Давайте восклицать
Фото: Александра Дьяконова
«Глубочайшим свойством человече- ской природы является страстное стремление быть оцененными по достоинству». Это высказывание принадлежит американскому психологу Уильяму Джему. В точку, не правда ли?
Наверняка каждый из нас сможет назвать пару-тройку знакомых, строящих общение так, чтобы постоянно получать подтверждение собственного статуса. Что уж говорить о простых смертных, когда известен из истории такой пример: Екатерина II не считала нужным читать письма, где не было обращения: «Ее Величеству Императрице».
Принимать комплименты приятно, но не всякий может правильно на них реагировать. И еще сложнее их дарить. Отчего? Нет привычки - не принято в культуре. Нет навыка - не учат этому в школах и вузах. Между тем, комплимент был актуальным вопросом коммуникации еще в России XVIII века. В 1708 году появилась книга «Приклады, како пишутся комплименты разныя». В ней собраны образцы писем - официальных, интимных, поздравительных, «сожалетельных». А «Правила светской жизни и этикета», составленные в 1896 году, содержали рекомендации, помогающие человеку социализироваться. Помимо разделов об обязанностях по отношению к подчиненным и о том, как заработать хорошую репутацию, там есть глава «Комплименты»: «...Комплименты отнюдь не стоит смешивать с тем отвратительным пороком, который называется лестью... они должны быть просты и естественны... если комплименты говорятся... умно и тонко, то они производят благоприятное действие... придают беседе грациозность, а грациозность... никогда ничего не портит.» В этой же главе авторы дают дамам наставления, какие комплименты уместно принимать, а какие нет.
Принципу вежливости, использованию комплимента для поддержания социального равновесия посвящено немало научных работ. Наталья Ивановна Формановская, основоположник активно действующей научной школы по исследованию русского речевого этикета, в исследованиях о речевых коммуникациях рассматривает комплименты как предписанную обществом «систему национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения». Нашему соотечественнику философу и писателю Ивану Ильину принадлежит замечательное высказывание: «Самое трудное – похвала, а именно: объективная похвала, которую так редко услышишь в жизни и которой так сильно не хватает». Русский философ будто бы нашел ответ на наш вопрос: «Почему люди так редко говорят друг другу комплименты?» Потому что трудно. Непривычно. Не воспитано в нас это умение.
Ответ на вопрос о комплиментах прямо связан с процессами социализации. Появляясь на свет в определенной стране, мы с младенчества впитываем ее традиции и обычаи. А в процессе взросления они все больше укореняются в нас, влияют на поведенческие особенности.
Замечали, как часто маленькие дети говорят комплименты своим игрушкам, животным? И очень редко произносят комплименты в адрес своих друзей, родителей, кого-либо из окружения. Это очень наглядно подтверждает то, что человек изначально испытывает необходимость не только слушать комплименты, но и дарить их. Но в детстве, получая от родителей «блокировку» на похвалу, в течение дальнейшей жизни, испытывает трудности с проецированием комплиментов в свое социальное окружение.
Психологи утверждают, чтобы быть счастливым, достаточно делать 10 комплиментов в день различным людям.
Мы часто мысленно хвалим окружающих: «Какая добрая улыбка! Какая оригинальная прическа!» Вот если бы все это мы произносили вслух! И тогда кто-то поможет коллеге с переездом, придя домой, обрадует детей добрым словом или просто улыбнется пассажиру в автобусе. Замечали, как много хорошего говорится о тех, кого уже нет. Если бы мы говорили людям при жизни хотя бы десятую часть того, что говорим после их смерти, возможно, они прожили бы намного дольше.
Александра Дьяконова