Малый бизнес не сдается
Фото: znatech.ru
Экономическая обстановка в стране влияет на предпринимательство примерно так же, как погодные условия на урожай. Меняется все - от внешних факторов (доступность финансов, персонала и недвижимости, поведение покупателей и партнеров, административные барьеры) до внутренних (объемы продаж и рентабельность).
Адаптация к этим изменениям у компаний происходит разными путями. Предприниматели корректируют объемы продаж, пытаясь сохранить рентабельность на определенном уровне. Или сокращают штат и уменьшают зарплаты сотрудников. Или меняют отпускные цены. Или и то, и другое, и третье…
Общероссийская общественная организация предпринимателей «Опора России» провела целое исследование на эту тему. Антикризисный мониторинг показал, как живет (или выживает) российский бизнес в условиях антироссийских санкций.
За основу исследования были взяты результаты опроса, проведенного «Опорой» среди 387 субъектов малого и среднего предпринимательства. Основная часть респондентов (78%) - юридические лица (соответственно, остальные 22% - ИП). Большинство охваченных исследованием компаний (60%) имеют численность сотрудников не более 15 человек.
По данным исследования, 47% руководителей компаний оценивают состояние своего бизнеса негативно. Почти половина (49%) не могут дать ни положительную, ни отрицательную оценку. Лишь 6% бизнесменов заявляют, что их дела идут хорошо.
У 76% компаний сократилась рентабельность товаров и услуг, у 70% снизился объем продаж, у 34% выросли отпускные цены. Причем эти показатели растут, констатируют эксперты. В этой ситуации 39,3% субъектов бизнеса имеют просроченные платежи и задолженности (в основном, перед поставщиками, по аренде и коммунальным платежам). Растет и задолженность покупателей перед компаниями: 65,8% фирм имеют таких должников, причем почти в каждом пятом случае долг называется значительным или даже огромным.
Мониторинг также показал, что приоритетом на ближайший месяц для 36% субъектов малого и среднего бизнеса является изменение ассортимента, для 28% - переориентация бизнеса, для 23% - сокращение персонала. Для сравнения, по результатам прошлогоднего исследования эти показатели составляли 29%, 24% и 25% соответственно.
Если с сокращением штата в кризисное время серьезных трудностей у компаний, как правило, не возникает, то поиск сотрудников становится настоящей проблемой. Это подтверждают 59% опрошенных. Впрочем, исследователи заметили тенденцию к снижению этой цифры: в прошлом году она достигала 66%.
- Мониторинг выявил три основные проблемы для предпринимателей в сложившейся экономической ситуации: спад спроса на продукцию, дефицит финансовых ресурсов и ослабление рубля и инфляция, - говорится в материалах исследования. - Необходимо отметить, что большинство предпринимателей, а именно 63%, оценивают эффект от усилий федерального правительства по борьбе с кризисом как нулевой, четверть СМСБ - как отрицательный и только 12% относятся позитивно. На вопрос о том, какие антикризисные меры со стороны государства наиболее эффективно могут помочь бизнесу, участники опроса выделили около восьми мероприятий, среди которых основными являются неповышение тарифов (40%), кредитование МСП (34%), отсрочка налоговых платежей и налоговые каникулы (26%).
Эльмира Кобина