€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Мост на века
Фото: danilow.ru
Замысел
Решение о строительстве моста было принято министром П. А. Столыпиным, когда он 11 сентября 1910 года, проплывая по Волге на пароходе «Межень», остановился на несколько часов в Симбирске. Для обсуждения этого вопроса сюда же был приглашен председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги князь Долгорукий, а ускорил принятие министром решения приход симбирских купцов и почетных горожан, которые, воспользовавшись случаем, доказали важность наличия моста для экономики города.
Сооружение моста |
Вскоре на эти цели министерство финансов России выделило 14 млн. рублей, а к январю 1911 года столичный инженер Фридман завершил работы по промерам будущего слияния Московско-Казанской и Волго-Бугульминской железнодорожных магистралей на месте будущего моста. Проект моста подготовил известный мостостроитель, профессор Петербургского института путей сообщения, инженер Н. А. Белелюбский, на счету которого к тому времени было уже несколько подобных грандиозных сооружений.
С начала 1912 года со всех концов страны в Симбирск потянулись агенты различных строительных фирм в надежде получить здесь выгодные контракты на поставку тех или иных материалов, необходимых для строительства. Одна из таких фирм — «Тами и Дейчман» — выиграла торги на разработку жернового камня для мостовых работ в Подкуровском удельном имении. Оснащенная превосходной техникой фирма открыла в Симбирской губернии четыре карьера: «Кучурный», «Мокрая поляна», «Ирэн» и безымянный карьер у села Артюшкино; провела узкоколейку Смородино-Криуши, по которой камень подвозили к пристани Криушинского затона, а потом на баржах переправляли на Симбирскую пристань. Мощности фирмы позволяли поставлять камень не только на строительство моста, но и Симбирской городской управе для замощения городских улиц, на что с А.Ю. Тами и С.М. Дейчман был заключен дополнительный контракт.
К тому времени в Бугульме было создано управление по сооружению новых линий Волго-Бугульминской железной дороги и моста у Симбирска. Его возглавили главный инженер путей сообщения Д. В. Курдюмов и его помощник коллежский советник барон фон Таубе. В Симбирске в доме купца Зеленкова на Гончаровской улице открылась контора по постройке моста с управляющим И.А. Цишевским и помощником И.К. Быковским.
Строительство
3 марта 1913 года состоялась торжественная закладка моста. На его строительстве было задействовано 4 тысячи человек, съехавшихся в Симбирск из ближних и дальних сел Симбирской и соседних с ней губерний. Баржами и подводами свозили на стройку местный жерновой камень, по железной дороге из Донецка с Юзовского завода доставлялись в Симбирск железные конструкции, гранит для облицовки «туфельных опор» везли с Урала.
К сооружению моста еще только-только приступали, а Городская Дума на одном из заседаний уже приняла решение назвать его Николаевским, в честь императора Николая II. «Это будет событием для города!» — восклицали наиболее восторженные думцы и предлагали немедленно просить высочайшего позволения на наименование моста у самого императора. Трудность заключалась лишь в том, что мост по закону принадлежал не городу, а Волго-Бугульминской дороге, и, прежде всего, с просьбой надо было обращаться к ее руководству. К тому же, быть просителем перед императором в те годы считалось возможным только владельцу объекта или же какому-нибудь благотворителю. Кто-то из гласных Думы предложил пожертвовать дороге 47 десятин городской земли, чтобы получить право обратиться к императору и предоставить городу честь выбора названия для нового моста.
Баржа с облицовочным камнем. Фото 1913 года |
Оползень. 1915 год |
С одобрения Думы городской голова Л.И. Афанасьев передал просьбу губернатору А.С. Ключареву, а тот отправил ее по назначению.
И волжский мост под Симбирском стал именоваться Николаевским.
С самого начала работа шла споро, и стройка обещала быть недолгой. Но по воле случая дважды строительство приходилось приостанавливать. Летом 1914 года на мосту случился пожар. По неосторожности одного из рабочих-клепальщиков одна из раскаленных заклепок, которыми скрепляли железные конструкции мостовых пролетов, упала в сухие стружки, лежавшие внизу. Сгорели все строительные леса, на возведение которых потребовалось больше месяца, а убыток составил более 2 млн. рублей.
В ночь с 29 на 30 мая 1915 года произошел крупный оползень на Петропавловском спуске. Напором двигающейся земляной массы были сдвинуты с места восемь кирпичных опор идущей к мосту эстакады. Времени и средств на возведение новой эстакады уже не оставалось, и ее пришлось заменить обычной насыпью. Наконец, к осени 1916 года мост был готов, и на 5 октября назначили день его торжественного открытия.
Открытие
Карьер «Кучурный». Фото 1913 года |
В день открытия, несмотря на октябрьскую погоду, уже с утра оба волжских берега начали заполняться пестрой публикой. Люди стояли на Венце и у кромки воды, но больше всего их скопилось на Петропавловском спуске. На его пересечении с Успенской улицей, проложенной внизу косогора параллельно Волге, у специально выстроенного временного павильона мелькали знакомые лица губернатора и его свиты, торжественные облачения духовенства, нарядные шляпки дам. Но особо выделялись форменные фуражки и кители железнодорожного начальства, съехавшегося отовсюду в Симбирск ради такого случая.
Ближе к полудню служители местных храмов во главе с епископом Симбирским и Сызранским преосвященным Никандром совершили торжественный молебен и освятили мост. Симбирский губернатор А.С. Ключарев и городской голова Л.И. Афанасьев поблагодарили всех, кто принимал решение о его строительстве, самих строителей — от министров до простых рабочих, отметив, что наконец-то сбываются мечты Симбирска.
«Первая его мечта, — быть соединенным с остальным миром железнодорожной магистралью, осуществилась 18 лет назад, — сказал, обращаясь к горожанам, Афанасьев. — Вторая мечта — перестать быть тупиком двух дорог — исполнилась сегодня с открытием моста через Волгу, остается третья мечта, чтобы город стал крупным железнодорожным узлом, связавшим Симбирск не только с Москвой и Петербургом, но и с Калькуттой и Парижем». Последние его слова утонули в криках «ура» и звуках туша военных оркестров.
Что чувствовал под радостные крики толпы человек, на глазах которого день за днем совершалась эта великая стройка? Притом что сам он принимал в ней самое активное участие. Хотя строительство вело общество Волго-Бугульминской железной дороги, Симбирской городской управе под руководством Афанасьева приходилось сталкиваться со многими проблемами, возникающими по ходу дела. Городскому голове приходилось ездить в Петербург в министерство путей сообщения, в Бугульму в управление дороги, встречаться с руководством стройки, временно расквартированным в Симбирске.
Вначале был решен вопрос с отводом земель для моста. По договоренности с Волго-Бугульминской железной дорогой Симбирск отдавал ей в аренду за три тысячи рублей в год около 20 тысяч квадратных саженей (свыше 10 га) лучших городских земель в пойме Волги. Много споров вызвало устройство струенаправляющей дамбы, так необходимой мосту. При ее проведении сплошной линией город лишался своих главных пристаней — хлебной и лесной, также закрывался проход судов для стоянки в Чувичинский затон. Городская Дума предложила дорожникам соединить северный конец дамбы с одним из подъездных путей к ней, а на самой дамбе устроить мощеную дорогу на всю ее ширину (около 5 м) и разрешить городу на всем протяжении дамбы по обе стороны моста устанавливать приспособления, необходимые для эксплуатации хлебной пристани. А для функционирования лесной пристани горожане просили сделать в дамбе проход для барж и плотов в Чувичинский затон, где планировали разместить пристань.
За открытие пешеходного перехода по мосту Управление дороги потребовало 40 тыс. рублей. То ли у города не нашлось средств, то ли в условиях войны решили, что это опасно, но переход так и не был открыт.
Сооружение подъездных путей к мосту создало массу неудобства для жителей Успенской улицы, идущей вдоль Волги. Железнодорожная насыпь перекрывала все ее подземные коммуникации. Управление Волго-Бугульминской дороги согласилось построить для жителей несколько переходов и переездов в разных местах железнодорожного полотна, устроить проезд к вокзалу, выдать разрешение на проведение водопроводной линии под мостовыми переходами. Долгое время Афанасьев пытался пробить в управлении дороги разрешение сделать пешеходный проход по самому мосту, чтобы люди могли передвигаться по нему с одного берега на другой. Ему удалось уговорить управление моста, но оно потребовало за эту услугу от городских властей 40 тысяч рублей. То ли у города не нашлось необходимых средств, то ли в условиях войны решили, что это делать опасно, но переход через мост не был открыт.
Пожар на мосту |
Праздничное катание. 1916 год |
Все это вспомнилось Леониду Ивановичу под звуки праздничных фанфар и торжественных речей. Когда их поток иссяк, первая дама губернии — жена губернатора — изящным движением рук разрезала праздничную алую ленточку, закрывавшую въезд на мост, где уже под парами давно стоял паровоз с несколькими вагонами.
Все приглашенные во главе с руководством общества Волго-Бугульминской железной дороги, А.С. Ключаревым, Л. И. Афанасьевым, представителями симбирского духовенства и дворянства, членами управы отправились в первый путь по новому мосту. На станции Верхняя
Часовня их ждал праздничный завтрак. К трем часам дня поезд вернулся в Симбирск, а по мосту отправились в праздничный рейс рабочие железной дороги и строители. По случаю открытия моста на Волге было объявлено праздничное бесплатное катание простых горожан на пароходах под стальными пролетами моста.
Этот праздник хотя бы на один день развеял грустные мысли жителей Симбирска, вызванные войной и связанными с ней повседневными лишениями.
Прошли годы, железнодорожный мост уже отслужил первый срок, и в последнее время на нем заменены почти все старые арочные пролеты на современные стальные конструкции. По мысли краеведов, в память о былом волжском красавце, увековеченном на многочисленных фотографиях, один из старых пролетов моста надо бы сохранить как частицу истории нашего города.
Фото из фондов Ульяновского краеведческого музея.
обсудить статью