Благотворители нашего времени
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Древнейшей формой благотворительности в мире считается подаяние нищим на площадях и возле храмов. А появлению меценатства человечество обязано Древней Греции, где считали важным поддерживать тех, кто занимался искусством и наукой.
В истории российской филантропии большую роль сыграли сильные мира сего – киевский князь Владимир, которого называли «истинным отцом бедных», царь Федор Алексеевич, издавший указ об открытии домов для беспризорных детей, Екатерина II, подписавшая «Устав благочиния». Не отставали и предприниматели. Всем памятны имена Морозова, Третьякова, Рябушинского и других, считавших благотворительность святым делом. Но вернемся на малую родину. Историки уверяют, что Симбирская губерния в XVIII-XIX веках была третьей по объемам благотворительности после Питера и Москвы. На народные пожертвования в Симбирске были возведены десятки храмов, Дворец книги, музей, Мариинская гимназия.
Считается, что «новая русская» благотворительность в Ульяновске берет свое начало в середине 90-х. Директор АНО «Агентство социально-культурных проектов» Марина Казакова вспоминает, как работала в то время во Дворце культуры профсоюзов и по поручению руководства взялась за организацию бесплатного концерта и чаепития для местного общества инвалидов. Денег на мероприятие не было, и тогда Марина обратилась за помощью к ульяновскому бизнесу. «Хлебпром», например, предоставил бесплатно мешок сушек.
Примечательно, что наша землячка и ее единомышленники стали родоначальниками благотворительных балов в новой России. Первое такое мероприятие началось с печального события: в Барановском детском доме вспыхнула эпидемия гепатита. Как выяснили мизантропы - из-за крайней бедности: чай дети пили из майонезных баночек, спали на гнилых матрасах. На балу в зале Дворянского собрания в Ульяновске на нужды Барановского детдома собрали два миллиона, и потом еще долго на волне ажиотажа учреждение получало помощь от людей, потрясенных бедой сирот. Кто прислал сруб для бани, кто – трактор, саженцы, а кто-то оплатил ребятам путевки на море.
А потом прошел благотворительный бал в Москве, где собрались ульяновцы, живущие в столице. У Марины Казаковой взял интервью крупный иностранный журнал, после чего ульяновское начинание превратилось в общероссийскую практику.
СОЛНЦЕ ДЛЯ ВСЕХ
В 95-м году вышел «Закон о благотворительной деятельности», давший зеленый свет некоммерческому сектору, который стал своеобразным мостиком между благотворителем и благополучателем. Данная сфера стала более системной и профессиональной. Как сообщает Forbs, сегодня 53% российских бизнесменов участвуют в благотворительной деятельности через профессиональные фонды, 19% - через корпоративные фонды. Организованы такие и в ульяновских компаниях, например, в ГК DARS («Дари добро») и «Гулливер» («Доброе дело»).
Сегодня в Ульяновской области зарегистрировано 1508 некоммерческих организаций, число активных социально ориентированных НКО - около 200. Среди них – региональные отделения «Российского Красного Креста», «Союза пенсионеров России», «Совета родителей». За год количество НКО увеличилось в Ульяновской области на 27 организаций. Между тем, в ПФО, по статистике Минюста РФ, отмечается практически повсеместное снижение численности НКО.
- Благотворительность в нашем городе, как мне видится, пока в самом начале своего пути, - говорит учредитель Автономной некоммерческой организации содействия семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, «Солнце для всех» Ирина Коростылева. - На постоянной основе действуют не так уж и много фондов. Каждый из них занимает определенную «нишу помощи» - детям-сиротам, например. По идее, фонд существует на деньги благотворителей, но в нашем регионе не так уж много людей, имеющих возможность на регулярной основе оказывать помощь. Сейчас появилась возможность получать деньги от государства в виде грантов под определенные программы. Но, как показывает наша практика, выиграть их достаточно сложно.
НЕ ЗАЧЕРСТВЕЛИ СЕРДЦА
В 2015 году россияне начали жить в условиях существенного сокращения своих реальных денежных доходов. Казалось бы, людям не до благотворительности. Однако, статистика говорит об обратном: 50% россиян в 2015 году совершали денежные пожертвования. Для сравнения, в 2014-м этот показатель составил 41%. На 9% увеличилась в 2015 году доля расходов на благотворительность по отношению к выручке компаний, тратить на эту статью стали больше на 30%.
- Как ни странно, но кризис, ударивший по каждому семейному кошельку, существенно не повлиял на сферу благотворительности, - рассказала руководитель Центра развития НКО Елена Шпоркина. - Люди задумываются о тех, кому еще хуже, и продолжают помогать, просто каждый - в меру своих возможностей. Не происходит и сворачивание благотворительных программ НКО.
Отметим, что за последнее время в Ульяновской области приняты значительные меры поддержки некоммерческого сектора. В частности, в 2015 г. вместо одного проведено целых три областных конкурса на предоставление субсидий социально ориентированным НКО на общую сумму 18,7 млн рублей, из них 9,7 млн – федеральное софинансирование. Дальше – больше: в 2016 г. впервые назначен советник губернатора по вопросам благотворительности Ольга Богородецкая, директор БФ «Дари добро». Сейчас в Ульяновской области планируется проведение Дней благотворительности и создание нового Совета по вопросам благотворительности.
- В этом году Общественная палата совместно с ульяновским Клубом лидеров НКО традиционно провела «Весеннюю неделю добра» и Благотворительный фестиваль «Добрый Ульяновск», - рассказала директор Регионального информационно-ресурсного фонда, председатель комиссии по работе с НКО Совета при губернаторе по развитию институтов гражданского общества и правам человека Надежда Дерябина. – «Весенняя неделя добра» – это всероссийская акция, которая призвана рассказывать о добровольчестве, добровольцах и их вкладе в развитие местного сообщества. А фестиваль «Добрый Ульяновск» - площадка для некоммерческих организаций, которые помогают людям, животным.
- Рада, что побывала на фестивале «Добрый Ульяновск». Здесь я увидела, насколько у нас небезразличное общество: кто-то хочет построить социальную гостиницу для женщин, которые подверглись насилию, другие готовы помогать многодетным семьям, - поделилась представитель благотворительного фонда «Рука помощи» Ольга Титова.
БАБУШКА НА ЧАС
В свое время Альберт Эйнштейн раздавал свои автографы за символическую плату, вырученные же деньги гений жертвовал на благотворительность. В новое время появляются новые форматы благотворительной деятельности. Например, активно развивается фандрайзинг - сбор пожертвований на благотворительные проекты. Так, недавно оператор мобильной связи Tele2 предложил ульяновцам принять участие в «благотворительном утином заплыве». Чтобы стать участником веселого мероприятия, достаточно было купить одного или нескольких резиновых утят. Собранные средства были направлены на поддержку социальных предпринимателей, оказывающих помощь детям по всей России.
Хозяйка ресторана «Тетя Мотя» Татьяна Лишванова рассказала, что в этом году открытие летней веранды заведения прошло в «благотворительном» формате. Для общества инвалидов «Властелины колес» здесь устроили праздник «Здравствуй, лето!» с угощениями, конкурсами веночков, бабочек. Не отстают от бизнеса и ульяновские НКО:
- На фестивале «Добрый Ульяновск» наш Фонд провел беспроигрышную лотерею «Чемодан чепухи», где за пожертвование в сто рублей люди получали какой-то лот из нашего старого чемодана. Все лоты приносили горожане, это различные статуэтки, игрушки, украшения, - рассказывает Надежда Дерябина. - Собранные средства мы передали маме Полины Шаталовой, которой необходима сложная операция в Германии.
- Для хорошей идеи всегда деньги найдешь! Главное – правильно подать проект, придумать необычные подходы, чтобы людям было интересно, чтобы они чувствовали свою причастность - не для галочки, не для чиновничьих отчетов, а по велению своего сердца, - подчеркивает Марина Казакова.
У самой «благотворительной пионерки» - масса идей. Казакова со товарищи организуют для инвалидов-колясочников вылазки в кино, музей Гончарова, организуют праздники «Осенины», фотовыставку «Доступная среда», фотосессию в шубках и вечерних платьях, путешествия на теплоходе. Объясняет: «Такое «окно в мир» этим людям просто необходимо: они же, как правило, заточены в четырех стенах, некоторые - в жуткой депрессии!» А вот новый проект, который, возможно, будет реализован при помощи гранта от Фонда Тимченко, - «Бабушка на час». Адресован он категории 50+ - тем, кто желает ощущать себя нужным, зарабатывать деньги, присматривая за чужими детьми. Бодрых пенсионеров будут обучать разным полезным навыкам – «правильной» уборке, приготовлению креативных блюд, например, домашнего зефира, а психолог преподаст уроки позитива для «возраста счастья».
Эксперты подчеркивают, что благотворительность – это не всегда про деньги. Можно жертвовать и время, и вещи, и услуги. Так, Алла Пушкарева, хозяйка клиники «Премьер-дент» оказала стоматологические услуги на сумму более 300 тысяч рублей инвалидам-колясочникам и родителям детей с ДЦП.
- Многие НКО собирают вещи для своих подопечных. Не обязательно тащить все в детский дом, особенно игрушки и планшеты. Не менее ценно приехать к детям и поиграть с ними, дать им внимание и участие, - утверждает Надежда Дерябина. - А хорошие, но ненужные вещи можно сдать в благотворительный магазин. Первая такая торговая точка «Mr. Спасибо» - аналог американского проекта «Гудвилл» - уже действует в Ульяновске, она принимает вещи от жителей города и продает по достаточно лояльной цене. Все собранные средства идут на благотворительные цели.
Еще один важный момент. Современным занятым людям нужно предлагать удобные и простые способы помощи. Ведь пока человек отправится в банк, заполнит платежки, он, скорее всего, потеряет всякое желание перевести деньги. Поэтому фонд «Дари добро» создал мобильное приложение, позволяющее осуществлять сбор частных пожертвований через смартфоны. Сбербанк также предоставляет ульяновцам возможность перечислять бонусы «Спасибо» на благотворительные цели.
МУТНАЯ ПЕНА
В 90-е годы под видом благотворительности совершалось огромное количество экономических махинаций, в результате доверие к фондам было серьезно подорвано. Сегодня появилась новая напасть: мафию нищих на российских улицах, в том числе в Ульяновске, потеснили волонтеры-попрошайки, якобы собирающие деньги на больного ребенка. Причем по документам – вроде все чисто: фонд зарегистрирован где-нибудь в Красноярском крае, больной ребенок находится в Ростовской области.
- Ни один уважающий себя фонд не пойдет собирать деньги с ящиками на улицу, - говорит Надежда Дерябина. – Хотя для благого дела любые суммы важны. Даже пожертвование в сто рублей может спасти кому-то жизнь. Главное – отдать его в надежные руки.
А вот как действуют нечистые на руку люди.
- Купят желтую жилетку, фото ребенка скачают из Интернета и собирают пожертвования! - рассказывает генеральный директор ТРЦ «Версаль» Елена Сафонова. - Недавно к нам обратились представители одного фонда с просьбой разрешить их волонтерам собирать пожертвования в нашем ТРК. Начали проверять, оказалось - мошенники, которые уже пол-России проехали!.. Каждая благотворительная акция на нашей территории предварительно согласовывается. Так вот, проверки показывают, что минимум 40% - это разного рода секты и мошенники. По вине таких «благотворителей» не сразу верят тем, кто действительно хочет помочь. К сожалению, и многие легальные организации не отличаются «прозрачностью». Лишь один фонд из десяти предоставляет информацию, куда и на что пошли деньги.
Как правило, «благотворительное жулье» активно использует ресурсы Всемирной паутины, выуживая из них реальные истории больных ребятишек, а также подложные реквизиты.
- Бороться с этим злом нужно всем миром, - говорит Елена Шпоркина. - Как выход - создание Ассоциации добросовестных благотворительных организаций Ульяновской области, своеобразный «знак качества для НКО». Люди должны знать о местных благотворительных фондах, которым можно доверять, и которые могут предоставить своим жертвователям развернутую информацию – куда потрачены собранные деньги.
В МОЛЧАНИИ ДОБРО ДОЛЖНО ТВОРИТЬСЯ?
Благотворительность называют кровеносной системой гражданского общества. Между тем в самом обществе отношение к благотворительности неоднозначное: бытует мнение, что оказывая помощь, мы растим общество попрошаек и потребителей. Отсюда разумная альтернатива – в подходящих для этого случаях предлагать нуждающимся не «рыбу», а «удочку». Показательный пример – руководитель ITECHGroup Александр Щербина, получивший звание «Благотворитель года - 2015». Вместе с Агентством социально-культурных проектов он организовал для инвалидов-колясочников мастер-класс по IT-технологиям, учил, как можно зарабатывать в Интернете. Глава ITECH-Group готов даже трудоустроить наиболее способных.
Кто последует его примеру или предложит новые?
- Часто сотрудникам НКО не хватает знаний и квалификации, - подчеркивает Надежда Дерябина. – Я, как координатор Теплицы социальных технологий в Ульяновске, могу сказать, что многие НКО не используют накопленный интеллектуальный потенциал. Необходимо все время расти и заниматься самообразованием, без этого никак в наши дни.
Еще одна проблема - малая информированность населения о деятельности НКО. Порой они не умеют доходчиво рассказать о себе, не стремятся размещать информацию о своих добрых делах в СМИ, Интернете, социальных сетях или делают это достаточно формально.
Думается, что на IV Общероссийском гражданском форуме, который пройдет в Москве 19 ноября, будут предложены пути решения многих болевых вопросов НКО.
…Замечено, что ульяновские благотворители подчас не хотят «светиться», предавать гласности свои благие деяния. Одни - из скромности (как у Пуш-кина, «в молчании добро должно твориться, но нечего об этом толковать»). Другие опасаются, что после огласки к ним образуется постоянный поток просителей. Однако если человек помогает страждущим от чистого сердца, то почему не рассказать о нем людям, которых эти примеры могли бы воодушевить на новые добрые дела?..