Малый бизнес: как «сказку» сделать былью?
Фото: prezident-mebel.ru, Екатерина Эйрих
БАЗОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИИ-2030 ПРЕДУСМАТРИВАЮТ:
- увеличение в 2,5 раза оборота МСП к 2030 году по отношению к 2014 году. При этом доля обрабатывающей промышленности в обороте МСП должна возрасти с нынешних 11,8 до 20%;
- возрастание доли МСП в ВВП страны с 20 до 40%, что соответствует экономике развитых стран;
- увеличение в два раза производительности труда в сфере МСП;
- рост доли занятых в МСП с 25,2 до 35%.
Разговор о реализации Стратегии в Ульяновской области в рамках круглого стола «ДО» вылился в горячее обсуждение проблем регионального МСП.
Сергей Вильчик, индивидуальный предприниматель (сауна «Водолей»)
Руслан Гайнетдинов, председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области
Валентин Глухов, владелец торговой сети «Зеленая улица»
Сергей Емельянов, председатель УРО «Российское общество оценщиков», руководитель экспертной группы АСИ по Ульяновской области, генеральный директор ООО «Эксперты»
Андрей Здешнев, ведущий менеджер по развитию корпоративного бизнеса филиала ПАО «БИНБАНК» в Ульяновске
Анастасия Иванова, индивидуальный предприниматель (кафе «Ресторанчик»)
Руслан Кантемиров, фермер, зампредседателя Продовольственной комиссии Ульяновской области
Ирина Коростылева, исполнительный директор сети салонов «Мебель Черноземья» в Ульяновске
Людмила Левшина, руководитель ООО «Мастера вкуса»
Евгений Машин, директор ООО «Консилиум»
Вадим Сагель, руководитель юридической службы клиники «Мед-профи»
Рустам Садыков, руководитель региональной рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Общероссийского народного фронта в Ульяновской области
Ирина Сальникова, директор Бизнес Академии «СМАРТ ТИМ», бизнес-коуч (ICF)
Елена Челокиди, президент Российского Отделения Международной Федерации Коучинга (ICF Russia Chapter)
Владислав Шемырёв, коммерческий директор ООО «Симбирск-Картон»
«ДО»:
– Насколько, на ваш взгляд, реально достижение заданных Стратегией базовых индикаторов* развития малым и средним бизнесом Ульяновской области?
РУСЛАН ГАЙНЕТДИНОВ:
– Для появления Стратегии-2030, считаю, пришло время. Поэтому у этого основополагающего документа нет противников, он ставит совершенно правильные задачи, там перечислены верные для любого предпринимателя вещи. А для нас очень важно еще и то, что он созвучен той стратегии развития Ульяновской области, которая нами исповедовалась изначально – начиная с 2005 года. А сегодня на федеральном уровне появился такой тренд – все лучшее надо объединить. Мы целиком это поддерживаем, более того, с 2013 года Ульяновская область стала практически единственным регионом, где 95% инструментов поддержки МСП собраны на одной площадке. И мы продолжаем эту работу. В этом году создан региональный фонд развития промышленности, принято решение об организации фонда развития АПК, в сфере туризма мы тоже к этому придем. В Стратегии говорится о важности доступных финансовых ресурсов – и это, похоже, списано с нас. С 2013 года вместе с созданием нашей Корпорации мы начали формировать инструменты финансовой поддержки МСП, перешли от субсидирования к мерам возвратного финансирования для нормального бизнеса.
Короче говоря, очень правильный и нужный документ. Надо понимать, что живая растущая экономика немыслима без малого бизнеса. Он – тот плодородный слой, из которого вырастает все остальное.
РУСТАМ САДЫКОВ:
– Президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин постоянно говорит о том, что работа по улучшению делового климата в стране будет продолжена. И перемены действительно уже налицо. Главное – федеральные и региональные власти стали прислушиваться к предпринимателям, те открыто говорят о своих проблемах, диалог власти и бизнеса становится более предметным.
В связи с этим многие из существующих проблем выглядят вполне преодолимыми. Для их решения, на мой взгляд, представителям власти совместно с контролирующими органами полезно проводить для малого и среднего бизнеса обучающие семинары, где изучались бы типичные ошибки, нарушения и варианты эффективной организации бизнеса. Также предприниматели самостоятельно могут организовывать обучающие площадки для обмена опытом, что будет полезно как начинающим бизнесменам, так и тем, кто уже не первый год развивает свое дело.
ВАДИМ САГЕЛЬ:
– Скажу прямо – с регионом нам повезло: у нас все региональные и частично муниципальные власти заточены на решение проблем предпринимателей. Но этого не скажешь про федеральные органы, присутствующие в Ульяновской области. Они порой преследуют только одну цель – решить фискальные задачи, наполнить бюджет всеми способами. Да, проверок стало меньше, но если уж фискальные органы «дорываются», то стараются хоть что-то, но взять. И эту проблему надо решать на уровне местных властей, нужно объяснять контролерам, что тем самым они рушат инвестиционную привлекательность региона и комфортность ведения бизнеса на его территории.
РУСЛАН КАНТЕМИРОВ:
– Сегодня в регионе работают порядка 300 сельхозпредприятий различной формы собственности и около полутора тысяч фермеров, все они относятся к субъектам малого предпринимательства. О социальной значимости каждого из них говорить не приходится: в отличие от города в селах любое предпринимательство является системообразующим. Именно на него ложиться не только налоговая, но и вся социальная нагрузка – от ремонта дорог до благоустройства детских садов и школ. И люди готовы к этому бремени – они там живут.
А вот наши главные проблемы. Из-за неправомерных действий налоговиков многие аграрии, особенно работающие в пригородах, уходят из районных налоговых в городские инспекции. Здесь надо что-то менять, в том числе с помощью принятой Стратегии.
Другое: за последние десять лет на селе на порядок выросла производительность труда. Это достигается за счет новых технологий и модернизации производства, что требует длинных и дешевых денег для реализации долгосрочных проектов. Простой пример: отечественный трактор стоит от полутора миллионов рублей, не говоря уже об импортной технике. Микрофинансированием мы этот вопрос не решим, тут необходима федеральная поддержка. Инфраструктура в сельской местности нуждается в еще большей модернизации. Пожалуй, в настоящее время назрел вопрос запуска национального федерального проекта «Развитие сельских территорий», где наряду с производством сельскохозяйственной продукции получат поддержку и другие виды бизнеса на селе – агротуризм и ему подобные.
ВАЛЕНТИН ГЛУХОВ:
– Что касается амбициозных показателей развития малого и среднего бизнеса, обозначенных в Стратегии, как то увеличение субъектов МСБ, рост товарооборота, то все это вполне достижимо. Просто государство должно обеспечить единые правила деятельности на рынке для всех субъектов предпринимательства – как малых, так и больших. Основная проблема развития малого и среднего бизнеса, причем резко возрастающая с усилением кризиса, это – нелегальная торговля и незаконная предпринимательская деятельность. Вот с ними нужно серьезно бороться. Характерно: штрафы нарушителей не пугают, ведь он избавлен от многих издержек, а цивилизованный малый бизнес, который платит налоги по вмененке, тратит деньги на содержание контрольно-кассовой техники и зарплаты бухгалтеру, при существующих условиях не выдерживает конкуренции с подобными «теневиками».
АНДРЕЙ ЗДЕШНЕВ:
– По некоторым программам кредитования в нашем банке ставки на 2-3 пункта снизились. Кроме того, мы сотрудничаем с МСП Банком. Это структура, которая не работает напрямую с клиентами, только через финансовые организации, предоставляя дешевые ресурсы именно в целях поддержки МСП. В рамках собственной продуктовой линейки мы предлагаем удобные условия по инвестиционным кредитам на различные цели – покупку недвижимости, приобретение оборудования и транспорта.
СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ:
– Я как предприниматель первой волны успел пережить много кризисов. Убежден, что чем чаще мы произносим это слово, тем глубже кризис в нас вживается – врастает корнями, парализует наши мысли. Надо этому не поддаваться, надо двигаться, развиваться! Благо есть кому помогать. То, что сегодня делает наша региональная Корпорация по развитию предпринимательства, на порядок облегчает жизнь сектору МСП. Приходите, получайте деньги на пять лет по достаточно щадящим ставкам, оценивайте имущество, которое у вас есть, пишите бизнес-планы. А мы вам поможем разработать концепцию, производственно-технический план, инвестиционный проект, оперативно оценить имущество для залога при получении займа. Надо чаще встречаться, обмениваться опытом, узнавать, кто чем дышит.
РУСЛАН ГАЙНЕТДИНОВ:
– Ситуация по кредитованию МСП в регионе складывается следующим образом. Рекорд был поставлен в 2013 году, тогда объем выданных кредитов достиг 40 млрд рублей. В 2014-м произошел провал – до 18 млрд. В 2015 году мы начали выкарабкиваться, вышли на рубеж в 26 млрд рублей. В этом году хорошая тенденция сохраняется, объем кредитования МСП в регионе достиг 35 млрд, это значит, что экономика реально выздоравливает. Отмечу, что по итогам первого полугодия бюджет области от бизнеса получил хороший плюс. Если тенденция сохранится, в 2018 году по кредитованию МСП область выйдет на докризисный уровень и даже перешагнет его.
АНАСТАСИЯ ИВАНОВА:
– Занимаюсь бизнесом с 2004 года. Раньше работать было проще, сегодня уменьшается платежеспособность населения, а конкуренция на рынке общественного питания, наоборот, возрастает. Естественно, снижается посещаемость, средний чек. Да, недавно ряд банков снизил ставки по кредитам на 1-2 пункта, но этого все равно недостаточно, ставки попрежнему высоки.
ЛЮДМИЛА ЛЕВШИНА:
– Пугают даже не столько проценты по кредитам, сколько пакет документов, который банки запрашивают для анализа финансовой деятельности предприятия. В следующем году будет двадцать лет, как мы с супругом организовали и успешно развиваем свой бизнес. Начинали с розницы, потом добавился опт, сейчас занимаемся еще и производством кондитерских изделий. Идет оно не без сложностей. Впрочем, как и у многих других ульяновских производителей, связанных со сбытом собственной продукции в родном городе. Дело в том, что розницу заполонили федеральные сети. Внедриться на полки местных магазинов для обеспечения ульяновского потребителя местной продукцией – трудновыполнимая задача. Но, хочу сказать, вполне реальная. С нами уже сотрудничает компания «Гулливер», ведутся активные переговоры и с другими местными сетями. Как бы ни было трудно, надо двигаться вперед.
СЕРГЕЙ ВИЛЬЧИК:
– Сфера услуг наиболее подвержена кризису, люди тратят деньги на развлечения, отдых в последнюю очередь. В этот момент выживают сильнейшие игроки, способные на определенные решения. Мы, например, отдаем часть помещений арендаторам, снижаем цены на услуги, разрабатываем программы лояльности, выживаем за счет оборота. И сегодня видим: экономика начинает потихоньку подниматься, этот год гораздо лучше предыдущего.
ЕВГЕНИЙ МАШИН:
– К началу кризиса мы пришли подготовленными, успели перераспределить средства на развитие – с классической медицины в индустрию красоты, расширили спектр услуг – как дешевых, так и дорогих. В результате падения объемов мы не наблюдали – только рост.
Несмотря на специфику, проблемы у нас те же, что и у большинства малых предприятий. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходима предупреждающая политика контролирующих органов. Было бы здорово, если бы они больше работали на профилактику нарушений. А то чем порой заканчиваются «каникулы» без проверок? Предприниматель выходит из них с ошибками, которые прогрессируют.
ИРИНА КОРОСТЫЛЕВА:
– В кризис у нас падения не было, наша компания работает в Ульяновске 20 лет и прочно стоит на ногах. Сама я вышла из малого бизнеса, который занимался производством мебели. К сожалению, большая часть моих коллег закрыли ИП, ушли в теневой бизнес, в гаражи, продолжают работать в условиях, гораздо худших для себя и потребителей.
Я внимательно прочитала Стратегию. И в том, что она появилась, вижу большой плюс для экономики, для бизнеса. Стратегия подразумевает, что условия ведения бизнеса станут прозрачными и для проверяющих, и для предпринимателей. Это очень важно. Потому что, на мой взгляд, до тех пор, пока административный надзор не прекратит вредить развитию малого бизнеса, предпринимателей в стране больше не станет.
«ДО»:
– А почему предпринимателей у нас мало, как вы считаете? Молодежь уже не торопится идти в бизнесмены?
ИРИНА САЛЬНИКОВА:
– Не сказала бы, что интерес к предпринимательству у молодежи отсутствует. Напротив, у многих есть огромное желание создать что-то свое. Благодаря глобализации юные ульяновцы хорошо знают, что уже в 17-20 лет многие за рубежом создают собственные корпорации. А чем мы хуже? И родители-предприниматели своих детей в этом поддерживают. Идя им навстречу, в прошлом году мы приступили к реализации проекта с подростками «ТОП-ТОП МЕНЕДЖЕР». Такие проекты направлены как раз на то, чтобы через несколько лет эти дети начали создавать свой бизнес. На них в том числе нацелена принятая Стратегия развития МСП до 2030 года. Главное, чтобы интерес молодежи ко всему новому как основе предпринимательства не прерывался.
ЕЛЕНА ЧЕЛОКИДИ:
– Добавлю про обучение взрослых. В начале лета я была на HR-конференции, где обсуждались интересные схемы сохранения объемов обучения при сокращающихся бюджетах. Будет ли происходить снижение рынка обучения? Думаю, нет. Потребность в обучении персонала сохраняется. Да, есть тенденции ухода в онлайн, развития внутреннего обучения в компаниях, некоторого снижения расценок, а также нестандартных подходов к обучению с сохранением эффективности. Но сути это не меняет: бизнес-образование и массовое предпринимательство – два сапога пара. Обязательно будет развиваться и сегмент коучинга как инструмента решения неординарных задач и достижения амбициозных целей. Как говорят, если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, начни делать то, что никогда не делал. Тогда, конечно, реально, как нас нацеливает Стратегия, нарастить в разы обороты малого бизнеса, повысить производительность труда и преодолеть любой кризис.
ВАДИМ САГЕЛЬ:
– Последнее время люди стали более разборчивыми при выборе образовательного продукта, это я вижу и по своей Ассоциации выпускников президентской программы «Мастер-план». Сегодня более 70% информации, в том числе все инновации, мы узнаем друг от друга, от своих коллег. И задача профес сиональных тьюторов, коучей состоит в большей модерации этого общения, в управлении площадками для коммуникаций. Важно формировать такие профильные площадки на уровне области, а также по местам проживания. Ведь одно дело построить завод, другое – когда человек, чем бы он ни занимался, работает на себя. В отличие от тех, кто работает за зарплату, у предпринимателя более активная позиция. Он чувствует себя хозяином в своем дворе, в своем городе. Вот почему статистическое увеличение количества малых предпринимателей выражается в том числе в хорошем социальном эффекте.
ВАЛЕНТИН ГЛУХОВ:
– Кроме обучения будущему предпринимателю обязательно нужна трудовая закалка. И в этом молодежи не следует препятствовать. Пусть кем угодно учатся в школе, но прежде чем получить профильное образование, сначала нужно поработать. Я сам в школьные годы собирал фрукты, ягоды, продавал их на рынке, грузчиком работал в ЦУМе, потом и пошел в торговлю. Предпринимателями не становятся – ими рождаются. Человек должен сам понять, способен он идти в бизнес или нет, ему надо дать «понюхать» деньги. А сейчас родители за детей выбирают – куда им идти.
Что касается предприятий, которые закрываются в кризис, то в этом вина руководителей: компания будет жить в любой ситуации, если у нее не меньше трех уникальных предложений. Учиться надо всегда! Ведь тебе в затылок дышат 18-летние, которые двигаются быстрее, используют ресурсы Интернета. А то в Ульяновске по-прежнему есть компании, у которых нет ни контактов в Интернете, ни своей странички, сайта, они даже не знают, что из Сети можно черпать кли-ентскую базу.
А торговые сети пусть приходят, у них же ассортимент один и тот же, только и могут, что ценой играть. Крупные «акулы» сами себя сожрут, а мелкие «рыбки» будут плавать, предлагая куда более качественный и интересный товар. Моя позиция: кризис – время для куража, мгновенно выявляющее результат твоих действий – как проводил оптимизацию затрат, контролировал закупки, насколько отработана система мотивации персонала... Чтобы не стоять на месте, надо работать над каждой мелочью.
ВЛАДИСЛАВ ШЕМЫРЕВ:
– Как и Руслан Кантемиров, я представляю реальный сектор. Мы как никто являемся индикаторами состояния региональной экономики, и появление Стратегии-2030 для нас, бесспорно, знаковое событие. Значит, у федеральных властей действительно есть интерес к малому бизнесу, что обязательно приведет к совершенствованию федерального законодательства. В том числе по вопросам нетарифного регулирования предпринимательской деятельности.
Пример – требования по оборудованию автомобилей различного назначения системами – ГЛОНАСС, «Платон», тахографы и т.д. Они, конечно, нужны, но их установка должна определяться в том числе потребностями самого предпринимателя. Предположим, есть у него одна-две машины грузоподъемностью пять или более тонн, они не эксплуатируются далее черты города и области, а график водителя укладывается в рабочее время предприятия. Но при этом требования к ним предъявляются как к 20-тонной фуре, бороздящей просторы страны и мира. А это немалые деньги и совершенно бестолковые затраты. Надо подходить к каждой ситуации избирательно и закреплять это законодательно.
Другой больной вопрос – подготовки квалифицированных кадров. Система профтехобразования разрушена полностью, работать некому, найти грамотного станочника, оператора машин и механизмов нереально. Так что государству наряду с такими мощными и необходимыми на сегодняшний день ценностями, как любовь к Родине, уважение к старшему поколению, здоровый образ жизни необходимо также прививать молодому поколению любовь к труду. Иначе скоро мы придем к тому, что просто некому станет воплощать в жизнь эту замечательную Стратегию развития малого бизнеса до 2030 года.