Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Давайте восклицать

Комплимент - страшная сила.

Фото: Александра Дьяконова

«Глубочайшим свойством человече- ской природы является страстное стремление быть оцененными по достоинству». Это высказывание принадлежит американскому психологу Уильяму Джему. В точку, не правда ли?

Наверняка каждый из нас сможет назвать пару-тройку знакомых, строящих общение так, чтобы постоянно получать подтверждение собственного статуса. Что уж говорить о простых смертных, когда известен из истории такой пример: Екатерина II не считала нужным читать письма, где не было обращения: «Ее Величеству Императрице».

Принимать комплименты приятно, но не всякий может правильно на них реагировать. И еще сложнее их дарить. Отчего? Нет привычки - не принято в культуре. Нет навыка - не учат этому в школах и вузах. Между тем, комплимент был актуальным вопросом коммуникации еще в России XVIII века. В 1708 году появилась книга «Приклады, како пишутся комплименты разныя». В ней собраны образцы писем - официальных, интимных, поздравительных, «сожалетельных». А «Правила светской жизни и этикета», составленные в 1896 году, содержали рекомендации, помогающие человеку социализироваться. Помимо разделов об обязанностях по отношению к подчиненным и о том, как заработать хорошую репутацию, там есть глава «Комплименты»: «...Комплименты отнюдь не стоит смешивать с тем отвратительным пороком, который называется лестью... они должны быть просты и естественны... если комплименты говорятся... умно и тонко, то они производят благоприятное действие... придают беседе грациозность, а грациозность... никогда ничего не портит.» В этой же главе авторы дают дамам наставления, какие комплименты уместно принимать, а какие нет.

Принципу вежливости, использованию комплимента для поддержания социального равновесия посвящено немало научных работ. Наталья Ивановна Формановская, основоположник активно действующей научной школы по исследованию русского речевого этикета, в исследованиях о речевых коммуникациях рассматривает комплименты как предписанную обществом «систему национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения». Нашему соотечественнику философу и писателю Ивану Ильину принадлежит замечательное высказывание: «Самое трудное – похвала, а именно: объективная похвала, которую так редко услышишь в жизни и которой так сильно не хватает». Русский философ будто бы нашел ответ на наш вопрос: «Почему люди так редко говорят друг другу комплименты?» Потому что трудно. Непривычно. Не воспитано в нас это умение.

Ответ на вопрос о комплиментах прямо связан с процессами социализации. Появляясь на свет в определенной стране, мы с младенчества впитываем ее традиции и обычаи. А в процессе взросления они все больше укореняются в нас, влияют на поведенческие особенности.

Замечали, как часто маленькие дети говорят комплименты своим игрушкам, животным? И очень редко произносят комплименты в адрес своих друзей, родителей, кого-либо из окружения. Это очень наглядно подтверждает то, что человек изначально испытывает необходимость не только слушать комплименты, но и дарить их. Но в детстве, получая от родителей «блокировку» на похвалу, в течение дальнейшей жизни, испытывает трудности с проецированием комплиментов в свое социальное окружение.

Психологи утверждают, чтобы быть счастливым, достаточно делать 10 комплиментов в день различным людям.

Мы часто мысленно хвалим окружающих: «Какая добрая улыбка! Какая оригинальная прическа!» Вот если бы все это мы произносили вслух! И тогда кто-то поможет коллеге с переездом, придя домой, обрадует детей добрым словом или просто улыбнется пассажиру в автобусе. Замечали, как много хорошего говорится о тех, кого уже нет. Если бы мы говорили людям при жизни хотя бы десятую часть того, что говорим после их смерти, возможно, они прожили бы намного дольше.

Александра Дьяконова

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: