Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как рассчитать прибыльную нишу

Пошаговый алгоритм прицельного маркетинга

 

При выборе ниши важно сделать подряд три операции. 1) Выбрать нишу.  2) Протестировать ее. 3) Начать работать в нише либо искать дальше. Ошибкой будет остановиться на любом шаге. Или начать сразу работать в нише без ее теста. Используйте подход прицельного маркетинга: быстро, с малыми затратами проанализировать, протестировать и начать работать. Все сводится к пяти последовательным шагам.

ШАГ 1. Ищите спрос

Ищем ниши с высоким спросом. В них УЖЕ покупают, и они УЖЕ на слуху. Важно не зацикливаться на том, что вы сами умеете в совершенстве. Возможно, что другие темы более интересны, а другие ниши - более прибыльны.

Как искать?

Оглянитесь вокруг. Слушайте и смотрите, что обсуждают, рекомендуют, говорят.

Проведите маленький соцопрос из трех вопросов: «Что вы покупали  последний раз для ваших увлечений?», «Что еще периодически покупаете?», «Что вы искали, но не нашли?». Спросите человек 10-20. Записывайте то, что говорят. Полезно посмотреть последние обсуждения в форумах, проанализировать заказы в совместных закупках, отследить веяния в соцсетях и комментарии в популярных блогах.

Еще в помощь -  wordstat.yandex.ru,  irecommend.ru,  otvet.mail.ru.

Оцените, что читают и чему готовы учиться люди.

Гипермаркет www.ozon.ru четко покажет спрос на книги по определенной тематике. По запросу «тренинги» в любом поисковике найдете тенденции в тренингах и семинарах. А тренеры всегда реагируют на спрос.

Найдите «острые» проблемы в «вечных областях»: здоровье, мужчины и женщины, отцы и дети, деньги и бизнес… Например, в области здоровья острой проблемой может быть «как бороться со стрессом», в области бизнеса - «как сделать, чтобы сотрудники успевали больше» и т.д. Нишей могут стать возможности решений этих проблем.

Вам нужно найти 5-15 таких ниш с высоким спросом. 

ШАГ 2. Анализируйте платежеспособность

В выбранных нишах оцениваем платежеспособность спроса.

Способ оценки 1 - по величине среднего чека. Чем больше денег готов платить покупатель, тем проще вам заработать.

Способ оценки 2 - по остроте проблемы. Если проблема настолько острая, что покупатель готов оплатить решение уже сегодня, это самый лучший вариант.

Способ оценки 3 - по наличию конкурентов в нише. Если конкуренты есть, значит, есть спрос.

Способ оценки 4 - по прогнозам экспертов рынка. Обратите внимание на тренды в нише: спрос идет на повышение или на понижение. Подумайте, будут ли покупать все это через  пять лет.

После оценки платежеспособности ниши некоторые темы  «отвалятся» сами.

ШАГ 3. Оцените свою компетентность

Оцениваем оставшийся список ниш по вашей личной  погруженности в тему. На первом месте, конечно, должно быть то, что нравится вам самому (хобби, увлечение, мечта).

Во-вторых, стоит выбрать нишу, в которой вы разбираетесь сами (профессия, специализация). Или рядом есть знакомые, которые могут подсказать, что и как.  В противном случае реально оцените, за какое время вы станете профессионалом в нише и сколько времени готовы на это тратить каждый день. Можно взять эксперта со стороны в штат или в партнеры, вы к этому готовы?

По итогам шага 3 в вашем списке останется три-пять ниш.

ШАГ 4. Сужайте и тестируйте ниши

Те ниши, которые остались, переориентируем на более узкие целевые сегменты.  Например, проще продавать услуги по изготовлению упаковки для пиццы сегменту HoReCa(гостиницы, рестораны, кафе), чем услуги по изготовлению любой упаковки всем организациям в городе.

Для каждой ниши у вас должно получиться три-пять подниш. Тестируем их через YandexDirect: по каждой нише запускаем несколько объявлений и считаем количество переходов. Подниши с наибольшим количеством кликов  стоит развивать в первую очередь.

Другие способы теста - «холодный» обзвон или уличный опрос по любой базе данных (Желтые страницы, Интернет) с предложением ваших услуг.

ШАГ 5. Анализируйте перспективы и ресурсы

ДО запуска ниши вам нужно ответить на вопросы.

Раб или хозяин? В нише вы будете работать на бизнес или бизнес будет работать на вас?

Система или товар? Будете просто продавать товар или выстраивать систему сбыта? Создав систему сбыта, сможете продавать любой другой товар?

Минимум и максимум денег? Сколько денег принесет ниша минимум? А максимум? Вам этого хватит?

Как продавать? Как достучаться до вашей аудитории? Через какие точки контакта? А с минимальным бюджетом? А вообще без бюджета? Чем зацепить аудиторию? Что отвечать, когда покупатель позвонит? Как продавать сейчас? А через пять лет?

Сколько денежных потоков у ниши? Сколько покупательских потоков вам может дать ниша? С какими из них работать в первую очередь? Откуда будут поступать денежные потоки?

Сколько и чего вложить? Посчитайте свои минимальные вложения в нишу. И их окупаемость.

Какие риски? Оцените, что вы можете потерять, если бизнес не пойдет. Важно понимать, что даже проигрыш - это не конец, а всего лишь опыт. И на нем жизнь, бизнес, ниши не заканчиваются. Нужно быть готовым что-то терять, чтобы выигрывать.

Практически ответы на вопросы шага 5 - это и есть бизнес-план в первом приближении, «на салфетке».

Ольга Серкова

практикующий маркетолог-консультант, эксперт в области прицельного маркетинга и увеличения продаж, управляющий партнер Агентства «Результат»

фото my-ivanovo.ru

 

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: