дорог.
Как бы ни возмущались ульяновские автовладельцы, но повышение транспортного налога в регионе в 2015 году неизбежно.
- Основной приток средств ожидается от машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Повышение будет небольшим и серьезным бременем для автовладельцев не окажется, - заявил замминистра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин. - Повышение транспортного налога привлечет в дорожный фонд порядка 55 млн рублей, которые пойдут на строительство новых дорог и ремонт старых.
Считается, что «главная российская беда» - основной источник дорожно-транспортных происшествий (сегодня в регионе ежедневно происходит порядка ста ДТП). Однако в ульяновской ГИБДД сообщили, что главная причина - пресловутый человеческий фактор (пьяные за рулем, превышение скорости и т.д.), а неудовлетворительные дорожные условия (не только ямы, но и, скажем, неосвещенный дорожный переход, слишком высокий бордюр) - лишь сопутствующие причины.
Еще одна проблема, которая усиливается с ростом числа авто, - недостаток парковочных мест. К решению вопроса подключились девелоперы (просторная организованная стоянка около торгово-офисного центра - львиная доля его успеха), застройщики (в новых микрорайонах появляются многоуровневые стоянки). Не снимается парковочный вопрос с повестки дня и для ульяновских властей. В рамках пилотного проекта «Ульяновское парковочное пространство» предполагается организация платных парковок на ряде центральных улиц Ульяновска. Это позволит разгрузить «сердце» города от автомобилей, повысить пропускную способность улиц. Авторы проекта не изобретают велосипед, используют опыт других городов России, в том числе московский. В перспективе предполагается сделать систему парковок автоматизированной, по примеру той же Москвы. К слову, программное решение, использованное в столице, разработано ульяновскими айтишниками, которые просчитали парковочный потенциал центральной части Ульяновска - 2 тыс. машиномест. Предполагаемая стоимость стоянки на них - 20 рублей в час.
Накормлю коня. Железного
Сегодня в России насчитывается порядка 22 тысяч АЗС, в Ульяновской области, по данным УФАС, работает более 140 автозаправочных станций, больше всего - 45 и 21 соответственно - под брендами «Роснефть» и «Татнефть». Структура рынка постоянно меняется. Так, сегодня «Башнефть» расширяет розничную сеть в нашем регионе, скупая автозаправки под маркой «Оптан». Так что игроки не расслабляются, постоянно совершенствуют свою деятельность, например, недавно крупнейшая российская нефтяная компания «Татнефть» представила ульяновским водителям новое дизельное топливо «ТАНЕКО» класса Евро-5.
Многие владельцы автомобилей, особенно иномарок, при выборе АЗС руководствуются доверием к бренду: идут, точнее, едут «на имя» компании, чтобы заправить железного коня качественным топливом. Хотя, как утверждают игроки розничного рынка, сегодня в Ульяновской области сложнее найти некачественный бензин: конкуренция диктует свои правила. Именно поэтому практически все продавцы топлива держат цены примерно на одном уровне.
Автомобилисты в печали - цены на топливо за последнее время подросли. По данным Улстата, за первые восемь месяцев 2014 года цены на АИ-92 в регионе повысились на 2,41 рубля, на АИ-95 - на 2,56 рубля. Стоимость топлива росла и в сентябре, и это общероссийская тенденция.
Объем доходов дорожного фонда на 2015 год планируется в размере 3,1 млрд рублей, из них на ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения будет направлен 1 млрд рублей, на содержание - 1,1 млрд рублей
- За последние месяцы в стране взлетели оптовые цены, - объясняет замдиректора ООО «Ресурс-Ойл» Андрей Шиманский. - Если весной тонна 92-го бензина стоила 36 тыс. рублей, то сегодня почти 41 тысячу. Но мы не можем резко поднимать розничные цены: в России топливо, как и хлеб, - «социальный» продукт…
Эксперты отмечают, что порядка 80% физлиц в Ульяновской области отдают предпочтение 92-му бензину, у которого маржа меньше, чем у 95-го. Но пересадить местных автовладельцев на этот вид топлива сложно, в частности, из-за предубеждения: мол, сейчас нет настоящего 95-го бензина, а тот что есть делается из 92-го путем добавления присадок.
- Повышение октанового числа путем добавления присадок действительно практиковалось многими топливными компаниями, - констатирует Андрей Шиманский. - Как правило, использовались металлосодержащие присадки. Но это уже в далеком прошлом. Технологии переработки нефти не стоят на месте, и на нефтеперерабатывающих заводах теперь действительно есть возможность, не злоупотребляя количеством присадок, получать бензин с реальным октановым числом в 95 единиц. Плюс топливные компании часто проверяют надзорные органы, которым не составит труда определить наличие металлосодержащих октаноповышающих присадок и оштрафовать проверяемых. Кроме того, клиенты, заправившиеся таким бензином, уже через несколько дней продемонстрируют продавцу «покрасневшие» свечи и, как минимум перестанут заправляться в этой сети АЗС.
Доктор для автомобиля
Недавно в Ульяновске открылись два новых дилерских центра - Mazda и Datsun, традиционно в их структуру вошли автосервисные мастерские. Анализируя работу 75 дилерских центров марки, президент Mazda Motor RUS Йорг Шрайбер рассказал «ДО», что основная доля доходов (порядка 70%) приходится на продажи автомобилей, остальное - авторемонтная составляющая. Впрочем, ее доля может вырасти до 50% - чем дольше работает дилерский центр, тем больше автомобилей он обслуживает.
Официальные дилерские центры привлекают клиентов обеспечением максимального комфорта, качественного ремонта и обслуживания. Однако по данным АА «Автостат», 40% автовладельцев не доверяют работе официальных сервисов. Первое место среди опасений занимает навязывание дорогостоящих работ (около 50% опрошенных). На втором - страх передать свою машину неопытному или некомпетентному мастеру (около 35%). Третью строчку рейтинга занимает использование некачественных запчастей (15%).
Поэтому далеко не все покупатели новых автомобилей обращаются для ремонтных работ как автомобиля в целом, так и его отдельных запчастей в ульяновские авторизированные центры. На местном рынке достаточное количество автомастерских, которые предлагают клиентам гибкую ценовую политику и вполне достойный уровень сервиса. В отличие от дилеров, которые ограничены в объемах , неавторизованные автосервисы имеют куда большую пропускную способность. Так, компания «Ангар-24», предлагающая мультибрендовые автоуслуги (от «Жигулей» до «Мерседеса»), обслуживает ежедневно по 120-150 машин и планирует увеличить это число до 300 авто - за счет расширения площадей, закупки нового оборудования.
Согласно данным аналитиков ГК «АвтоСпецЦентр» в России действует около 39 тыс. автомастерских, в 2013 году объем отечественного рынка автосервисных услуг составил 379 млрд рублей - почти на 20% больше, чем в 2012 году
- Наша компания ежегодно тратит десятки миллионов рублей на обновление существующей материально-технической базы, - рассказывает технический директор ООО «Ангар-24» Виктор Торопкин. - Без этих инвестиций в наше время нельзя - автопроизводители постоянно выпускают на рынок новые модели, поэтому нужно соответствовать.
Как отмечают эксперты, самое маржинальное направление ульяновских автосервисов - это техобслуживание, а самые популярные ремонтные услуги связаны с подвеской, ходовой частью автомобиля.
Отметим, что за последние годы в регионе растет и число индивидуальных мастерских «гаражного формата». Они не всегда отличаются обязательностью, оперативностью и высоким качеством услуг, зато привлекают автолюбителей низкой стоимостью работ. Сегодня ульяновские «гаражники» практически все вышли «из тени», получили статус предпринимателей: производить ремонтные работы в гараже неофициально чревато огромными штрафами.
Что же в итоге ждет авторизированные и неавторизированные автомастерские региона в 2014 году? В первую очередь продолжение борьбы за клиента. Рост количества автомобилей на душу населения неизбежно скажется на увеличении числа ДТП, соответственно, расти будут и объемы восстановительных работ. А вот стоимость ремонта и обслуживания автомобиля, в отличие от штрафов ОСАГО и прочих сборов, как утверждают
профессионалы отрасли, вырастет незначительно.
Придорожное заведение
Ученые посчитали, что в среднем человек тратит на дорогу более девяти лет своей жизни.
- Где водитель, будь он дальнобойщик или глава семейства, отправившийся с семьей в отпуск, может отдохнуть, переночевать, просто поужинать, починить машину или поиграть с уставшими от дороги детьми на детской площадке? В России нет ни одного придорожного сервиса, который бы соответствовал мировым стандартам по набору и качеству оказываемых услуг, - с сожалением констатирует генеральный директор ООО «Интеллектуальные ресурсы» Виктор Ковшевный.
Добавим, что в нашем регионе практически нет недорогих современных кемпингов, цена за койко-место в которых не превышала бы 500 рублей, те же дальнобойщики не могут позволить себе ночлег за 2 тыс. рублей (обычная цена для ульяновского
отеля). Сегодня в Ульяновской области работает 97 коллективных средств размещения, в том числе заведения, расположенные при въезде в город. По наблюдению специалистов, наиболее доходное направление в таких мотелях - питание: чаще всего люди делают остановку для того, чтобы перекусить.
У северных «ворот» Ульяновска автомобилистов встречает мотель «Метелица», у южных - «Астер» и новый «Ракурс», а у восточных - «ОНАКО-Комета», пока единственный в регионе комплекс, имеющий столь полный набор услуг (СТО, АЗС, кафе, баня, мотель). До недавнего времени комплекс с 20-летней историей активно развивался, здесь в два раза увеличили номерной фонд, добавили к авторемонтным услугам грузовой шиномонтаж, но.... на трассе поставили металлическое заграждение, и теперь нормально подъехать сюда невозможно.
- Выручка упала раз в десять. О каком развитии теперь может идти речь! - возмущается замдиректора ЗАО «Онако-Комета» Ольга Масленникова. - Куда мы только не писали, все без толку. Опускаются руки…
Не слишком оптимистично настроена и димитровградская предпринимательница Елена Надысова, реализующая проект придорожного заведения на трассе «Ульяновск - Тольятти» на въезде в город атомщиков. Казалось бы, ниша не занята, потребность в придорожных услугах огромная, строй и работай! Но… из-за бюрократических проволочек возникли сложности с оформлением земельного участка.
Недавно Минтранс России утвердил план мероприятий по реализации концепции развития объектов дорожного сервиса. Как заявил глава рабочей группы Росавтодора по развитию объектов дорожного сервиса Юрий Лахин, с выходом распоряжения работа Росавтодора по приведению уровня дорожного сервиса в России к мировым стандартам переходит в практическую плоскость.
В Ульяновской области планируется реализовать проект, предусматривающий создание 12 многофункциональных комплексов придорожного сервиса с общим объемом инвестиций порядка 3 млрд рублей. В зависимости от типа объекта на МФК будут располагаться мини-мотель, кафе, ресторан, торговый комплекс, парковки, АЗС, автомойка, туристический информационный центр, футбольное поле, каток, визит-центр и даже кинотеатр под открытым небом - на большом экране болельщики смогут коллективно смотреть матчи ЧМ-18. Собственно, чемпионат мира по футболу и выступил драйвером развития МФК в регионе - Ульяновск к этому спортивному суперсобытию имеет прямое отношение.
Как рассказал президент Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Денис Арсентьев, на ульяновских МФК будут применяться передовые иностранные технологии. Так, в качестве поставщика энергоемких систем освещения на комплексах рассматривается известная австрийская компания SWARCO. Сейчас с проектом знакомится ульяновский бизнес, готовый зайти на площадки для работы. Власти рассчитывают, что к чемпионату мира по футболу шесть-семь комплексов уже будут запущены.
Татьяна Задорожняя