Непродовольственные сети: динамика, тенденции, оценки
Валентина Шувалова – директор Межрегионального центра системных исследований и прогнозирования «ПЕРСПЕКТИВА», кандидат философских наук
Развитие городской торговли и розничного товарооборота непродовольственных товаров напрямую зависит от медленного, но неуклонного роста уровня жизни населения и связанной с этим сменой ценностных потребительских ориентаций, структуры потребления, а также моделей покупательского поведения.
Покупательная способность населения
По данным статистики и опросов, в конце 2005-начале 2006 годов в структуре семейных расходов наряду с ростом обязательных платежей (коммунальные, электроэнергия, связь) продолжал наблюдаться абсолютный и относительный рост денежных средств на конечное потребление (80% всех расходов). А ежемесячные среднедушевые потребительские расходы городских семей составляли около 3,5 тыс. рублей. Сохранилась и тенденция выравнивания семейных расходов на продовольственные и непродовольственные товары. За 5 лет расходы на непродовольственные товары увеличились более чем в 5 раз, и в конце 2005 года, по данным статистики, их соотношение с расходами на питание составило 39,4 к 39,9% от всех потребительских расходов. По данным опроса Межрегионального центра «Перспектива» (1-10 апреля 2006 года, 640 респондентов), в прошлом году совокупный денежный расход одной среднестатистической городской семьи на покупку непродовольственных товаров составил от 30,3 до 35,6 тыс. рублей в год в зависимости от уровня доходов (по статистике — 26,3 тыс. руб.).
Это обусловило сохранение установившихся в 2002 году устойчивых тенденций в развитии городского розничного товарооборота (см. «Деловое обозрение», декабрь, 2005):
увеличение в городском товарообороте объемов и удельного веса продаж непродовольственных товаров: в 2005 году соотношение продовольственных и непродовольственных товаров составило 49 к 51%;
неуклонное снижение удельного веса вещевых рынков в общем товарообороте (с 35-37% до 31% за прошедший год) и, соответственно — неуклонное увеличение общего объема продаж в стационарных торговых точках (магазинах) до 69%. Хотя в Засвияжском и Заволжском районах удельный вес вещевых рынков в общем товарообороте остается весьма большим (47 и 38% соответственно).Естественно, все эти тенденции напрямую сказываются на развитии ульяновской городской торговой сети.
Особенности развития городской торговой сети
По данным статистики, численность крупных и средних предприятий торговли и общепита в 2005 году по сравнению с предшествующим годом увеличилась в Ульяновске более чем на 200 торгующих организаций и составила 4824 единицы. По результатам наших исследований локальных рынков в различных сегментах города, наряду с этим в сфере розничной торговли развиваются предприятия малого бизнеса (с числом работающих менее 30 человек, в том числе ИЧП), соотношение которых с крупными и средними в среднем составляет примерно 50:50. С их учетом на территории города функционирует около 9,5 тысяч торговых единиц. Причем более 40% из них сосредоточено в Ленинском районе.
Однако высокие темпы ежегодного прироста числа предприятий торговли и общественного питания, характерные для начала 2000-х годов (12-17%), к 2005 году снизились до 3-5%. Эта тенденция свидетельствует о стабилизации абсолютного числа торгующих организаций и, возможно, о новой тенденции перехода от экстенсивного характера развития торговой сети за счет малых форм и организаций к интенсивному — за счет развития крупно- и среднеформатных торговых объектов и торговых сетей.
По данным статистики, в 2005 году в Ульяновске в целом насчитывалось лишь 32 тыс. кв. м торговых площадей, что практически равно показателям предшествующего года.
По данным наших обследований, только в границах ближайшей зоны центра города расположено около 480 основных торговых объектов и точек. Их концентрация и плотность распределения на небольшой площади примерно в 2 кв. км очень высоки: порядка 90 крупных и средних торгующих организаций и около 250 торговых точек на 1 кв. км.
Из них только 104 можно отнести к средним и крупным торгующим организациям; 20 продовольственных магазинов и маркетов, остальные торговые точки относятся к разным непродовольственным объектам, организациям и сетям. Около 80% расположено в пятиминутной пешеходной доступности от центра, образуя основные торговые коридоры, по которым движутся интенсивные пешеходные и покупательские потоки. С учетом ввода новых крупных объектов совокупная торговая площадь локального рынка центра Ульяновска на начало 2006 года составляла около 24 тыс. кв. м (торговые залы).
Доля непродовольственных магазинов и торговых точек в общем количестве составляет 96%, торговых площадей в общем объеме — 75%, а плотность размещения непродовольственных торговых точек на площадях более чем в 10 раз превышает продовольственные.В функциональной структуре непродовольственных товаров по количеству торгующих единиц свыше 70% составляют торговые точки (отделы, галереи, магазины) одежды, обуви, аксессуаров для взрослых; электроника и товары для детей — от трети до четверти; смежные функции с «ходовыми» товарами — бытовая техника и товары для дома, интерьера — составляют только по 20%. Количество торговых точек с товарами для детей в 10 раз меньше, чем с товарами для взрослых (см. табл. 2, 3).
По общему объему занимаемых площадей в общей функциональной структуре розничной торговли на первом месте — также товары для взрослых (65% всех непродовольственных площадей); на втором — электроника (10%); на третьем — бытовая техника (8%). Товары для детей занимают только 5% площадей, т.е. в 10 раз меньше, чем товары для взрослых. Однако по среднему размеру площадей на одну торговую точку безусловно лидирует бытовая техника — до 100 кв. м в среднем. Самые маленькие площади, как по общему, так и среднему (на 1 торговую точку) количеству квадратных метров, занимают товары для взрослых и товары для детей.
Плотность торговых точек и обеспеченность площадями влияют не только на интенсивность (плотность) посетительских потоков, но и, в определенной степени, на покупательскую активность.
Поток посетителей (посетительский поток) — это целенаправленное движение потенциальных покупателей по торговым зонам, коридорам, объектам, этажам, бутикам и пр. в поиске различных групп и видов товаров. Одни и те же посетители составляют различные потоки по различным функциям и не всегда становятся реальными покупателями конкретного товара в конкретном месте.Поэтому посетительский поток в среднем примерно в 4 раза превышает количество реальных и фактических покупателей: только каждый четвертый посетитель в среднем становится покупателем. Уровень покупательской активности даже в центре города, где ежедневно в торговых точках с разной целью пребывают от 90 до 100 человек, в среднем равен 26,5% от числа посетителей.
Самая высокая интенсивность посетительского потока (количество человек в день) на одну торговую точку и самая высокая плотность посетителей на 1 кв. м торговых площадей по функциям приходится на бытовую технику, электронику и товары для взрослых. Самая низкая — на товары для детей и товары для дома, интерьера (см. табл. 1).
Самый высокий уровень покупательской активности среди посетителей торговых точек: мебель, товары для дома, интерьера (90% покупок из 100 посещений), бытовые товары повседневного спроса, канцтовары, книги, фототовары (50% покупок); самый низкий — бытовая техника (только 4% покупок из 100 посетителей) и товары для детей (около 10%) — см. табл. 2.
Потребительский потенциал и торговые зоны
По количеству семей, ежегодно совершающих покупки предметов длительного пользования, лидируют четыре группы непродовольственных товаров. Первое место приходится на одежду, обувь, аксессуары для взрослых (3/4 семей); второе — на бытовую, электронную технику, товары для детей (более половины семей по каждой группе). Каждая третья семья ежегодно приобретает новую мебель и товары спортивно-оздоровительного назначения, каждая шестая — различные виды личного автотранспорта и запчастей. В среднем по городу около половины семей совершают покупки каждой из основных групп товаров.
Наибольший абсолютный вес в общегородском потребительском потенциале, безусловно, составляют жители средней и дальней от центра зон доступности, хотя наибольший удельный вес «покупающих» семей по лидирующим группам товаров среди жителей ближайшей зоны: их меньше, но покупок совершают больше (см. табл. 3).
В среднем по всем основным группам товаров каждая пятая городская семья совершает покупки в центре города (или 40% всех семей, ежегодно совершающих покупки непродовольственных товаров).
По группам товаров в ближайшей зоне центра города совершают покупки: от 2/3 до 3/4 всех «покупающих» семей — электронная и компьютерная техника; около половины — бытовая техника, кассеты, диски, программное обеспечение и товары спортивно-оздоровительного назначения; 1/3 — одежда, обувь, товары для детей; 1/4 — мебель, товары для дома, интерьера и школьные товары. Таким образом, торговые зоны по одежде и обуви как для взрослых, так и для детей, а также мебели равномерно распределены по районам города; по школьным товарам — сосредоточены в ближайших зонах от мест проживания; по всем остальным группам товаров сконцентрированы в центре города (см. табл. 3).
Несмотря на преобладание экстенсивного характера, высокие темпы развития региональных торговых сетей за последние два года — одна из ведущих тенденций качественных перемен в сфере розничной торговли непродовольственными товарами: расширение существующих, создание новых, развертывание известных российских.