Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Финансы для малого бизнеса. Новые предложения

 

Проблема доступных финансовых ресурсов остается одной из самых актуальных для ульяновского предпринимательства. Как решаются эти вопросы в регионе?

Как изменилась ситуация с кредитованием за последнее время? Эти и другие вопросы обсуждали за круглым столом «ДО»

Елена Бабушкина, 

начальник сектора клиентских менеджеров Ульяновского отделения Сбербанка

Ольга Горячева,
директор обувной компании
«МилаНа»

Глеб Кудасов,
генеральный директор
ГК «АгроСервис-ИТ»

Оксана Кузнецова,
исполнительный директор Фонда «Корпорация по развитию предпринимательства
Ульяновской области»

Андрей Кузнецов,
президент АКАУ, директор
ООО «Компания Талант»

Степан Лысанов,
директор Ульяновского РФ
ОАО «Россельхозбанк»

Константин Ротарь,
глава КФХ, член Агропромышленной палаты Ульяновской области

Сергей Поляков,
генеральный директор
ООО «Бизнес-консалтинг»

Олег Сайгушев,
руководитель блока «Массовый бизнес» ОО «Ульяновский» Альфа-Банк

Евгений Токарев,
руководитель отдела
по развитию корпоративного
бизнеса филиала
ОАО «МБСП» в Ульяновске

Татьяна Трофимова,
ведущий экономист
Отдела развития малого
бизнеса Ульяновского
филиала ОАО «АК БАРС» БАНК

Иван Чистов,
руководитель направления
отдела продаж клиентам
МСС Филиала ПАО «БИНБАНК»
в Ульяновске

                              

  Елена Бабушкина                     Ольга Горячева                        Глеб Кудасов

                              

  Оксана Кузнецова                   Андрей Кузнецов                     Степан Лысанов

                                

  Константин Ротарь                   Сергей Поляков                         Олег Сайгушев 

                                  

 Евгений Токарев                    Татьяна Трофимова                        Иван Чистов


«ДО»: Как повлияли современные рыночные реалии на стратегию развития вашей компании?

Андрей Кузнецов:

- Недавно по этому поводу мы провели опрос среди рекламных агентств и СМИ. Мнения разные. Кто-то говорит, что рано еще переходить к активным действиям по развитию рекламного бизнеса: слишком высоки риски. Проекты есть, на них необходимы деньги, но под кредитование требуется такое обеспечение, которое невозможно осуществить. Проценты - просто неподъемные, даже в декабре прошлого года было проще. Мои коллеги отмечают гуманные ставки по микрозаймам в Корпорации по развитию предпринимательства, но там сроки кредитования небольшие. Бизнес же нуждается в финансовом обеспечении и долгосрочных проектов.

У некоторых моих коллег, как, например, у одного собственника рекламного агентства, настроение позитивное, идет активное развитие бизнеса, хотя доходы снизились - заказчики стали более экономными. Кредиты он брать не намерен, хочет развивать производство без них, благо в рекламном бизнесе много «продаж воздуха», виртуальных проектов.

В целом же в бизнес-среде региона сегодня наступил своеобразный тайм-аут, предприниматели ждут предложений от власти. Ведь если раньше были ставки по кредитам 15-18% годовых, то теперь - от 20% и выше. Такие кредиты никому не нужны.

Глеб Кудасов:

- Мы работаем с крупными предприятиями, многие из них сейчас просят об отсрочке платежей, хотя раньше таких проблем не было. Наша компания открылась в кризисный 2009 год, но даже тогда, по нашим оценкам, ситуация была намного позитивнее. Но с другой стороны, посмотришь на официальные данные - все хорошо и кризис чуть ли уже не закончился.

Степан Лысанов:

- Стратегия Россельхозбанка и нашего филиала в частности предполагает оказание финансовой поддержки бизнесу при любой сложившейся экономической ситуации в стране.
ОАО «Россельхозбанк» - ключевой кредитор АПК страны и реализует государственные задачи в области развития сельского хозяйства. Поэтому банк как оказывал, так и продолжает оказывать всестороннюю поддержку региональному АПК, что способствует расширению сферы деятельности местных производителей, развитию малого бизнеса в Ульяновской области, позволяет сокращать долю импортной продукции на продовольственном рынке.

Иван Чистов:

- Действительно, мы наблюдаем спад выручки у наших клиентов. Но на фоне основной массы есть те, которые «попали в струю», в частности из-за роста стоимости валюты. В основном это предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, стоимость которой в два-три раза ниже иностранных аналогов. У них рост производства, расширение продуктовой линейки.

Но в основном мы наблюдаем замкнутый круг: рядовые потребители боятся тратить деньги помимо первоочередных расходов, в результате падает спрос на товары, снижаются доходы, в первую очередь у торгующих предприятий.

Сергей Поляков:

- Есть два типа бизнесменов: те, кто в кризис только ноет, и те, кто действует! Вторые постоянно пытаются что-то предпринять. Когда в декабре 2014 года доллар подпрыгнул до 80 рублей и началась повальная паника, были люди, которые просто начали действовать и не только сохранили свои позиции, но и улучшили показатели.

Ольга Горячева:

- Конечно, в кризис нам пришлось оптимизировать свою деятельность, но мы не плачем, просто стали больше работать. Как результат - за последнее время под нашим брендом открылось несколько новых магазинов. Банки нас охотно кредитуют, правда, документов для этого нужно собрать много и беготни немало.

«ДО»: Какие финансовые инструменты вы используете для развития своего бизнеса?

Константин Ротарь:

- Проблема финансирования - актуальная для всех предпринимателей, особенно для начинающих, таких как я. Мы прекрасно понимаем, что у каждого банка есть свои требования и клиенты должны им соответствовать. Но не всегда получается. В свое время я брал и даже досрочно погашал большие кредиты, но из-за того, что не вовремя оплатил два маленьких потребительских кредита, мне сейчас банк в заемных средствах отказывает.

Мое хозяйство выращивает кроликов, в целом инвестиционный проект тянет на 225 млн рублей, на сегодняшний день вложено 22 миллиона собственных средств. Потребность в нашей продукции велика, но без кредитов достаточно сложно развиваться. Мы достигли определенного уровня и остановились.

«ДО»: Способны ли сегодня банки предложить финансирование бизнес-проектов на адекватных условиях?

Степан Лысанов:

- Наш банк готов предложить краткосрочное и долгосрочное финансирование бизнес-проектов на конкурентных рыночных условиях. Мы готовы рассматривать как заявки на текущее финансирование деятельности компаний, так и на инвестиционные цели, в том числе и по индивидуальным условиям для клиента. В настоящее время в нашем филиале только в сегменте микробизнеса рассматривается как минимум три инвестиционных проекта.

Что касается стоимости кредитных ресурсов, то наш банк находится, как говорится, в рынке. Например, конечные ставки по кредитам на проведение сезонно-полевых работ в 2015 году с учетом субсидирования - на уровне прошлого года и ниже текущих показателей инфляции. При этом нужно принимать во внимание значительно возросшие стоимость фондирования и риски в сельскохозяйственной отрасли.

Олег Сайгушев:

- Наше отделение в Ульяновске работает сравнительно недавно, и за этот год, достаточно непростой для бизнеса и банков, мы увидели интересную тенденцию - есть ряд клиентов, которые в сегодняшней ситуации находят свои ниши, развиваются.
А уходят с рынка слабые игроки, в основном те, у кого были сложности с показателями финансовой устойчивости, по большей мере из-за проблем с закредитованностью, значительным снижением выручки и возрастанием в общей доле долговой нагрузки.

Да, действительно, ставки по кредитам серьезно выросли. Но это не прихоть банков, а суровая реальность сегодняшнего дня: растущая просрочка, высокая стоимость фондирования вынуждают банки повышать стоимость кредитования и ужесточать требования. В соответствии со стратегией развития малого бизнеса в Альфа-Банке мы стараемся помогать не столько деньгами, а в первую очередь высокотехнологичными и удобными расчетными сервисами, партнерскими программами, например, в содружестве с Корпорацией по развитию предпринимательства Ульяновской области по субсидированию процентной ставки.

Активно развиваем программу «Клуб Клиентов» для бизнеса. Этот проект помогает бизнесу существенно экономить на текущих издержках, находить новые рынки, новых клиентов. Мы проводим специальные семинары с партнерами «Клуба Клиентов», осуществляем отраслевую экспертизу в проекте «Сравни себя» и помогаем клиентам повышать эффективность их бизнеса. Такие нефинансовые небанковские сервисы помогают нашим клиентам пережить сложные времена с минимумом потерь или даже нарастить объемы бизнеса.

Сергей Поляков:

- Существует две модели продаж, одна - так называемое «впаривание» («Возьмите кредит в нашем банке!»), другая - решение проблем клиента. Как только вы задумаетесь над тем, какие проблемы можете решить для клиента и начнете это делать - то станете более конкурентоспособны и будете выгодно отличаться от остальных. Именно тогда можно получить в глазах своих клиентов не только любовь и уважение, но и стать верным партнером на долгие годы.

Иван Чистов:

- С ноября прошлого года в банках наблюдается более серьезный подход к риск-менеджменту, проводится скрупулезный анализ деятельности клиентов. В январе этого года БИНБАНК подписал соглашение с МСП-Банком, в рамках которого можно воспользоваться кредитами по широкому спектру целей. Ставка по кредитам – ниже рыночной. В текущих условиях стоимости кредитных ресурсов это предложение – прекрасная возможность для предпринимателей нарастить не только объемы своего присутствия на рынке, но и объемы производства. С начала реализации этой программы Ульяновский филиал является одним из активных ее участников.

Татьяна Трофимова:

- ОАО «АК БАРС» БАНК сотрудничает с МСП Банком по таким направлениям, как направлениям - приобретение основных средств и модернизация-реконструкция бизнеса, пополнение оборотных средств по привлекательным процентным ставкам для малого и среднего бизнеса на срок до пяти лет.

Плюс наш банк заключил соглашение с Республикой Беларусь по субсидированию части процентной ставки на приобретение новых товаров, произведенных в Республике Беларусь.

Кроме того, мы работаем с Ульяновским региональным фондом поручительств и НДКО «Агентство кредитных гарантий». Также хочу отметить, что банк имеет и собственные программы кредитования для субъектов сегмента малого и среднего бизнеса.

Елена Бабушкина:

- За последнее время у клиентов Сбербанка наблюдался спад активности в части кредитования, особенно это касалось сферы услуг, торговли и грузоперевозок. Как поясняют клиенты, это связано с санкциями. Но в целом наш банк не останавливал кредитование.

Да, в конце года наблюдалось повышение процентных ставок, что значительно испугало клиентов, но сейчас ситуация меняется к лучшему - наблюдается тенденция к снижению процентных ставок. Порядок рассмотрения заявок в нашем банке не изменился, и сейчас мы готовы поддержать любой бизнес без ограничений по видам деятельности, а также по обеспечению кредита. В том числе в рамках государственной программы Агентства кредитных гарантий, которое дает свою гарантию в качестве обеспечения по кредиту и, в принципе, обеспечивает бизнесу определенную финансовую защиту.

Оксана Кузнецова:

- Наш Фонд предоставляет альтернативное финансирование бизнеса через микрозаймы. Суммы небольшие, однако в сегодняшней ситуации у многих предпринимателей возникают сложности их погашения. У предприятий таких отраслей, как торговля, общепит, производство строительных материалов, произошло снижение объемов выручки на 30-40% по сравнению с прошлым годом.

С каждым заемщиком работаем индивидуально, если предприниматель испытывает трудности, всегда идем ему навстречу и производим реструктуризацию займа. Либо меняем график, либо увеличиваем сроки договора, чтобы клиент не потерял свой бизнес в такой тяжелый период. Мы также работаем с МСП-банком, на сегодня лимиты кредитования закончились, но до конца июля планируем наше сотрудничество возобновить, будем предоставлять займы на более длительные сроки - до пяти лет.

Бизнес, у которого возникают сложности с предоставлением обеспечения, может обратиться в региональный гарантийный фонд, который работает в сотрудничестве с нашей микрофинансовой организацией и со всеми ведущими банками региона. Гарантийный фонд может предоставить до 50% необходимого обеспечения. А в рамках нового продукта «Согарантия», который мы разработали совместно с Агентством кредитных гарантий, обеспечение составляет до 70%. С 1 июля запускается Программа субсидирования процентных ставок. Субсидирование будет производиться не от ставки рефинансирования, а от ключевой ставки - на дату заключения договора. Программа поддержки предпринимательства Ульяновской области работает.

Евгений Токарев:

- Проблема доступных кредитов актуальна не только для Ульяновска, но и для всей страны. Филиал ОАО «МБСП» в Ульяновске работает в основном с крупным и средним бизнесом Ульяновской области. Мы помогаем нашим клиентам реализовать свои проекты в сегодняшней, такой сложной для бизнеса, ситуации.

В мае в ульяновском филиале Международного банка Санкт-Петербурга произошла перезагрузка: пришла новая команда, мы намерены активно развиваться, делать ставку на малый и средний бизнес. В ближайшее время банк предложит новые конкурентоспособные продукты для данных сегментов бизнеса.

«ДО»: Готовы ли предприниматели перейти от режима ожидания к активным действиям по развитию своего бизнеса?

Глеб Кудасов:

- В сложившейся ситуации мы не склонны рисковать - размещаем свободные средства в депозитах уважаемого банка.

Андрей Кузнецов:

- Снижение процентной ставки - единственный путь для развития малого бизнеса. Все сводится к тому, что процентные ставки должны быть в пределах 12-18%.

Фото: В. Никитин

 

6177
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: