Мечтаю летать на российских самолетах!
Даниил Вячеславович Мартыненко. Родился в Ульяновске в 1975 году. Окончил УлГТУ (специальность «Технология машино- строения»), УлГУ («Бухучет и аудит»), Президентскую программу («Менеджмент в малом и среднем бизнесе»). Работал мастером на ФГУП «Ульяновский механический завод», менеджером в ООО «Топливная компания-Симбирск». В АО «УКБП» с 2002 года: занимал посты заместителя начальника механообрабатывающего производства, начальника механического производства, директора производственно-технологического центра. С декабря 2015 года возглавляет АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», вступающее в принципиально новый этап своего развития. Женат, двое детей.
– Даниил Вячеславович, расскажите, с чего началось ваше восхождение по карьерной лестнице?
- Я из семьи потомственных инженеров, мой дед был деканом машиностроительного факультета УлГТУ, отец работал главным конструктором ОКБ «Альфа» на Ульяновском механическом заводе, поэтому мой путь оказался предопределен. Я окончил машфак политеха, потом сознательно пошел на завод простым мастером в цех механообработки. За три года изучил предприятие, научился общаться с рабочими, понимать производственные задачи. Потом был частный бизнес, два года торговал бензином. А 14 лет назад пришел в Ульяновское КБ приборостроения. Меня поставили на непростой участок, связанный с кооперированием производства, взаимодействием с серийными заводами Москвы, Казани, Воронежа и многих других горо- дов. Объехал пол-России, научился договариваться, старался всегда достигать поставленных руководством целей.
Последние годы занимал должность директора производственно-технологического центра (ПТЦ) АО «УКБП». Если проводить аналогию с человеческим организмом, то «мозг» нашего предприятия - это наука, а ПТЦ, который выполнял большой объем работ по производству опытных образцов, - его «сердце». Понятно, что без нормального «кровоснабжения» мозг функционировать не может.
За время моей работы в ПТЦ было закуплено, освоено и сейчас успешно эксплуатируется современное оборудование, реализующее такие технологии, как обработка различных материалов на станках с числовым программным управлением, технологии эмалирования, автоматизированного поверхностного монтажа, лазерной резки, гравировки и сварки деталей. В дальнейших планах - постепенная модернизация всей материально-технической базы производства, в том числе площадей бывшего «Утеса».
- А в чем смысл объединения с «Утесом» и как будет именоваться объединенное предприятие?
- Объединение Ульяновского конструкторского бюро приборостроения и серийного завода «Утес» качественным образом повлияет на выпуск готовой продукции, в особенности на сокращение производственного цикла и времени освоения серийного производства вновь разрабатываемых изделий.
В результате объединения в Ульяновске создан мощный научно-производственный комплекс в области приборостроения. Вновь образованное предприятие именуется АО «Улья- новское конструкторское бюро приборостроения», и дата его основания - 1 марта 2016 года.
– Как вы считаете, почему Совет директоров Концерна «Радиоэлектронные технологии» в качестве нового руководителя АО «УКБП» выбрал предста- вителя предприятия, а не стороннего топ-менеджера?
- Если бы речь шла о серийном предприятии, то, конечно, человек со стороны смог бы быстро понять текущие цели и задачи на новой должности. Но КБ – это, прежде всего наука, у которой своя специфика, в том числе многочисленное ноу-хау, собственное видение инновационных перспектив и, наконец, сложившиеся неформальные связи. Понять все это постороннему очень сложно.
– Какие главные задачи в руководящем кресле вы перед собой ставите?
- В первую очередь, нужно сплотить наш новый большой коллектив, который теперь насчитывает более трех тысяч человек.
На сегодняшний день мы – подчеркиваю, мы! - это и опытно-конструкторская работа, и серийное производство. Да, нам сложно, непривычно, но нам нужно как можно быстрее перестроиться, встать на новые рельсы и выстроить конструктивный диалог.
От сплоченности коллектива и его готовности плодотворно действовать в меняющихся условиях зависит результат в целом.
Вторая задача, поставленная перед нами Концерном «Радиоэлектронные технологии», в структуру которого входит наше предприятие, – улучшение всех финансовых показателей. Для этого мы должны взять у серийного предпри- ятия лучшие практики, а у КБ - лучшие наработки. И тогда, не сомневаюсь, мы сумеем занять достойное место на авиа- строительном небосклоне России.
– Известно, что АО «УКБП» более 60 лет успешно занимается авиационной тематикой. Меньше ульяновцы знают о других ваших прорывных разработках…
- С гордостью отмечу, что наше предприятие причастно к победе российской сборной на Олимпиаде-2014, мы участвовали в реализации трех олимпийских проектов КРЭТ. Первый – это разработка перспективного комплекса бортового оборудования КБО-226Т для вертолета Ка-226ТГ, созданного по заказу МЧС России и призванного обеспечивать решение профильных для этого ведомства задач на Олимпиаде, второй – создание многофункциональной панели ПМФ-5.1 для бронеавтомобилей семейства «Тайфун» для силовых структур.И третье - создание современной полномасштабной автоматизированной системы управления технологическими процессами Краснополянской ГЭС. Внедрение этой системы существенно повысило надежность и удобство эксплуатации гидроэлектростанции и дало дополнительные гарантии бесперебойной работы объекта во время проведения Олимпиады.
В целом же, в период с 1998 по 2015 г. в гидроэнергетическом секторе нашим предприятием разработано, смонтировано и запущено в эксплуатацию оборудование более чем на 30 гидроэлектростанциях. Автоматизировано порядка 80 гидроагрегатов суммарной установленной мощностью около 2000 МВт, из них семь – за пределами России. Только в прошлом году инженеры УКБП провели масштабные работы на Усть-Хантайской ГЭС (Красноярский край), каскаде ГЭС «Тоачи-Пилатон» (Эквадор) и других. Это направление деятельности развивается и наращивает компетенции, расширяет спектр услуг и в настоящее время может обеспечить выполнение всего комплекса работ по разработке и внедрению АСУ ТП ГЭС любого масштаба.
– Крупнейшее ульяновское предприятие ОПК участвует практически во всех перспективных проектах гражданской и военной авиации России. Расскажите о самых новых и значимых.
- Недавно я вернулся из Иркутска, где своими глазами увидел первый опытный самолет МС-21, определяющий перспективы развития всей отечественной гражданской авиации. Уже в июне состоится его выкатка из сборочного цеха. УКБП активно участвует в реализации этого важного проекта, разрабатывает целый ряд важных компонентов авионики.
Также мы завершили очередной этап работ по созданию, испытанию и сертификации унифицированного ряда базовых компонентов для перспективных комплексов бортового оборудования всех типов летательных аппаратов на базе технологии интегрированной модульной авионики. Ведем разработку бортового оборудования для модернизации самолетов стратегической авиации.
Отмечу успехи предприятия в работах по государственным программам импортозамещения. В 2015 году закончены работы по возобновлению производства светосигнализаторов МС-24, эксплуатирующихся на большом количестве военных и гражданских летательных аппаратов. Разработана конструкторская документация и проведен первый этап отладки образцов системы ЦСВ, что в дальнейшем позволит в полной мере продолжать эксплуатацию самолетов Ту-95МС. Заключены новые контракты на проведение ОКР по пяти темам импортозамещения бортового оборудования, производимого в странах НАТО.
Кабина самолета МС-21, оборудованная изделиями УКБП
– Насколько актуальна для УКБП сейчас «вертолетная» тематика?
- В активной фазе находятся летные испытания вертолета Ми-171А2, оборудованного интегрированным пилотажно-навигационным комплексом КБО-17 разработки АО «УКБП».
В 2015 году Федеральной службе охраны России переданы три вертолета Ка-226ТС в исполнении «VIP-Салон» с комплексом бортового оборудования КБО-226ТС, разработанным в УКБП. Сертификаты на комплектующие нашей разработки позволили завершить процедуры сертификации вертолетов АНСАТ (с гидромеханической системой управления и в медицинском исполнении) и Ми-38. При участии специалистов УКБП в ноябре 2015 года Военно-космическим силам МО РФ передан вертолет Ми-8АМТШ-ВА - первый из состава «арктической» группировки войск.
Линия поверхностного монтажа печатных плат
– Будете ли участвовать в 4-м ульяновском Международном авиатранспортном форуме?
- Как участники Ульяновского авиационного кластера мы традиционно принимаем участие в МАТФ. Прошлый раз, в 2014 году, это участие было весьма масштабным. На выставке в рамках форума мы продемонстрировали комплекс бортового оборудования для малой авиации собственной разработки, были участниками практически всех круглых столов и конференций.
Не останемся в стороне и в этом году. Планируем принять участие в большинстве мероприятий, которые пройдут на площадках МАТФ.
Контрольно-испытательный центр АО «УКБП»
– Один из резидентов Портовой особой экономической зоны «Ульяновск» - это ООО «ИнтерАвионика», дочерняя компания УКБП. Каковы ваши планы по реальной прописке в ПОЭЗ?
- Это не просто планы, а реально существующий проект нашей организации по строительству в ПОЭЗ производственно-сервисного центра. Основные задачи – организация сборочного производства и техническое обслуживание и ремонт бортового радиоэлектронного оборудования в составе самолетов и вертолетов, которые находятся в эксплуатации у рос- сийских и зарубежных авиакомпаний.
Основными потребителями услуг ООО «ИнтерАвионика» планируют стать холдинг «Вертолеты России», ПАО «ОАК», специализированные сервисные подразделения авиапредприятий, сервисные департаменты авиа- компаний, а также специализированные сервисные организации.
Деятельность ООО «ИнтерАвионика» позволит обеспечить регион дополнительной налогооблагаемой базой и новыми рабочими местами с высокой заработной платой.
Общий вид Краснополянской ГЭС, управляемой автоматизированной системой УКБП
– Изделия разработки УКБП установлены на всех видах отечественных летательных аппаратов. А какие чувства во время авиаперелетов испытываете вы?
- Раздражение и злость - потому что лечу либо Boeing, либо Airbus, но только не отечественным самолетом! Между тем, опыт эксплуатации самолета Ан-148 и, самое главное для всех ульяновцев, Ту-204 убедительно показывает, что самолеты эти зрелые, беспроблемные, экономически выгодные в эксплуатации.
Как только на полную мощность заработает Объединенная авиастроительная корпорация, как только будет разработана альтернатива украинскому двигателю, так сразу же, уверяю вас, возобновится выпуск Ан-124 на «Авиастаре» и Ан-148 на ВАСО. А Ту-204 наш «Авиастар» уже начал строить! И мы наконец-то будем летать российскими бортами.
– Кто поддерживает вас в ваших начинаниях?
- Это в первую очередь моя семья. Всегда с радостью спешу домой, зная, что здесь тебя ждут, тебя любят, что ты нужен. Пусть даже и возникают какие-то заморочки в семье, зато они полностью отключают меня от работы.
– Как считаете, от чего в наибольшей степени зависит дальнейшее развитие и процветание одного из ведущих предприятий авиаприборостроительной отрасли России?
- От общего видения стратегической цели «разработчиками» новой авионики и «производственниками», от слаженности в действиях по ее достижении. Еще раз хочу подчеркнуть, что мы работаем на одну цель, и нужно, чтобы каждый работник объединенного предприятия понял - теперь мы вместе и обратного пути нет. Как нет никаких внешних факторов, которые могли бы нам в чем-то помешать. У нас есть заказы, есть объемы, ко- торые уже зафиксированы в договорах, и они вполне позволят нам не просто выжить, а жить и развиваться. И только сплотившись, мы в состоянии достигнуть того, чего никогда бы не достигали как два раздельных предприятия.