Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ульяновск-2015: кого и что выбираем?

В наступающем году Ульяновск вновь встанет перед выбором. Кого делегировать в Городскую думу? Какие экономические и социальные задачи предстоит решать в первую очередь? Эти вопросы стали темой январской дискуссии за круглым столом «ДО».

Фото: newstula.ru

 

УЛЬЯНОВСК-2015: кого и что выбираем?

В наступающем году Ульяновск вновь встанет перед выбором. Кого делегировать в Городскую думу? Какие экономические и социальные задачи предстоит решать в первую очередь? На что делать ставку в стратегическом развитии города и как реагировать на новые вызовы предстоящего года? Эти вопросы стали темой январской дискуссии за круглым столом «ДО».

Николай Васин,
политолог

 

 

Александр Данилов,
председатель Ульянов-
ского областного объ-
единения предпринима-
телей, депутат Городской думы третьего созыва

Нина Дергунова,
член Общественной палаты России, политолог

 

 

 

Григорий Каленов,
депутат Ульяновской Городской думы четвертого созыва

 

Дмитрий Соснин,
член Общественной палаты Ульяновской области, заместитель директора социологи-
ческого центра «Аналитика»

 

 

 «ДО»: ЧТО БЫ ВЫ ОТНЕСЛИ К ОСНОВНЫМ ДЛЯ УЛЬЯНОВСКА СОБЫТИЯМ 2014 ГОДА, КОТОРЫЕ МОГУТ ИМЕТЬ ПРОЕКЦИЮ В БУДУЩЕЕ?

НИКОЛАЙ ВАСИН:

- Проводится большое количество мероприятий, но реальной отдачи от них  пока не ощущается.  На мой взгляд, неплохое перспективное мероприятие было связано с российско-китайским форумом. Но это настолько длительная перспектива, что как она отразится на городе, на регионе, говорить пока еще рано.

ДМИТРИЙ СОСНИН:

- Сложность сегодняшней ситуации в том, что одновременно наложилось несколько видов кризиса: мы вошли в фазу рецессии экономического цикла, плюс западные санкции, и самое главное - сохраняющиеся структурные диспропорции в экономике, связанные с недостаточной долей высокотехнологичных отраслей и доминированием «сырьевого сектора». Поэтому мне кажется важным, что в нашей области делаются определенные шаги по технологической модернизации на двух ключевых градообразующих предприятиях. Ульяновский автозавод запустил производство нового поколения «УАЗ-Патриот».  Да, есть точка зрения экспертов, что, может быть, сегодня нужны более дешевые автомобили с минимумом функций, у них есть свой рынок. Но завод взял другой курс, ориентируясь на образцы комфортных качественных машин. Будут ли они успешны в этой нише - вопрос, но тем не менее новая модель УАЗа в ноябре презентована.  На «Авиастаре» выпущен первый серийный тяжелый транспортный самолет «Ил-76МД-90А» в рамках гособоронзаказа. На выходе второй самолет, передают его в покраску. Следующий год покажет, насколько удастся эту линию на реиндустриализацию в регионе развить и сохранить в условиях санкций. Но какие-то подвижки уже, безусловно, есть.

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ:

- Много мероприятий, которые напоминают мыльные пузыри. Не происходит за ними никакого движения вперед. Я из предпринимателей, поэтому вижу, как падают и промышленность, и деловой потенциал, даже дух у людей как-то падает. Люди не хотят заниматься производством, не хотят зарабатывать, и это не может не тревожить.

Из положительного отмечу, что принят стандарт делового климата в Ульяновской области. С губернатором очень долго этого добивались, в конце концов, он стукнул по столу и сказал, что надо. Документ принят. Чего я там добивался - это два пункта. Во-первых, чтобы чиновники несли ответственность за нарушения законодательства. Во-вторых, чтобы им предъявлялись регрессивные иски, если в результате их действий бюджет несет какие-то потери. Сейчас я вижу цель, чтобы добиться исполнения по этому стандарту хотя бы для одного чиновника.  Если добьюсь - будет большое дело. 

ГРИГОРИЙ КАЛЕНОВ:

- Событие со знаком плюс - открытие ледового дворца «Волга-Спорт-Арена». В Заволжье у нас есть ФОК «Лидер» с искусственным льдом, теперь и на правом берегу Ульяновска появился каток, где люди могут кататься в любое время года. Это очень хорошо. К  событиям года отношу принятие решения о введении на территории Ульяновской области платы за капитальный ремонт в жилых домах. В обществе это вызывает большую дискуссию и считается событием со знаком минус. А мое мнение - это знак плюс. Мы десять лет не платили за капремонт! Я считаю, что формирование класса собственников является основным для того, чтобы мы дальше куда-то двигались.

И еще одно, положительное или отрицательное - спорно, но у нас постепенно начинает формироваться понимание, что же мы хотим построить. С моей точки зрения, последний десяток лет в обществе никто не мог этого понять. После известных событий - присоединения одной из частей территории другого государства - мы получили некую рефлексию: что же мы строим-то? И это понимание спроецируется у нас на 2015 год. То ли мы строим общество, основанное на частной собственности, на свободе предпринимательства, развитии конкуренции, то ли мы строим что-то другое. Это тоже положительно. Любая рефлексия, с моей точки зрения, всегда положительна.

ДМИТРИЙ СОСНИН:

- Соглашусь с коллегами: есть некая усталость от большого количества совещаний, разговоров. Но на том же Гражданском форуме, который прошел в декабре, я увидел четкий посыл, что интереснее видеть живые действия - в области спорта, культуры и т.д. И такие образцы живых действий надо транслировать людям. Будь то массовый заплыв через Волгу или акции, посвященные предстоящему 70-летию Победы.

«ДО»: КАКИЕ ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕСТЬ СМЫСЛ РАЗВИВАТЬ В УЛЬЯНОВСКЕ В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ?

НИНА ДЕРГУНОВА:

- Конечно, те структуры общественного контроля, которые созданы, по сути, еще не заработали. Советы, комиссии, палаты собираются часто, но пока это в значительной степени как бы осмысление своей роли: что же мы должны сделать, как мы должны взаимодействовать с властью. А реального взаимодействия и результатов от этого взаимодействия пока мало.

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ:

- Любое управление - это управление деньгами. Нельзя сделать никакого процесса, если под ним не струятся деньги. Но деньги имеют два свойства - как мера труда и как мера воровства. Ворованные легко исчезают, и они приносят зло. Добрые деньги - это те, которые заработаны, их пускают в дело, и они приносят еще больше денег. Я не вижу сейчас местных инициатив, которые подкреплены реальными деньгами, и которые были бы не для галочки. То же распределение грантов. Предпринимателям не надо помогать, они не инвалиды. Надо не гранты раздавать, а обучать новых предпринимателей, начинающих. Чтобы было больше людей, умеющих делать дело.

ДМИТРИЙ СОСНИН:

- Со следующего года в Ульяновской области будет пилотный проект: региональный Минфин зарезервировал в бюджете определенный процент расходов, целевое назначение которых будет определяться жителями конкретного муниципального образования. Условно говоря, если вы инициируете какой-то проект в своем населенном пункте, областной бюджет гарантирует часть необходимой суммы, а еще часть должны вложить либо местные жители сообща, либо предприниматели.

ГРИГОРИЙ КАЛЕНОВ:

- Бюджет города Ульяновска по собственным доходам составляет 4,5 млрд рублей. Вы смотрели, насколько он зависит от налогов граждан? НДФЛ в доходной части - 66%. Следующий вид налога, который формирует городской бюджет, - это налог на имущество физических лиц. То есть фактически три четверти бюджета Ульяновска сформировано за счет налогов, которые платят граждане, проживающие на этой территории. И они пока слабо влияют на решение бюджетных вопросов. Потому что инструментов для этого им  дается немного. Общественные советы, предпринимательские инициативы - у людей создается некая иллюзия сопричастности, но совершенно нет понимания, как в итоге потратить те деньги, которые они заплатили. Эти вызовы на сегодняшний день не просто понятны, а с ними нужно будет что-то делать дальше.

НИНА ДЕРГУНОВА:

- 2015 год будет сложным, и, как любой кризисный год, он требует переоценки очень многих вещей. Прежде всего - жизни по доходам. Мы действительно привыкли тратиться, я согласна, что много «мыльных пузырей», ненужных мероприятий.  Шума и красоты много, а что в результате из этого должно получиться хорошего, дельного, правильного, заметного? Конечно, в этом плане будет определенный пересмотр. Мы много приукрашиваем и привыкли в определенной степени говорить не то, что есть, а то, что хочется. Любой кризисный год требует большей честности.

НИКОЛАЙ ВАСИН:

- Президент четко сказал: главная проблема местного самоуправления - несоответствие между полномочиями и финансовым обеспечением.  То есть весь смысл реформы МСУ должен быть направлен на то, чтобы такие финансовые возможности у местных органов власти появились. Но приведите примеры, где реформа местного самоуправления дала хоть какие-то позитивные результаты. Нет таких примеров. Мы вводили систему сити-менеджеров. Результаты позитивные есть? Нет. Но есть судебные процессы по сити-менеджерам: Смоленск, Брянск, Сыктывкар и еще целый ряд городов.

ГРИГОРИЙ КАЛЕНОВ:

- Слабая законодательная власть позволяет отдать все на откуп сити-менеджеру. Но если законодательная власть сильная, то сити-менеджер полностью под контролем.

ДМИТРИЙ СОСНИН:

- 136-й федеральный закон (о внесении изменений в 131-й закон «О местном самоуправлении») все основные моменты отдал на регулирование регионам. Посыл такой: федеральным законодательством допускается несколько разных моделей организации местной власти и распределения полномочий, какую модель выбрать - решайте в регионе сами. Сейчас единственный город, который решился преобразовать районы в самостоятельные внутригородские муниципальные образования со своим депутатами и бюджетом, - Челябинск.  Что покажет этот пилотный эксперимент, еще надо посмотреть. Целью реформы было приведение в соответствие полномочий и денег. И определенные шаги в масштабе страны в этом направлении сделаны. В частности, полномочия сельским поселениям сократили с 39 до 13, так как практика показала, что сельские муниципалитеты испытывали серьезные трудности с финансовым и кадровым обеспечением их реализации, а также с износом  инфраструктуры, построенной в основном еще в советский период.

НИКОЛАЙ ВАСИН:

- Всегда надо учитывать такой момент, как сопутствующая социально-экономическая и политическая ситуация. В ситуации, в которой оказалась сегодня Россия, местное самоуправление в том виде, в котором замышляется, - достаточно рыхлое, неэффективное - мне кажется, себя проявить не сумеет.  Челябинск председателя думы месяц не мог выбрать! Мой прогноз, что эту реформу местного самоуправления могут начать отыгрывать обратно.

ДМИТРИЙ СОСНИН:

- Согласен. Как таковой ее в российском масштабе, можно сказать, и не состоялось. Сейчас более трендовая вещь, которая дискутируется, - это агломерации. Ульяновск вошел в число тех «пилотов», в которых планируется формирование агломерации. Агломерации позволяют финансировать межмуниципальные проекты. Это та линия, на которую сейчас делают ставку.

ТОП-5 проблем,
волнующих жителей Ульяновской области:
- низкие доходы населения
- благоустройство и состояние дорог
- рост цен
- стоимость и качество услуг ЖКХ
- качество медицинского обслуживания

«ДО»: ЧТО ЖЕ СТАНЕТ ГЛАВНЫМ ВЫЗОВОМ И ОСНОВНЫМИ ТОЧКАМИ ПРИЛОЖЕНИЯ СИЛ ДЛЯ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ПЯТОГО СОЗЫВА?

ГРИГОРИЙ КАЛЕНОВ:

- Рыночная экономика, которая во всем мире стала делом обычным, предполагает управление в ситуации неопределенности. И когда говорят: «Мы знаем, что будет через некоторое время» - это прогноз, а не план. У нас долгие годы была другая позиция. Мы считали, что надо написать план, и он будет либо выполнен, либо не выполнен. Учитывая внешнеэкономическую конъюнктуру сырьевых товаров, мы подошли к иллюзии, что можем спланировать и что-то получить. И совершенно разучились работать в условиях неопределенности: что будет завтра? 

Самый большой вызов следующим депутатам в городе Ульяновске и следующей власти, которая придет, - это вспомнить навыки работы в условиях неопределенности. Гордума четвертого созыва почти все пять лет работала в условиях достаточно понятных. Сегодня никто не может дать никаких гарантий. Хотя есть трехгодичный бюджет, до 2017 года, но как быть, если он не исполняется - это самый большой вызов для исполнительной и законодательной власти.

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ:

- Мне кажется, определенность уже наступила. Уже понятно, что бюджет будет плохо собираем, падения будут обвальные, денег будет не хватать очень сильно. Суммы да, неизвестны. Но общая картина понятна. И следующая дума, и исполнительная власть столкнутся с большими проблемами. Что надо делать? Я могу сказать, что первым делом надо сокращать расходы, особенно государственные - процентов на 80. Возьмите районные администрации. Их в Ульяновске четыре, и каждая съедает 20 млн рублей в год. Но какую функцию они выполняют, для чего нужны? Следующее - массовое снижение налогового бремени. Следующее - разрушать монополии: на энергоносители, на электроэнергию, ЖКХ и т.д. Это задача не муниципальная - федеральная, и очень важная. Далее - вводить конкуренцию во власти. Без достойной критики, без оппонентов невозможно: когда все говорят «одобрямс» - паровоз едет куда придется.

ГРИГОРИЙ КАЛЕНОВ:

- И еще один из вызовов. С моей точки зрения, идет систематическое уничтожение законодательной власти на уровне местного самоуправления. В Гордуме второго созыва многие депутаты работали на постоянной основе. С третьего созыва такая возможность была только у 10% депутатов. Что такое неосвобожденный депутат? Это некий клуб по интересам: приходи, рассмотрим, что нам принесет исполнительная власть. Давайте и дальше будем продолжать! Давайте убьем местное самоуправление, лишим его полномочий. Забрали здравоохранение, давайте заберем образование и что оставим - дороги подметать? Для чего это делается? Так, говорят, лучше управлять. Так лучше управлять, когда  понятно, что будет завтра. Или хотя бы предположительно понятно. А когда непонятно  - нужно максимально отдавать полномочия, чтобы люди сами решали. Мы должны сказать: возьмите побольше. Но будете нести ответственность самостоятельно.

НИНА ДЕРГУНОВА:

- В России государство всегда играет большую роль, это наша специфика. И государство стало немножко идти по накатанному советскому варианту:  все больше контролировать общество, все больше функций брать на себя - вместо того, чтобы научиться работать по-новому в рыночной экономике. Государство должно оставаться сильным, но не по всем тем вопросам, на которые оно порой сейчас претендует.  Не контроль над СМИ и над НКО в таком жестком виде, как сейчас, не желание всем дать социальную защиту, взять на себя все больше обязательств. Это постепенно ведет к социальному паразитизму в определенной части общества, к  патернализму - когда не надо заниматься саморазвитием, повышением профессиональной квалификации, а надо что-то выпросить и т.д. То есть, вместо того, чтобы четко определить, за что отвечает государство, что делает общество, какова социальная ответственность бизнеса  в рыночной экономике, мы начинаем вставать как бы на старый путь тотального государства. 

ДМИТРИЙ СОСНИН:

- Мы раз в полгода делаем срезы по проблемным полям и социальному самочувствию населения. Самый свежий - сентябрьский. Понятно, что в декабре картина немного другая, потому что внешний фон резко изменился. Но тем не менее. Если выделить топ-5 актуальных проблем, то в сентябре 65% населения области основной проблемой назвали низкие доходы. На втором месте было благоустройство и состояние дорог - 60%. Рост цен как проблемную зону уже тогда отметили 56% населения. А еще - стоимость и качество услуг ЖКХ (51%) и проблемы в сфере здравоохранения (43%). Это в целом по области. По городу Ульяновску цифры немного иные. На первое место вышло благоустройство и состояние дорог, на второе - услуги ЖКХ, на третье - низкие доходы. В пятерке проблемных зон также рост цен и качество медицинского обслуживания. И эти проблемные зоны я бы проинтерпретировал как те вопросы, на решение которых должны быть нацелены депутаты Городской думы нового созыва.

НИНА ДЕРГУНОВА:

- В ситуации, когда конфликтные отношения между мэрией и предпринимательским сообществом Ульяновска до конца не решены, мне кажется, на первое место выходит проблема взаимоотношения власти с бизнесом и создание условий для более эффективной деятельности бизнеса. На последних Гражданских форумах секции, связанные с взаимоотношением бизнеса и власти, были очень острыми. Вот это, мне кажется, будет главным. А сам город, плохо ли хорошо, постепенно приходит в порядок, постепенно  ремонтируются дороги, проводится благоустройство. Мне не кажется, что это какая-то безумно экстраординарная проблема.

«ДО»: КАКОЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНА БЫТЬ СЛЕДУЮЩАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА?

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ:

- Надо перестраиваться. Насколько быстро это получится? Я думаю, что следующая Гордума перестроиться не успеет, не сможет. Это произойдет через думу. А думе пятого созыва придется очень тяжело. Она не сможет поменять механизм управления, не сможет отдать власть в низы. У нее не будет денег, но будет много обязательств. А значит, придется вводить новые налоги, которые будут еще хуже ложиться на предпринимателей, будет больше разорений, меньше поступлений в бюджет. В этот замкнутый круг они попадают.

НИКОЛАЙ ВАСИН:

- Какой будет дума, во многом будет зависеть от сопутствующего фона, который складывается - потому что он предъявит новые требования и к муниципальным представительным органам, и к последующим выборам в 2016 году. Это первый момент. Второе - если не произойдет никаких всплесков, выборы будут отличаться очень низкой активностью. В условиях, когда люди не видят альтернативы, они уходят просто в протест. Если будет усиливаться внешнее давление на Россию и ситуация будет ухудшаться, то определенные шансы получат так же, как на Украине, националистические  и шовинистические силы. Мы можем услышать таких людей, которых еще месяца два назад не слышали.

ДМИТРИЙ СОСНИН:

- В Ульяновске впервые будет применена смешанная избирательная система - помимо одномандатников будут партийные списки. Эти изменения в устав города депутаты приняли в ноябре, они уже зарегистрированы. Четыре думы у нас избиралось чисто по одномандатным округам, соревновались в первую очередь личности. Сейчас партийная составляющая проявится именно в соревновании партийных списков. В новой думе можно уверенно прогнозировать присутствие кандидатов от оппозиции, а значит, появятся альтернативные точки зрения, дискуссии. Этот шаг, безусловно, позитивный. Что касается явки, то на выборах, которые прошли 14 сентября в 21 дминистративном центре российских регионов, она составила в среднем около 30%. На выборах в думу четвертого созыва в Ульяновске явка была 33,5%. Думаю, на выборах 2015 года она будет соответствовать среднероссийской - около 30% избирателей.

НИНА ДЕРГУНОВА:

- Дело в том, что общий уровень политической культуры у нас не очень высок. Мы существенно отстаем в умении отстаивать интересы тех или иных слоев населения. У нас внутри, на мой взгляд, начал увеличиваться страх. Последние два-три года мы становимся уж очень политкорректны, уж очень лояльны по отношению к власти, если нам что-то не нравится или требует пересмотра - пытаемся это сказать с очень большими оглядками и оговорками. А когда человек боится отстаивать общие интересы, он, естественно, начинает потихоньку, кулуарно реализовывать свои. Защищать свой бизнес, свою школу, больницу - например, выбить какой-то муниципальный заказ для своего учреждения или организации. Ревностный взрыв патриотизма, который уже в некоторой степени переходит в ура-патриотизм, еще больше будет способствовать нагнетанию страха и боязни говорить не очень приятные, но правдивые вещи. И это уже будет относиться и к людям, и к представительным органам власти. Проводить в этих условиях выборы  сложно. Я думаю, явка не будет очень высокой. Тем более - при смешанной системе выдвижения кандидатов. Когда выбираются люди - есть какая-то интрига. А когда выбор идет между партиями, это может быть интересно для политологов, социологов, но для населения в этом особой интриги нет.

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ:

- Иногда надо смотреть на историю, она многому учит. До революции Городская дума состояла из людей, которые больше всего вносили в бюджет города. Чтобы управлять городом, ты должен был доказать своими деньгами, что жертвуешь определенные суммы. Как можно допускать к выборам человека, который нигде не работает и ничего не делает? Он может требовать одного: дайте мне больше. А дать может только тот, кто зарабатывает. Кто производит и знает, как это делать. И в условиях турбулентности нужно опираться именно на них.

 

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: