Минтранс подготовил пакет законопроектов о безопасности на транспорте
Минтранс России представит сегодня на заседании президиума правительства РФ пакет законопроектов, направленных на обеспечение безопасности на различных видах транспорта.
Первый из этих законопроектов разработан в целях уточнения законодательства в сфере регламентирующей вопросы государственного контроля (надзора) в области транспорта, предоставляющей право контрольно-надзорным структурам проводить контрольные мероприятия не только в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, но и проверку эксплуатируемых ими транспортных средств и иных технических средств в порядке превентивного контроля.
Внесение изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» вызвано необходимостью закрепления на законодательном уровне права проведения контрольных мероприятий (проверок) (плановых и внеплановых) в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по перевозке автомобильным транспортом.
Целью второго законопроекта является создание отвечающей современным требованиям нормативной правовой базы для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, повышение эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта.
Концептуальное положение, на котором основаны предлагаемые изменения, заключается в отражении в Кодексе внутреннего водного транспорта изменений в системе федеральных органов исполнительной власти и их компетенции в соответствии с возложенными функциями, а также в необходимости повышения уровня безопасности судоходства и создания государственного портового контроля на внутренних водных путях страны.
В целях совершенствования системы государственного регулирования и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и в речных портах предлагается провести перераспределение государственных функций между федеральными органами исполнительной власти на внутреннем водном транспорте (Ространснадзором и Росморречфлотом), создать администрации речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, которые в настоящее время фактически выполняют функции бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Предполагается, что администрации речных бассейнов будут выполнять функции, которые в действующей редакции КВВТ закреплены за бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, кроме того, им будет поручен ряд дополнительных функций: государственный портовый контроль, государственная регистрация судов в судовых реестрах Российской Федерации и реестре арендованных судов, государственная регистрация спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов.
Предлагается ввести обязательное наличие у судовладельца и судна одобренной системы управления безопасностью судоходства, которая будет обеспечивать надлежащее вовлечение судовладельца и его ресурсов в ежедневную работу по обеспечению судна необходимыми процедурами, материалами для безопасного плавания во все время жизненного цикла судна.
Также вводится требование о страховании ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения с судна нефтью и нефтепродуктами вреда имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, в том числе инфраструктуре морского порта и инфраструктуре внутренних водных путей.
Третий законопроект направлен на ужесточение административной ответственности за коммерческую перевозку пассажиров без лицензии. Предусматривается не только наложение штрафа на недобросовестного субъекта предпринимательства, но и административное приостановление деятельности такого предпринимателя с одновременным приостановлением деятельности транспортного средства.
«Очевидно, что значительное количество аварий, в том числе с человеческими жертвами, обусловлено несоблюдением субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере транспорта, требований законодательства, направленных на сокращение числа погибших и пострадавших в авариях и катастрофах на транспорте», - отмечает Минтранс РФ. В первую очередь это относится к соблюдению требований в области эксплуатации транспортных средств. При этом перевозчики, выполняющие в полном объеме требования соответствующих нормативных правовых актов, оказываются в заведомо невыгодных условиях по сравнению со структурами, работающими в так называемом «сером» секторе. Несоблюдение требований эксплуатации технических средств, а также иных требований (медицинские осмотры, оснащение необходимым технологическим оборудованием (приемники ГЛОНАСС, тахометры и т.д.)) позволяет недобросовестным перевозчикам применять более низкие тарифы на свои услуги по сравнению с добросовестными.
В настоящее время, по мнению Минтранса, отсутствуют реально действующие предупредительные механизмы, с использованием которых можно было бы пресечь деятельность перевозчиков, не соблюдающих требования законодательства, не доводя до тяжких последствий.
Например, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях неоправданно низкие санкции (в среднем для физических лиц – 2 000 рублей, для юридических лиц – 50 000 рублей) несоизмеримы с последствиями, наступающими вследствие нарушения требований нормативных документов в области перевозки пассажиров и (или) грузов без специального разрешения (лицензии).
Уголовная ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности, в том числе без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, наступает только в случае причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Поэтому Минтранс настаивает на необходимости законодательного ужесточения ответственности за совершаемые правонарушения. В этой связи на законодательном уровне должно быть предусмотрено право государственных инспекторов на задержание (прекращения эксплуатации) транспортного средства, не соответствующего требованиям безопасности, а также увеличения штрафных санкции к нарушителям.
Предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают увеличение действующих административных штрафов до следующих размеров: на граждан и на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
Также предусматривается ужесточение санкций за грубое нарушение лицензионных требований.
Четвертый законопроект разработан в целях правового регулирования общественных отношений, возникающих между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и органами государственного и муниципального контроля при проведении проверок соблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований к услугам, оказываемым на транспорте.
Предусматривается виды деятельности в сфере транспорта, по которым лицензирование будет заменено на обязательное страхование, включить в перечень видов деятельности, требующих декларирования соответствия.
Декларирование соответствия позволит в последующем проводить государственный контроль (надзор) в отношении этих видов деятельности.
Проверка сведений, содержащихся в уведомлениях, происходит посредством проведения мероприятий планового государственного и муниципального контроля (надзора) путем проведения выборочных проверок по четко определенным основаниям и критериям.
По сообщению пресс-службы Правительства РФ