Как развиваться региону
Об универсальных возможностях типового российского региона шла речь на майском Ульянов-ском экономическом форуме «Современные тенденции развития региональной экономики».
Доноры или реципиенты?
Организатором регионального «саммита» экономистов, управленцев и политиков выступило Правительство Ульяновской области. Объявив главной целью мероприятия «стремление обозначить и обобщить наиболее эффективные приемы и стратегии развития субъектов Российской Федерации». А за точку отсчета был взят типовой российский регион, каковым, по сути, является Ульяновская область.
«Наше отставание — временный факт, — в который уже раз повторил, открывая пленарное заседание, ульяновский губернатор Сергей Морозов, — оно преодолимо и будет преодолено». И тут же заявил: «Регион может стать локомотивом, если он готов принять на себя эту роль». Основным посылом, развиваемым в выступлениях участников форума, стало утверждение, что каждый регион имеет свою экономическую перспективу. Нужно только суметь ее увидеть, правильно вычленить реальные точки роста и, исходя из этого, определять стратегию регионального развития. Рассчитывая, разумеется, на помощь федерального центра — но «точечную», исключительно адресную.
С точки зрения Главного федерального инспектора по Ульяновской области Георгия Игнатовича, принцип выравнивания экономического развития регионов за счет финансовых «вливаний» из федерального бюджета достиг своего логического предела. При таком подходе лидеры теряют мотивацию к развитию, а у депрессивных областей все сильнее развиваются иждивенческие настроения. Но и ставка на субъекты-доноры тоже чревата серьезными последствиями. Если свободные капиталы и новые проектные мощности будет стягивать только десяток регионов-«локомотивов», если к ним перетечет квалифицированная рабочая сила из других субъектов федерации, то возникает реальная опасность получить региональные зоны кризиса, своего рода социально-экономические «черные дыры».
Поэтому в основе новой концепции региональной политики, разработанной Минэкономразвития РФ, лежат не столько пресловутые межбюджетные отношения, сколько инициативный поиск субъектами федерации путей и источников своего развития, включение региональной экономики в единую систему экономических отношений. Регионам предстоит научиться, защищая свои стратегические и целевые программы на федеральных правительственных комиссиях, не отчитываться о том, что выполнено, а предлагать, что можно реально сделать на паритетных началах. Предстоит научиться работать в рамках рейтингования приоритетов региона.
Пока же словосочетание «региональный рейтинг» ассоциируется, в первую очередь, со статистической вертикалью социально-экономических показателей. В 2004 году в рейтинге ПФО Ульяновская область занимала последнее 14 место. Итоги 2005 года позволили подняться на два пункта вверх, а по показателям первого квартала 2006 года наш регион вышел на десятое место в округе, обойдя Чувашию и Пензенскую область.Однако ульяновский губернатор не перестает заявлять: «Темпы роста не соответствуют нашим амбициозным задачам!». А формулируются эти задачи следующим образом: ежегодный прирост ВРП на 8-9%, ускорение темпов роста в промышленности не менее чем на 10,5%, в сельском хозяйстве — на 11%, в жилищном строительстве — на 30. Достичь этого предполагается, прежде всего, за счет повышения роли регионального стратегического планирования, модернизации региональной экономики, ставки на инновационный путь развития, новых управленческих решений.
Источники роста и ресурсы
Одним из инструментов регионального развития является кластерный подход, который позволяет концентрировать ограниченные ресурсы региона на том или ином приоритетном направлении. Сути этого подхода было посвящено выступление директора регионального направления рейтингового агентства «Эксперт РА» Григория Марченко.
Кластер («гроздь», «сгусток») — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний, объединенных общностью интересов и сферы действия. Исходя из опыта регионов, господин Марченко утверждает, что кластерный подход позволяет оптимально сочетать интересы территорий и предприятий. Кластеры формируют бренд региона, определяют его специализацию и позиционируют на внешние рынки. И, по большому счету, повышают конкурентоспособность субъекта федерации.
Применительно к Ульяновской области пока можно говорить лишь об использовании отдельных элементов кластерного принципа, в основном в отраслевом разрезе. А вот территориальный принцип управления процессами экономического развития региона у нас активно применяется и даже может быть рекомендован в качестве управленческого ноу-хау.
Именно территориальный подход к управлению экономикой и стал основной содержательной частью форума. Еще раз были проговорены главные для Ульяновской области приоритеты: ставка на традиционные отрасли экономики (машиностроение, автомобилестроение, авиастроение), инновационная составляющая в развитии экономики, желание идти по пути международных стандартов. Еще и еще раз прозвучали заявления о позиции партнерства между регионом и его муниципальными образованиями.
Сегодняшняя схема «центр — регионы» применима и к срезу «регион — муниципалитеты». Пока положительную динамику развития Ульяновской области задают лишь пять муниципальных образований: Ульяновск, Димитровград, Барыш, Новоульяновск, Мелекесский и Старомайнский районы. Разрыв между районами области по объему промышленного производства достигает 190 раз, а уровень безработицы варьирует от 1% до 12%. Поэтому и идет речь о стратегии развития региона на основе точек роста муниципальных образований. Главной стратегической задачей 2006 года объявлено ускоренное преодоление отставания. Каждому сегодняшнему барьеру роста предстоит противопоставить источник роста. Скажем, узкой специализации экономики можно противодействовать созданием дополнительных производств, отсутствию территориальных схем развития — созданием системы управления на базе приоритетов, учитывающих условия конкретного муниципального образования. А недостаток собственных средств для развития компенсируется реализацией совместных проектов.
Правительство области приступило к разработке критериев оценки эффективности деятельности органов муниципального управления. И это принципиально важный момент. Элементы индикативного управления территориями, по сути, уже работают. В частности, прописаны они в ряде региональных целевых программ, где обозначены ожидаемые итоги бюджетного финансирования. Задача ближайшего будущего — выстраивание системы индикативного управления, когда будут определены стандарты государственных услуг в здравоохранении, образовании, культуре и т.д., подтверждена их финансовая обеспеченность и разработаны индикаторы, позволяющие контролировать уровень выполнения этих услуг.
За круглым столом
Круг тем, очерченных экономическим форумом, был достаточно широк. В формате круглого стола участникам форума предложили рассмотреть вопросы разработки программы развития территорий на федеральном уровне, реализации 131-го федерального закона, выхода региональной экономики на международный уровень, взаимной заинтересованности региона и крупного бизнеса, универсальных возможностей развития типового российского региона.
Показательно, что из пяти круглых столов самым многочисленным оказался тот, на котором обсуждались практические механизмы 131-го закона. Многие руководители муниципальных образований до сих пор склоняются к мнению, что с безоговорочной реализацией этого закона в Ульяновской области поторопились. Отношение к закону неоднозначно не только в регионах, но и на федеральном уровне, уточнения и поправки вносятся по сей день. И даже звучат заявления, что тотальное «претворение в жизнь» придумок реформаторов в сфере муниципальной политики будет приостановлено.
Однако региональные кураторы этого направления, в принципе, резонно отвечают: начав движение, бессмысленно тормозить на полпути. У нас уже и муниципальные округа «нарезали», и городские и сельские поселения законодательно утвердили, выборы провели, приняли уставы всех муниципальных образований. Только вот щедрой бюджетной помощи, на которую рассчитывали, затевая этот пилотный проект, не видно. А перечень полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями, лишь продолжает расти...
Именно на круглых столах прозвучали ключевые выступления о методологических подходах Мордовии к финансированию проектов развития, татарстанском опыте индикативного планирования, практические рекомендации, как увязать интересы субъекта федерации «по вертикали и горизонтали».
Круглые столы, обсуждающие универсальные возможности развития типового российского региона и территориальный подход к развитию региональной экономики, отличал серьезный научный подход. Важно, что профессиональная среда экономистов наконец почувствовала свою востребованность: к ним обращаются за теоретическими разработками, мотивируют на исследовательскую работу. И интерес региона и научного сообщества здесь, несомненно, взаимен.
Обсуждение же перспектив внешнеэкономического сотрудничества и точек пересечения интересов власти и крупного бизнеса получилось максимально практическим. Сегодня более ста ульяновских предприятий ведут регулярную внешнеэкономическую деятельность. В 2005 году, по предварительным данным, общий объем экспорта превысил 200 млн. рублей, в целом же область экспортирует немногим более 10% от общего объема произведенной продукции. Это, конечно, достаточно скромные показатели. Но самое важное — с кем и чем мы торгуем. Львиную долю ульяновского экспорта традиционно составляют автомобили «УАЗ». Великобритания покупает у нас оборудование для ядерной энергетики, Германия — постельные принадлежности и мебель. А в импорте преобладают реакторы и ядерные котлы, которые возвращают на доработку Германия, Корея, США, Польша и Чехия. Украина продает нам средства наземного транспорта, Беларусь — сельхозтехнику. Солидную долю занимает импорт какао-бобов.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что надо больше внимания уделять более востребованной и конкурентоспособной продукции перерабатывающих отраслей, легпрома, выпуску оборудования, изделий из пластмассы, а также экспорту услуг. Этот последний показатель за пос-леднее время у нас значительно вырос. Причем речь идет не только о традиционных услугах в сфере авто- и авиаперевозок, но и по ряду принципиально новых направлений. Мы наконец-то выходим на международный рынок образовательных услуг, недавно состоялось открытие представительства Ульяновского технического университета в Актюбинске. По самым скромным оценкам, услуги нового центра дистанционного обучения УлГТУ может приносить в год 15-20 млн. рублей.
Казахстан считается одним из стратегических партнеров Ульяновской области, равно как и Беларусь (сразу два представителя этой страны приняли участие в работе круглого стола). Отсутствие таможенных барьеров между нашими странами позволило увеличить объем белорусского импорта в губернию, в прошлом году он превысил 40 млн. долларов.
В Азербайджане создано совместное сборочное производство с УАЗом, где может собираться до тысячи внедорожников в год. А в целом у нашей области складываются продуктивные и динамичные отношения с семью странами СНГ.
В сфере международного сотрудничества с дальним зарубежьем регион в первую очередь делает ставку на Германию, которая является крупнейшим торговым партнером России с оборотом более 20 млрд. долларов. Правительство области надеется на успешную презентацию нашего экспортного и инвестиционного потенциала, которая состоится в ноябре в Берлине, в Минэкономики Германии. Представительная ульяновская делегация посетит Голландию, входящую в четверку стран-инвесторов в российскую экономику.
Запланировано проведение крупной презентации Ульяновской области перед банковским сообществом Люксембурга, где размещено более 180 западноевропейских банков. Подобные мероприятия позволяют не только устанавливать торговые связи, но нередко становятся началом переговоров по привлечению инвестиций в регион. Скажем, проект строительства стекольного завода в Сенгилеевском районе с участием чешских и российских инвесторов родился именно на презентации нашей области в Чешском посольстве.
Ульяновские производители связывают большие надежды на сотрудничество с Турцией и Венгрией. Тщательно прорабатывается и направление на «финском фронте», этой стране интересны достижения ульяновцев в пищевой, химической, деревообрабатывающей отраслях.
Укрепление экономического потенциала региона во многом зависит и от взаимодействия органов власти и представителей крупного бизнеса. Об этом тоже шла речь в формате круглого стола. Власть заявила о полной своей открытости для диалога с крупным бизнесом, но в ответ хотела бы получить взаимное доверие. Укрытие доходов, уход от налогов, зарплата в конвертах — все это не идет на пользу региону. Области необходимы новые рабочие места, расширение налогооблагаемой базы. Поэтому определение взаимных интересов региона и бизнеса, их реализацию в виде конкретных проектов власть видит основой успешного экономического развития нашей области.
Бизнес, в свою очередь, заявил о готовности к конкретному и взаимовыгодному общению с региональной властью, справедливо рассчитывая на защиту интересов инвесторов, создание им благоприятных условий для работы. Руководители крупных предприятий области вели речь о необходимости стимулировать инвестиции в высокие технологии, обрабатывающую промышленность, обратить внимание на то, что производственные фонды в области изношены на 60%, что уже давно не увеличиваются объемы госзаказа. Без решения этих вопросов, считают директора, высоких темпов роста производства не достичь.
Итоги и рекомендации
Форум «Современные тенденции развития региональной экономики» был первым для Ульяновска опытом проведения форума экономического, на котором обсуждался концептуальный подход к решению проблем отдельно взятого российского региона.
Первый — значит во многом пробный. 650 участников — немало. Но и не много. В массе своей это были представители муниципальных образований Ульяновской области, а также предприятий и организаций, выступивших спонсорами мероприятия. Иногородних участников оказалось чуть больше двух десятков: представители Ассоциации «Большая Волга», Федерального агентства водных ресурсов, Минрегионразвития РФ, рейтингового агентства «Эксперт», Института экономики города, гости из Республики Беларусь, Татарстана, Мордовии, Марий-Эл.
— Не чувствовалось ли ревностного отношения со стороны регионов-соседей? — поинтересовались мы уже после форума у нового министра экономики области Людмилы Падилья Сароса.
— Отчасти, — был ответ. — Был элемент настороженности, что всегда случается по отношению к чему-то новому. Такие площадки, как Санкт-Петербургский экономический форум, форумы в Томске, Екатеринбурге, Новосибирске, широко известны и востребованы: люди знают, что, поехав туда, почерпнут для себя что-то новое. Ульяновск в этом плане пока неизвестен.
Но первый шаг сделан. Внимание на себя мы обратили — как регионов-соседей, так и экспертных центров, представителей федеральных структур. Регион открыто заявил о своей экономической и социальной политике: мы действуем на основании наших приоритетов, с позиции партнерства и кластерности. Ульяновская область не просто собирается поддерживать ключевые инвестиционные проекты, а хочет реализовывать их совместно — как с муниципалами, так и с соседними регионами. И приглашает к сотрудничеству.
— Пока, к сожалению, в отношениях между регионами выпадает именно элемент сотрудничества, — говорит Людмила Падилья. — Мы не видим друг друга, мы налаживаем отношения с зарубежными странами, а соседа позиционируем как конкурента в борьбе за федеральные средства. И это неправильно. Кроме того, наш форум был и своего рода обращением региона к федеральному центру: если есть намерение посмотреть на национальную экономику в территориальном разрезе, — услышьте нас, мы предлагаем конкурентоспособные варианты.
Из резолюции форума стоит выделить несколько принципиальных моментов. Региональное и межмуниципальное сотрудничество есть перспективный, но недостаточно используемый механизм реализации проектов развития конкретной территории. И этот недочет надо устранять. Это во-первых. Вторая рекомендация форума — использование целевых программ и проектов в качестве инструмента управления процессами развития. Третий вывод — политика активизации экономического развития должна основываться на сочетании элементов плановой экономики и принципа партнерства на всех уровнях. И касается это, прежде всего, реализации ключевых инвестиционных проектов и привлечения общественности к управлению процессом развития региона.
Есть в резолюции форума и еще один принципиальный момент: на основе разработанных в каждом регионе ПФО долгосрочных стратегий развития необходимо разработать стратегию развития округа до 2025 года.
Организаторы форума рассчитывают, что подобный экономический «саммит» в Ульяновске станет традиционным. Задача следующего форума — перейти к обсуждению ключевых практических вопросов развития региона: будь то встраивание региона в вертикально интегрированные холдинги, новые элементы финансирования проектов развития территорий, участие ключевых предприятий в проектах территориального развития или другие проблемы, требующие регионального и федерального взаимодействия.
На форуме побывали Людмила Ильина, Татьяна Задорожняя, Дмитрий Чуров