Каким будет бизнес к 2030-му
Фото: nntu.ru
Отстаем от Запада
На сегодняшний день в стране насчитывается 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. Вкупе это 18 млн рабочих мест и примерно пятая часть ВВП России. Малое предпринимательство, в основном, задействовано в торговле и сфере услуг, среднее - в сферах с более высокой добавленной стоимостью (обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство).
- Малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран,- отмечается в Стратегии.
Дело в том, что МСП в России - это в первую очередь микробизнес. На малые и средние предприятия приходится лишь 5-6% общего объема основных средств и 6-7% объема инвестиций в основной капитал. По оценке Минэкономразвития РФ, производительность труда в МСП России в 2-3 раза отстает от уровня США, Японии и стран Евросоюза.
Ситуация осложняется экономической нестабильностью в стране. Росстат отмечает поступательное снижение доли малых и средних предприятий в экономике. А ФТС фиксирует низкий удельный вес МСП в общем объеме российского экспорта (6% против 25-50% в развитых странах). В правительстве отмечают также низкую инновационную и инвестиционную активность малого и среднего бизнеса и рост неформальной занятости.
«Плотность» предпринимательского сообщества в общей численности населения России - 4,7%. Для сравнения, в Индии этот показатель - 6,6%, в ЮАР - 7%, в США - 13,8%, в Китае - 15,5%, в Бразилии - 17,2%.
«Малый бизнес прежде всего»
Таков первый принцип принятой долгосрочной стратегии развития МСП. По задумке, она будет способствовать созданию комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала россиян. Документ призван сделать отечественную экономику конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной, что обеспечит быстрое технологическое обновление, стабильную занятость и рост доли среднего класса в стране.
В Стратегии малые и средние предприятия разделены на два сектора - массовый и высокотехнологичный. К первому сектору относятся компании, работающие в торговле, сфере услуг, производстве и реализации сельхозпродукции. Отмечается, что они играют ключевую роль в обеспечении занятости и повышении качества и уровня комфорта среды для проживания. Для их поддержки предусмотрены преимущественно такие финансовые инструменты, как кредитование, микрофинансирование, гарантии и поручительства.
В высокотехнологичный сектор включены экспортно ориентированные предприятия (те, что работают в сферах обрабатывающего производства), а также быстрорастущие компании, делающие ставку на инновационное развитие и повышающие конкурентоспособность экономики. Для их поддержки предлагается использовать гранты и субсидии, проектное финансирование, краудфандинг (добровольный сбор средств для реализации проектов), венчурные инвестиции.
В целом малый и средний бизнес будет поддерживаться следующими мерами:
- стимулирование спроса на продукцию МСП, в том числе на основе расширения доступа предприятий к госзакупкам;
- обеспечение доступности финансовых ресурсов для МСП (например, с помощью развития стандартов кредитования, системы страхования вкладов и рынка лизинговых услуг);
- совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей (в частности, будет сохранен мораторий на рост налоговой нагрузки малых предприятий);
- снижение административной нагрузки на предприятия (с помощью трехлетнего моратория на плановые проверки и апробации риск-ориентированного подхода к таким проверкам);
- стимулирование предпринимательства на отдельных территориях (путем создания отдельных объектов инфраструктуры и предоставления льгот по налогам).
Кроме того, планируется создание многофункциональных центров госуслуг для МСП (к декабрю 2016 года) и формирование единой системы обучения и консультирования субъектов МСП.
В планах - рост
Согласно Стратегии, к 2030 году в России оборот малых и средних предприятий по отношению к 2014 году должен вырасти в 2,5 раза, производительность труда в МСП - в 2 раза, доля обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего бизнеса (без учета ИП) - на 20%, доля занятого населения в МСП - до 35%.
Одним из главных ориентиров Стратегии является увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП в 2 раза (с 20 до 40%), что будет соответствовать уровню развитых стран. Планируется, что в последующем этот показатель будет ежегодно расти не менее чем на 1%.