Соловьиный край Дмитрия Архангельского
«Симбиряк по происхождению, художник-педагог, посвятил себя изучению местной художественной старины и Волги под Симбирском. Много работающий над воспитанием Симбирской молодежи путем многочисленных выставок». Так аттестовал себя Дмитрий Иванович Архангельский. Краткие и точные слова - ключ к пониманию его жизни и творческого наследия. Живописец, график, собиратель и хранитель памяти старинного российского города Симбирска, исследователь истории и культуры Поволжья тех времен, когда Волга была Великой Рекой. Из 94-х отведенных ему судьбой лет 49 художник-педагог работал в Симбирске. Откроем несколько страниц этой удивительной книги его жизни.
Из хроники: адреса, встречи, наследие
1885 год. «Волга совсем близко». 130 лет назад в доме №32 по улице Шатальной в семье служащего духовной консистории Ивана Архангельского родился сын Дмитрий.
«Симбирск в ту пору можно было считать городом-садом. Вся гора, спускающаяся к Волге, была сплошным садом. Весной она казалась ковром из бело-розовых цветов с пятнами зелени. При каждом доме в городе имелся плодовый сад. В садах пели соловьи». Таким запомнился художнику отчий дом.
«Волшебство заветного места» помнили все, кто побывал в доме Архангельских: «Вокруг сплошной сад. Волга совсем близко, слышны сирены пароходов», - вспоминал художник В. Киселев. Шатальная (потому что при порывах ветра здесь всегда что-то раскачивалось - «шаталось») соединяла Завьяловскую площадь (ныне восточная часть бульвара Пластова) и улицу Смоленскую (ныне Рылеева). Шла параллельно Старому Венцу от Завьяловского к Смоленскому спуску. Оба спуска были пешеходными, вели к пассажирским пристаням.
Дом Архангельского запомнился его современникам открытостью и гостеприимством. Долгие десятилетия он сохранял необыкновенное обаяние. Владельцы сменились, а в городе его продолжали называть «дом Архангельского». В семьях коренных симбирян, особенно из династий учителей, по сей день берегут книги и акварели, которые щедро дарил друзьям и ученикам художник-педагог. Книги читали и перечитывали. Комплекты открыток и подаренные акварели приносили на уроки.
Дом Архангельского, как и соседние, уничтожили в 60-е годы ХХ века, чтобы построить здесь спецполиклинику для партийно-советской номенклатуры. Затем снесли весь северный участок квартала, где построили БСМП и роддом. Шатальная ныне улица Корюкина. Смоленский спуск и сплошной сад на горе, спускающейся к Волге, после заполнения Куйбышевского водохранилища превратились в захламленную оползневую зону.
Для самого Дмитрия Ивановича Волга, научившая его в детстве видеть красоту России, осталась «совсем близкой» на всю жизнь. Долгие годы он по памяти рисовал и дарил акварели с видами мест, где впервые взял в руки кисть.
1905 год. «С этюдником и альбомом». «Моя краеведческая работа началась с 1905 года, когда с этюдником и альбомом бродил по деревням Симбирской губернии. В эту пору и начались мои зарисовки народного творчества», - писал Архангельский в автобиографии. В 1905 он был учеником последнего курса Симбирской духовной семинарии и начал брать уроки живописи у художников П.И. Пузыревского и А.Н. Остроградского.
1908 год. Первая выставка. Дмитрий Архангельский впервые принял участие в выставке. В тот год его учитель П.И. Пузыревский организовал на традиционной Симбирской ярмарке художественный отдел. Там были представлены этюды и картины местных художников, в том числе и его учеников. Архангельский представил портреты и пейзажи.
Его картина «Беляны на Волге» была удостоена Большой серебряной медали и куплена для частной коллекции. Работами Архангельского заинтересовался и приобрел несколько этюдов и акварелей предводитель дворянства
В.Н. Поливанов. Это было не только признание мастерства, но и приглашение к сотрудничеству. Известный ученый-археолог Поливанов - председатель Симбирской губернской ученой архивной комиссии (СГУАК). Она была учреждена в 1895 году «с целью сохранения Русской старины и воспитания уважения к Истории».
На выставке 1908 года состоялось еще одно событие - картины Архангельского впервые увидел первокурсник Симбирской духовной семинарии юный Аркадий Пластов. «Вот у кого тебе надо поучиться!» - сказал ему отец. Через год Аркадий стал учеником Дмитрия Ивановича.
1909-1913 годы. Учительствовал и учился. Первые успехи окрыляли и побуждали продолжить художественное образование. 1909-1910 годы - учеба на курсах рисования
А.Н. Смирнова. 1910-1913 - занятия в студии А.С. Гольдблата в Петербурге. И наконец - экзамен на звание учителя рисования в Академии художеств.
В те же годы Архангельский подготовил и издал серию литографических открыток с видами Волги, деревень, Симбирска. Серия предназначалась для учителей губернии как краеведческое наглядное пособие.
У молодого художника руки мастерового. Впоследствии он вспоминал: «Художники сделались граверами сначала по необходимости, а затем, втянувшись в гравюру, пережили немало интересных минут… Сам процесс работы по линолеуму необыкновенно приятен. Мускульные ощущения, медленное, но верное осуществление своих графических замыслов создает упоительную обстановку работы. Рождается легко, без отрыва, пока не исчерпывается серия задуманных рисунков».
1911 год. «Гончаровская выставка». Главным событием юбилейных торжеств по случаю 100-летия со дня рождения И.А. Гончарова должна была стать закладка дома-памятника писателю на Венце. В июне 1910 года в ответ на ходатайство СГУАК было получено высочайшее разрешение на всероссийский сбор добровольных пожертвований на строительство. В числе первых откликнулся П.И. Пузыревский, предложил «устроить передвижную выставку картин, изображающих виды Поволжья, жертвуя половину чистой выручки от выставки на усиление фонда гончаровского памятника».
Выставка включала более 150 картин и этюдов Павла Пузыревского и Дмитрия Архангельского. При содействии архивной комиссии она открылась в доме симбирского земства.
А в январе 1911 года была привезена в Петербург и размещена в Меншиковом дворце. О выставке писали газеты и журналы, она стала событием культурной жизни всей России. Много картин было приобретено. Выставка рассказывала
о прошлом с уважением и благодарностью, учила относиться к истории с бережным вниманием.
Архангельский писал: «По углам нашей губернии, на кривых улицах и курмышках Симбирска тихо доживают покосившиеся, позеленевшие и облупившиеся постройки уходящего века. Среди них выросли неторопливые герои Гончарова, «хмурые люди» Чехова и мы сами. Посмотрим внимательно на эту страницу вчерашней истории, перевернем ее без сожаления, но и без злобы и кривой усмешки. Там наши корни, там наше начало». Впоследствии одну из серий своих архитектурных пейзажей он так и назовет «Захолустье».
1915 год. «Талантливо организованы неутомимым работником». Сто лет назад состоялось событие, о котором газета «Симбирянин» писала: «Мы уже знаем ряд выставок, талантливо организованных этим неутомимым работником в женской гимназии Якубович и 1-й мужской гимназии. Все они отличались выгодным расположением рисунков и картин, комбинированным с большим вкусом». Статья посвящена выставке работ учеников Д.И. Архангельского, которую он организовал в Симбирском 1-м высшем начальном училище, где тогда преподавал.
«Настоящая выставка, - продолжает «Симбирянин», - приобретает особый интерес вследствие того, что на ней будут экспонироваться картины молодого и талантливого художника Пластова, бывшего ученика г. Архангельского и состоящего в настоящее время учеником Московской школы живописи и ваяния. Будут представлены чрезвычайно интересные и разнообразные вещи этого молодого таланта: начиная от карандашных рисунков, кончая акварелью и маслом».
Первое высшее начальное училище - одно из старейших учебных заведений Симбирска. Как и губернская мужская гимназия, оно стало преемником Главного народного училища, открытого в 1786 году согласно Екатерининскому Уставу народных всесословных училищ. «Высшее начальное» - потому что давало выпускникам право поступать в гимназию. В 1835 году для него был приобретен двухэтажный каменный дом на перекрестке улиц Покровской и Большой Саратовской. Перед Первой мировой войной здание реставрировали с учетом всех требований времени, в числе первых в городе оно было электрифицировано.
В этом историческом здании «неутомимый труженик» Архангельский впервые представил «прекрасные работы» своего ученика Аркадия Пластова. Счастливый случай - наши современники могут побывать в тех самых классах, где учительствовал Дмитрий Архангельский. И увидеть те самые «чрезвычайно интересные» акварели Пластова, о которых писала газета «Симбирянин» в 1915 году. На улице Гончарова, 16 в доме училища с 1986 года работает Картинная галерея Ульяновской региональной организации Союза художников РФ.
А в 2010 году здесь открылся Музей А.А. Пластова - филиал областного Художественного музея, с которым связан симбирский период творчества Архангельского. Начало было положено его участием в выставке 1908 года с целью выручки средств на строительство дома-памятника Гончарову. В июне 1918 года Архангельский обратился с запиской в Симбирский губком народного просвещения. Он предложил тщательно разработанный план работы по сохранению культурных ценностей и «созданию художественного музея в специально построенном для музея здании Гончаровском доме на Венце». Убеждая, что талантливые специалисты, способные справиться с этой задачей, в городе есть, Д.И. Архангельский пишет краткие аттестации симбирским художникам. Именно в этой записке он и характеризует себя как художника-педагога.
Наталья Гауз
Фото с выставки "Образцы русской жизни", г. Царицино, 2009
Окончание - в «ДО» №6 (210) июнь 2015