€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Как нам обустроить Ульяновск?
Фото: volgabirds.ru, Геннадий Ельцов
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ. ПО СТРАТЕГИИ-2030
2016-2018 ГОДЫ: СТРОИМ «ГОРОД УМНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ» как базу долгосрочных конкурентных преимуществ. Ключевыми ориентирами на данном горизонте являются доступное жилье; высокое качество ЖКУ; эффективное стратегическое управление городом; высокое качество городской среды и комплексное развитие малого и среднего бизнеса («акселераторы»)
2018-2023 ГОДЫ: СТРОИМ «ГОРОД ЗДОРОВЫХ И УВЕРЕННЫХ ЛЮДЕЙ» Закрепляем и развиваем приобретенные конкурентные преимущества. Ключевыми ориентирами на данном горизонте являются здоровое население; качественное школьное образование; развитие культуры; высокое качество городской среды; комплексное развитие МСБ.
ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО. ПО СТРАТЕГИИ-2030
Ульяновск в 2030 году – сетевой, полицентрический город со смешанной застройкой. Исторический центр, набережные Волги и Свияги связывают город воедино, привлекают жителей и туристов. Город станет центром компетенций по истории России и СССР в XX веке, будут открыты «Музей СССР» и «Парк советского периода».
Экономические приоритеты областного уровня – авиация, автомобильная промышленность, IT. Приоритеты городского уровня – высококачественная деревообработка и мебель, дизайн и производство одежды, здоровье и спорт, оборудование для «умного города».
Ульяновск будет играть важную роль в сотрудничестве с ЕС и Китаем и использоваться как площадка для сотрудничества регионов Поволжья. Город станет центром притяжений для всех молодых и активных, кто хочет попробовать реализовать новые идеи.
ДОСТИЖЕНИЯ, ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
Интересно, все ли ульяновцы знают, что их родной город, бывший Симбирск, старше Санкт-Петербурга? А ведь в этом старшинстве кроется неумолимая историческая логика: прежде чем «отсель грозить мы будем шведам», молодому российскому государству надлежало защитить себя от разрушительных набегов «дикой степи». И встал на Венце Симбирск - чем не повод для гордости?
Повод второй: Симбирск – единственный город на Волге, не поддавшийся ватагам Стеньки Разина и тем самым укрепивший российскую государственность. Не случайно ему был пожалован за это герб со львом. Далее: до 1851 г. Симбирск был центром огромной губернии, в которой самарское заволжье было всего лишь одним из уездов. И только потом в силу неблагоприятного развития торговых маршрутов он превратился в провинцию.
Новый этап взрывного развития города – это встреча 100-летия со дня рождения великого земляка Ульянова-Ленина и строительство авиакомплекса. С 1961 по 1991 год численность населения Ульяновска утроилась (!), а к 1996 г. она достигла своего исторического максимума в 680 тыс. человек. Но, по советским планам, это был не предел: Ульяновску предписывалось стать городом-миллионником, для этого был зачаты Ульяновский центр микроэлектроники и новый крупнейший в Европе волжский мост. Однако рухнул СССР, УЦМ так и не был рожден, а УАПК недостроен.
Единственным зримым воплощением тех грандиозных планов ныне остается новый мост. В расчете на «миллион» он был предназначен не только для автомобилей, но и для скоростного трамвая либо метро. Ныне неиспользуемый нижний ярус моста – наш задел на будущее. Вопрос только в том – насколько отдаленное. И этот вопрос, пожалуй, еще долгое время будет оставаться открытым. Дело в том, что в наше крайне «турбулентное» время проектировщики будущего далеко не заглядывают, максимум до 2030 года. Как раз на этот срок составлена стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Ульяновск», разработанная год назад авторитетной консалтинговой компанией Strategy Partners Group (ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп», г. Москва). Найти и познакомиться с этим прелюбопытнейшим документом может любой желающий: он размещен на сайте ульяновской мэрии в открытом доступе. «Деловое обозрение» не преминуло такой возможностью воспользоваться.
ЧТО У ГОРОДА БОЛИТ
Разумеется, прежде чем давать советы, консультанты должны были поставить «диагноз». В самом кратком виде он таков: Ульяновску не хватает «массы» населения и бизнеса, что снижает его привлекательность по сравнению с соседними мегаполисами. Внутренние проблемы: город «растянут» в пространстве, что увеличивает протяженность инфраструктуры и затраты на ее поддержание и развитие. Также он недостаточно привлекателен для проживания молодежи, что приводит к ее оттоку в другие края (почти половина уезжающих – в возрасте от 25 до 34 лет). Это притом, что доля молодого населения (до 17 лет) у нас и так ниже среднего – 16% (в Набережных Челнах 20%).
Немало и других проблем. Для оценки качества жизни населения московскими консультантами был проведен опрос жителей (более 1000 человек) во всех районах Ульяновска. Вот что он выявил. Прежде всего, ульяновцы низко оценивают возможность найти в родном городе хорошо оплачиваемую работу. Отрицательно характеризуются и перспективы по открытию собственного бизнеса. Также горожане считают низким качество медицинского обслуживания, особенно в поликлиниках и стационарах, недоступным по цене – жилье, плохими – автодороги. В целом жители удовлетворены работой общественного транспорта, магазинами, общепитом, но им не хватает бассейнов, особенно в Заволжском и Засвияжском районах. Большинство считает родной город грязным.
Молодые фрезеровщики Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) теперь соревнуются в профессиональном мастерстве на DMG Mori в Ульяновске
Кстати, зарплата каждого четвертого респондента оказалась ниже 10 тыс. руб. Поэтому не удивительно, что жители в возрасте от 16 до 34 лет ставят проблему отсутствия высокооплачиваемых рабочих мест на первое место. Та же причина доминирует в желании переехать в другой город. Об этом заявляет каждый третий, но всерьез планируют «телепортацию» не более 10%. Основные причины охоты к перемене мест - низкая зарплата (43%), неудовлетворенность досугом и самореализацией (в среднем по 20%).
Кроме того, при анализе качества жизни в Ульяновске выявлены многие другие недостатки. Среди них: проблемы с содержанием многоквартирных домов, в том числе из-за неупорядоченной деятельности управляющих компаний; малое количество привлекательных архитектурных объектов и комплексов; совершенно не развитые набережные Волги и Свияги; проблемы с транспортной связанностью районов между собой.
Есть в городе причины для недовольства и у «большого» бизнеса. Прежде всего это низкая доступность квалифицированного персонала и финансовых ресурсов.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ!
В то же время эксперты отыскали целый арсенал конкурентных преимуществ Ульяновска. Это наличие в его экономике уникальных в масштабе России производственных мощностей, перспективных кластеров и предприятий с сильными международными и национальными брендами. Качественной названа система образования, позволяющая готовить кадры необходимого уровня, уникальными - туристические активы Ульяновска и области, высоким - уровень безопасности в городе. А также очень высоко охарактеризован уровень управления городом и регионом, что позволило создать едва ли не лучшую в стране технологию привлечения целевых инвесторов.
Как видим, активы хоть куда. Дело за «малым» - отыскать наиболее эффективные варианты их использования. В этой части консультанты Strategy Partners Group предлагают нам следующее:
- участие в импортозамещении в секторах с высокими технологическими компетенциями;
- активизацию сотрудничества с ЕС и Китаем в поиске прямых иностранных инвестиций;
- развитие инженерного и естественнонаучного, ориентированного на практику университетского образования;
- развитие МСБ и формирование «газелей» в стройматериалах, мебели, пищевой и легкой промышленности;
- формирование центра компетенций в области «бережливого городского хозяйства»;
- развитие города как «хаба» для Приволжского федерального округа.
«СЕТЕВЫЕ» ПЕРСПЕКТИВЫ
С учетом пространственной избыточности Ульяновска – плотность населения у нас в три раза ниже, чем, например, в Ярославле и Набережных Челнах – консультантами предложена идея «сетевого» развития города. Она состоит в том, что общественные пространства и рабочие места находятся рядом с жильем. Для этого на территории города предлагается сформировать индустриальные парки - таким образом, чтобы за 20-30 минут общественным транспортом до них могли доехать жители густонаселенных районов. Промышленные предприятия из центральной части города следует поощрять к постепенному выводу своих производств в эти парки с «гуманитарной» конверсией ранее занимаемых ими земельных участков. Кроме того, необходимо развивать зоны набережных на правом и левом берегах Волги, на берегах Свияги, формируя тем самым общегородскую зону отдыха с удобным транспортным доступом.
Что станет итогом реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновска до 2030 года?.. Для горожан столица региона окажется привлекательной такими факторами, как благоприятные климатические условия средней полосы, красивые ландшафты, широкие возможности для старта своего бизнеса или трудоустройства на «предприятия будущего». Кроме того, родной город для жителей – это причастность к переломным моментам в истории России, близкий доступ к другим городам Поволжья, удобное место для людей, активно занимающихся туризмом, и спокойная безопасная жизнь.
Значительным предполагается и общероссийский статус Ульяновска. Он - национальный центр компетенций в области авиастроения и авионики, транспортный «хаб» ПФО и «пилотный регион» по отработке новых методов партнерства со странами ЕС и ЮВА. Чрезвычайно важным для страны является также сосредоточение в городе дореволюционного, революционного и советского наследия страны.
Ульяновская детвора – участники фестиваля «От винта!»