Торговля и кризис
Фото: Геннадий Ельцов
ИНДИКАТОР УРОВНЯ ЖИЗНИ
Главная черта торговли как бизнеса – оборотистость. Здесь действует принцип «немедленно деньги – немедленно стулья». Тотчас, а не так, как у Ильфа и Петрова: первое – утром, второе – вечером. Столь неразрывная связь денег с товаром приводит к тому, что торговля является точнейшим индикатором общественного благополучия. Население благоденствует – товарооборот растет. Чуть кризис, сопровождаемый падением доходов населения, – его объемы тотчас падают. Статистика розничной торговли Ульяновской области это наглядно подтверждает (см. Табл. 1).
Как видим, в 2012-2014 гг. число живущих за чертой бедности (располагающих доходами ниже величины прожиточного минимума) в Ульяновской области неуклонно сокращалось, а товарооборот, напротив, рос. Но грянули кризис, инфляция, и в течение одного только года число бедных среди ульяновцев увеличилось сразу на 33,4 тыс. человек. Немедленно на это отреагировала розница - товарооборот рухнул на 13,5%.
Это и есть цена режима экономии, на который перешли многие наши сограждане. На чем они экономят? По данным исследовательского холдинга РОМИР, на всем – еде, одежде, непродовольственных товарах первой необходимости, косметике, алкоголе. Об этом в апреле 2016 г. заявили более 70% россиян. А как они экономят? Наиболее популярные рецепты – переход на более дешевые марки и продукты (31%), составление списка покупок и жесткое следование ему (29%), а также посещение дискаунтеров (28%) и покупка товаров со скидками (26%). По данным ульяновских экспертов (DARS Development), наиболее негативно кризис отразился на сегменте бытовой техники и электроники (спад продаж до 30%). Здесь основным способом экономии стала покупка товаров со скидкой либо по акции (61%), еще треть опрошенных начала «искать счастье» в интернет-магазинах (29%). В наименьшей степени от кризиса пострадали продавцы детских товаров и одежды (сокращение на 6-7%).
НЕ ФАС, НО ПРОФИЛЬ.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
Согласитесь, перемены в торговом обслуживании населения – наиболее яркие в картине российских рыночных преобразований. Кто этого не замечал: заводы чахнут – гипермаркеты расцветают?! Это опять же прямое следствие высокой маржинальности торговли (типичная торговая наценка – 80-100%) и ее оборотистости. В своем первозданном виде ее механизм предельно прост: купил дешево – продал дорого. Эта сфера «быстрых денег». И совершенно не случайно, что торговля является кормилицей 90% наших малых предпринимателей. Почему они не идут в другие сферы – промышленность, связь, транспорт? Да потому что там для бизнес-старта требуются достаточно солидные долгосрочные инвестиции, а где их взять равным в бедности бывшим советским рабочим и служащим?! Вот и ринулись все в торговлю, где для открытия собственного дела порой вполне хватает потребительского кредита.
Все вышеназванные характеристики отрасли полностью переформатировали блеклую советскую торговлю. Теперь это почти исключительно территория частного предпринимательства. Конкретно в Ульяновской области на долю частника приходится 92,1% всего розничного товарооборота. А приличная маржа позволяет торговле все в большей степени «укореняться» в капитальных сооружениях. Так, если в 2005 г. на долю рынков и ярмарок в нашем регионе приходилось 24,3% розничного товарооборота, то в настоящее время всего 5,4. Покупкам второпях ульяновцы стали предпочитать шопинг – по супер-, гипер- и мегамаркетам.
У ОДНИХ ПУСТО, У ДРУГИХ ГУСТО
Точно по названному выше маршруту 5 и 6 июля проследовал корреспондент «Делового обозрения» в попытке понять, как отражается «макроэкономическое» снижение товарооборота на будничном состоянии ульяновских торговых «монстров». Оказалось, еще как отражается: многие бутики в торговых центрах стоят пустые. В ЦУМе на Гончарова таких оказалось пять. В «Амаранте» – четыре. В соседнем «Сити» – два, кроме того, охранник не порекомендовал подниматься на третий этаж – там квартирует одна только микрофинансовая контора, а торговли нет. Но самой худшей оказалась ситуация в ТЦ «Спартак»: он – явный рекордсмен по неиспользуемой торговой площади. Менее же всего – во всяком случае, внешне – пострадали от кризиса торгово-развлекательные центры (ТРЦ) – наиболее продвинутый на сегодняшний день формат розничной торговли. Это «Версаль» и «Аквамолл». В результате революционной организации внутреннего пространства – атриум! – здесь, во-первых, легко дышится. Во-вторых, здесь явственно ощущается твердая хозяйская рука: ни тебе течи с потолка, ни разбитых дверей, выщербленного пола либо удушающего запаха в туалетах. В-третьих, кроме покупок, здесь посетителю предложены другие возможности для приятного времяпрепровождения – кино, аттракционы либо уютные кафе для беседы с друзьями.
Но это далеко не все секреты успеха ульяновских ТРЦ. Еще одно слагаемое – всесторонняя помощь арендатору со стороны арендодателя. Вот что, например, рассказала «ДО» Елена Домашевская, директор по PR, GR и аналитике компании DARS Development (владелец «Аквамолла»): «Мы постоянно учимся, чтобы понимать ритейл – иногда даже лучше, чем его понимают сами ритейлеры. Девелопер должен глубоко знать экономику и деятельность арендатора, поскольку у нас с ним общая цель – конвертировать тот поток посетителей, который создает ТРЦ, в реальных покупателей».
Для создания упомянутого «потока посетителей» DARS Development с выдумкой благоустраивает здание «Аквамолла» и прилегающую набережную Свияги, проводит многочисленные общественно-значимые и развлекательные мероприятия, активно работает в социальных сетях. И результат налицо: в ТРЦ не просто нет пустующих торговых площадей – здесь новые арендаторы наталкиваются на «лист ожидания».
Как видим, непотопляемой торговлю делает не пережидание «черной полосы», а активная бизнес-позиция. Это, кстати, весьма распространенная ошибка многих предпринимателей – резать под корень в период кризиса свои рекламные и маркетинговые бюджеты. Однако компании-лидеры убеждены в другом: сокращая рекламу, вы отдаете клиентов своим конкурентам, и после кризиса они станут для вас недосягаемы. Подтверждения этому уже накопила и российская деловая практика. Например, именно кризис 1998 года помог компании «Вимм-Билль-Данн» стать спустя два года крупнейшим производителем сока и молока в России. В то время, как конкуренты прекратили «светиться», «Вимм-Билль-Данн», наоборот, активизировал рекламную деятельность и на фоне молчания конкурентов увеличил узнаваемость своего бренда и объем продаж. Маркетологи предупреждают: молчание во время кризиса потребитель воспринимает как сигнал о плохом финансовом состоянии компании. Похоже, что владельцы прорех и проплешин в ульяновских торговых центрах именно этого и добиваются. Не кусать бы потом локти...
ДРУГАЯ ТОРГОВЛЯ. ФИРМЕННАЯ
Наряду с «классической» торговлей (купил у производителя или оптовика – продал конечному потребителю) в России достаточно широкое распространение получила так называемая фирменная торговля. Это когда товаропроизводитель сам же свою продукцию продает. Характерный тому пример – трикотажная фабрика «Русь». Ульяновск – вообще регион промышленный, товаропроизводящий и, возможно, ее опыт окажется востребованным другими. Постараемся быть краткими.
Исходный пункт: формирование «Русью» собственной торговой сети – вынужденная мера. С приходом рынка госзаказ и плановая система реализации исчезли, а сумасшедшие торговые наценки посредников делали ее трикотаж совершенно неконкурентоспособным по сравнению с китайским или турецким (чаще всего контрафактом). Вот и пришлось работникам «Руси» – для сохранения производства! – самим встать за прилавки. Сначала это были палатки и выездная торговля. Затем произвели оптимизацию производственных площадей, вложились и открыли собственный торговый центр площадью 7000 кв. метров. «ЖКХ нынче дорогое, поэтому мы не можем себе позволить, чтобы у нас «гулял» хотя бы один квадратный метр», – шутит по этому поводу председатель Совета директоров Зинаида Измайлова.
У торгового центра «Руси» вполне определенная специализация – текстиль и детские товары (игрушки, коляски, кроватки) как приложение к замечательной фабричной «ясельке» (изделия для малышей). Партнеры по ассортименту и арендаторы – также преимущественно предприятия текстильного профиля. Сотрудничество с фабрикой им выгодно по следующим причинам – товарная кооперация плюс четкие условия аренды: ставки невелики – себестоимость содержания плюс нормативная рентабельность. Кроме того, ставки неизменны в течение года и стабильны 5-10 лет. Помимо торгового центра «Русь» располагает небольшими собственными магазинами в Ульяновске, а также в соседних региональных столицах – Казани, Чебоксарах, Пензе, Саранске и Самаре.
В фирменной торговой сети фабрика реализует 30% своей продукции. – «Это тот поплавок, который удерживает нас на поверхности в любой шторм», – утверждает З. Измайлова. Немаловажно и то, что фирменная торговля эффективна для изучения потребительского спроса и оперативного реагирования на его колебания.
ДРУГАЯ ТОРГОВЛЯ. УТКАМИ
Ну и вернемся к малому предпринимательству. Каково ему в торговле? Какими проблемами и надеждами оно живет? Проникновенно и, не сомневаемся, достоверно об этом «Деловому обозрению» рассказал Александр Чибилькаев – владелец фермерской лавки «Много Уток», сравнительно недавно появившейся в жилом районе ульяновских авиастроителей (Новом городе). Вот его рассказ:
– Во-первых, хотел бы отметить, что фермерская лавка «Много Уток» – дело семейное. В реализации проекта меня поддерживает и помогает семья. Это отражается и на подходе к делу – ведь всех сотрудников связывают не только деловые отношения, но и общая идея и цели, корни которых произрастают из наших семейных ценностей.
Главной целью нашего начинания является возможность для горожан иметь на своем столе честные и качественные продукты, произведенные фермерами Ульяновской области. Со старта проекта не прошло еще и года, но нас уже связывают со многими из них добрые партнерские отношения. Это семейная ферма Хуртиных, хозяйство Станислава Санкеева, Ротаря Константина и многих других, чья работа позволяет не сомневаться в том, что у российской деревни есть будущее. А это значит, что есть будущее у всей России. Положительные отзывы наших постоянных клиентов также дают немало сил для продолжения начинания.
Хотелось бы отметить, что вопреки распространенному мнению, местные власти в лице Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, а также Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия оказывают поддержку как фермерам в видеконсультаций. Немаловажную роль играет федеральная программа грантовой поддержки начинающих фермеров, которая действует уже несколько лет и действительно помогает им расти.
Среди препятствий для развития бизнеса неожиданностью лично для меня стало реальное финансовое положение жителей Ульяновской области. Благосостояние горожан оказалось ниже, чем мы предполагали. Долгое время я учился и работал в Москве. Именно там у меня появилась идея об открытии фермерской лавки. Соответственно и экономические показатели я рассчитывал, основываясь на рынке столицы. Конечно, я понимал, что доходы в Ульяновске значительно ниже и учел это в бизнес-планировании. Но реальная разница между доходами жителей столицы и жителей Ульяновска оказалась значительно выше той, на которую я рассчитывал. Многие жители не могут позволить себе качественные продукты – то есть экономят даже на еде.
Есть в аграрном секторе, конечно, и много других проблем – дороги, льготное кредитование фермеров, кадры и многое другое. Несмотря на это, я очень надеюсь на успех своего бизнеса, рост аграрного производства и благосостояния ульяновцев в целом.
ЗАДЕЛ НА ВЫРОСТ
В отношении низкой покупательной способности ульяновцев Чибилькаев прав. Это подтверждает и статистика (см. Табл. 2).
Как следует из нее, жители региона всегда покупали товаров меньше, чем среднестатистический российский гражданин. Однако обратим внимание на то, что наше отставание неуклонно сокращается. Если в 2005 г. мы тратили на покупки средств почти на 40% меньше среднего значения, то в 2014 г. всего на 28,4%. По мнению Елены Домашевской, это следствие активной инвестиционной политики, реализуемой в Ульяновской области: «У нас постоянно открываются новые предприятия, что позволяет даже на фоне кризиса создавать новые рабочие места».
В связи с этим, безусловно, можно утверждать, что у торговой отрасли в регионе хорошие перспективы. Дело в том, что по мере появления современных производств ульяновцы обязательно начнут наверстывать свое отставание от среднероссийских значений в потреблении как продуктов питания, так и товаров длительного пользования. А оно – это отставание – в настоящий момент достаточно существенное (см. Табл. 3 и 4).
Ну а вырастет спрос, взлетит и предложение – тот самый товарооборот.
Табл. 1. Динамика розничного товарооборота и численности населения Ульяновской области, живущего за чертой бедности (доходы ниже величины прожиточного минимума)
Табл. 2. Величина розничного товарооборота на душу населения в фактически действовавших ценах, тыс. рублей
Табл. 3. Потребление основных продуктов питания населением РФ и Ульяновской области в 2014 г., в кг на душу населения в год.
Табл. 4. Наличие предметов длительного пользования у населения - 2014 г., в штуках на 100 домохозяйств