Экспорт - за льготу
Фото: almaty.palata.kz
Почти половина российских предприятий не заинтересованы в экспорте. К такому выводу пришли эксперты МСП Банка, изучив по итогам 2015 года финансовую устойчивость субъектов малого и среднего бизнеса, ведущих и не ведущих внешнеэкономическую деятельность.
Исследование показало: главная причина низкой экспортной активности 49% респондентов - отсутствие интереса предприятия к внешней торговле. 5% опрошенных сомневаются, что их продукция сможет конкурировать на внешних рынках. Еще 5% объяснили отказ от экспорта высокими таможенными и техническими барьерами. Среди других причин часто упоминались ориентированность продукции на внутреннего потребителя и слишком малый размер бизнеса, который не позволяет выйти на внешние рынки.
В ряде случаев малый бизнес готов наращивать экспорт, но не хочет уходить с упрощенной системы налогообложения, при которой лимит по выручке составляет 79,7 млн рублей. Эту проблему в начале мая подняла Ассоциация компаний интернет-торговли. Она отправила в Минэкономразвития России письмо с законодательной инициативой - не учитывать экспортную выручку при расчете предельного дохода для бизнеса, применяющего «упрощенку».
Пресс-служба АКИТ поясняет: «По замыслу авторов идеи, возможность не учитывать доходы от экспорта позволит малым предприятиям, работающим на УСН, наращивать экспорт, не опасаясь, что компании придется перейти с УСН на общую схему. Для того, чтобы применять УСН, компания должна соответствовать нескольким требованиям: в их числе — ограничение дохода компании на уровне 79,74 млн руб. в 2016 году (Минфин предлагает с 2017 года повысить лимит до 120 млн руб.). В случае если доход компании превышает эту сумму, она переходит на общую систему налогообложения, то есть начинает платить налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и НДС».
По мнению экспертов, общая система налогообложения в России довольно жесткая и изымает у бизнеса много денег.
- Чем выше доходность сферы, тем более выгодно использовать УСН. При работе на «упрощенке» не надо требовать возврата НДС, и все контракты проходят быстрее. При УСН есть вычет по налогу на сумму уплаченных страховых взносов, то есть фактически налоговая нагрузка на УСН действительно ниже, чем на обычной системе, - объясняет президент «Опоры России» Александр Калинин (цитата РБК).
Отмечается и еще одно преимущество «упрощенки»: по этой системе отчетность перед государством минимальная. Экспортеры из сегмента малого и среднего бизнеса, применяющие УСН, не платят налог на добавленную стоимость, а потому при поставках за рубеж не потребуются счета-фактуры и налоговые декларации по НДС.
В АКИТ считают, что предлагаемая мера по доходам от экспорта простимулирует предприятия малого и среднего бизнеса, занимающиеся онлайн-торговлей, продавать больше товаров за рубеж, тем более что правительство само «популяризирует» экспорт среди компаний МСП. «Принимая во внимание, что использование УСН существенно облегчает оформление экспортных процедур, реализация данной инициативы позволит существенно нарастить объем экспорта потребительских товаров», - говорится в письме ассоциации.
Справка «ДО»
По данным Банка России, объем экспорта российских предприятий в январе-феврале 2016 года составил 37 млрд 233 млн долларов США. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт уменьшился на 35%. Как сообщает ФТС России, более всего снизились экспортные поставки в Италию (на 65,5%), Украину (на 60,4%), Японию (на 53,5%) и Турцию (на 50%).
По информации Приволжского таможенного управления, в первом квартале 2016 года экспорт ПФО уменьшился на 39,2% и составил 7 млрд 111,6 млн долларов США. Крупнейшими торговыми партнерами экспортеров округа стали Нидерланды (11,5%), Латвия (6,5%), Китай (6,4%), Казахстан (6,3%), Беларусь (5,7%) и Польша (5,7%).
Как информирует Ульяновская таможня, в первом квартале 2016 года региональный экспорт составил 96,08 млн рублей, что в 4 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Одной из значительных товарных групп экспорта Ульяновской области остаются машины, оборудование и транспортные средства. Основные торговые партнеры региона по экспорту - страны Латинской Америки (34,57%), государства ЕС (24,14%), страны Африки (21,07%).