Владелец как профессия
Фото: klinikk5.no
В неполные 24 на меня упала радость стать владельцем собственного бизнеса. И пришлось очень быстро понять, что по этой специальности нет учебников. Учит жизнь: руками партнеров, которые предают или поддерживают; силами конкурентов, которые учат по-взрослому; поступками сотрудников, которыми ты гордишься или берешь ответственность на себя. Весело и быстро шла учеба! С того момента прошло 15 лет, и мне захотелось написать такой учебник для тех, кто готов учиться не только на своих ошибках. За дело, товарищи!
О презумпции прибыли и правоте владельца
Владелец бизнеса признает одну простую вещь: если я выбрал заняться делом, связанным с деньгами, то я должен уметь спросить (и в первую очередь с себя), почему мое занятие не приносит мне денег (столько, сколько я действительно хочу).
Страшнейшая форма обмана - самообман. Не врите себе. Не вставайте на весы, втянув живот, в надежде, что вес станет меньше. Если вы затеяли проект для удовольствия или понтов, не требуйте от себя и от проекта, чтобы он стал супердоходным, не перестав при этом вас радовать. Вы не для денег его начинали. И напротив, если вы затеяли дело с основной целью получить с него хороший экономический эффект, вы вправе и даже должны спросить за экономический результат (в том числе и с себя).
Дело не должно делаться «понарошку». Неприбыльный проект, задумавшийся как прибыльный, должен быть честно закрыт. И отговорки «я вкладываю в будущее» бессмысленны - нет экономической пользы, значит, надо ее создавать, а не врать себе что, мол, «я благотворитель».
Прибыль - важнейший индикатор здоровья бизнеса. Но не цель. И горе тому, кто сделает подмену цели и средства в своей голове. Цель бизнеса - стать и быть Первым. На планете, в стране, по этой стороне улицы, но - Первым! Это свойство человеческой природы, это один из базовых законов организации и жизни системы. Все, кто разменял лидерство на прибыль, исчезли в прахе истории. Разворовывание крупных холдингов на самостийные прибыльные цеха в 90-е еще стоит перед глазами.
Как надо относиться к прибыли
На заре моей предпринимательской деятельности дал мне очень хороший совет финансовый консультант Игорь Маркичев. Он сказал: «Саша, изымай прибыль из компании ежемесячно». Я горячо ему возразил что-то типа: «Прибыль должна вкладываться в бизнес!». Он посмотрел на меня странно и сказал: «Верно. Но только после бизнес-плана, а не просто потому, что бизнес этого просит».
Владельческий словарик:
Соблюдать соблюдацию - следовать установленному порядку вещей
Вставить чопик - произвести мотивирующее воздействие с указанием системных ошибок, совершенных подчиненным
Через три месяца я привел свой первый бизнес к банкротству именно потому, что проигнорировал эту простую истину. Мы с партнером остановились в шаге от закрытия, пересмотрели свой подход к затратам и стали ежемесячно фиксировать прибыль. И вкладывать - после подготовки бизнес-плана на любую серьезную покупку. Это стало одним из самых разумных решений на заре нашего бизнеса.
Владелец всегда прав
Почему так?
1. Владелец может «накосячить», но именно он и никто другой в полной мере несет ответственность за свое решение. Его правота сакральна. Он прав, потому что заплатит самую высокую цену за ошибку.
2. Справедливость в человеческих отношениях - это понятие относительное. Она определенным образом зависит от позиции ищущего справедливости.
3. Есть такой любопытный феномен: «Эффект горки». Звучит он так: «С горки виднее». Следствие: «Зато на поверхности видны травинки и букашечки». Глядя на траву и жучков-червячков, сотрудники, вплоть до достаточно высокопоставленных, имеют весьма ограниченный горизонт событий. И поэтому любое непонятное им начинание Владельца склонны трактовать как «ошибочное» (читай: непредсказуемое).
Поэтому научите своих сотрудников правильно вести себя в ситуации, которая кажется им неоднозначной.
1. Высказать вам явно свои опасения или несогласие (до принятия окончательного решения)
2. Получить внятный ответ от вас:
- да, спасибо, убедил;
- да, спасибо, будем делать, как я сказал, вот поэтому-то...
- да, спасибо, будем делать, как я сказал, причины пока не назову.
3. Идти выполнять озвученное решение как свое родное.
Если с решением категорически не согласен, сказать вам: «Шеф, я не согласен, но «жираф большой, ему видней». Иду выполнять ваше решение, как свое родное, но ответственность за решение несете вы, я правильно излагаю?»
Если человек боится вести себя с вами подобным образом - это опасно! Вы потеряли контакт с реальностью и получаете информацию от мира через сказку о вашей непогрешимости от сотрудников. Ломайте себя об коленку и лечите свою звездную простуду. И помните: владелец может опереться только на того, кто ему сопротивляется. Скользкие спины и плечи соглашателей смертельно опасны для нас...
Если человек горд, как горный баран, и не может сделать этого, он просто кладет заявление об увольнении вам на стол и удаляется, преисполненный собственной правоты. Хотя вы можете заняться его перевоспитанием.
Александр Макаров,
бизнес-тренер. Работает с руководителями и собственниками российских компаний.
Руководитель консалтинговой компании «Развитие». Совладелец строительной компании «Памир».
Автор журналов «Деловое обозрение», «Генеральный директор», «Свой бизнес»