Поездка в Болгар
Нет ничего более увлекательного, чем бродить по руинам веков, думать о бренности жизни, «знать, что только солнце старше»...
Эти ощущения приходят сами собой при осмотре Болгарского историко-архитектурного заповедника, созданного на том месте, где тысячу с лишним лет тому назад была столица первого в Среднем Поволжье государственного образования — Волжско-Камской Болгарии (Булгарии). Дорога от Ульяновска до города Болгар (центр Спасского района Республики Татарстан), где расположен заповедник, проходит по территории Чердаклинского и Старомайнского районов и занимает около двух часов. |
Те, кто впервые оказывается в этих местах, поражаются красоте окружающего ландшафта. Слева — широкий волжский разлив со множеством узких протяженных островков, утопающих в зелени трав и кустарников. Позади них желтовато-белая с зеленым ершиком леса на макушке полоска противоположного обрывистого берега Волги. Прямо перед вами, насколько хватает взгляда, простирается голая степь с разбросанными по ней средневековыми сооружениями из грубо отесанного известняка. Устремленные в небо минареты и купола восточных мавзолеев — как много говорят они о далеком прошлом этой древней земли!
В VIII веке из степных просторов Приазовья пришла в среднее течение Волги многочисленная группа полукочевых племен, названных в русских летописях «серебряными болгарами». К концу Х века кочевники перешли к оседлости, занялись хлебопашеством и торговлей. С принятием ислама в 922 году создали крупное государство, границы которого простирались от Самарской Луки на юге до устья Камы на севере, от реки Барыш на западе до реки Белой на востоке.
«Страна городов», так образно иногда называли Волжскую Болгарию (предполагают, что их было более 60), быстро богатела, играя роль большого базара в среднем течении Волги, где пересекались важные торговые пути из Русских земель, Средней Азии, стран Ближнего Востока и Закавказья. Так продолжалось два столетия. Во время татаро-монгольского нашествия Волжская Болгария была покорена и вошла в состав Золотой Орды, разоренной, в свою очередь, в XIV веке Тамерланом, а в последующее столетие русскими князьями.
Хотя страна была практически стерта с лица земли, но следы этой древней цивилизации можно обнаружить повсюду на территории Татарстана, Ульяновской и Самарской областей. Кое-где сохранившиеся крепостные валы и рвы, а кое-где и остатки фундаментов каменных средневековых зданий, позволяют археологам установить местонахождение некогда цветущих болгарских городов.
Больше других повезло столице Волжской Болгарии — городу Болгар. В 1722 году, проплывая по Волге до Азова, Петр I увидел развалины города, остановился на несколько часов, чтобы их осмотреть. Взбирался на «Большой минарет» высотой 24 метра, откуда руины выглядели особенно впечатляющими. После осмотра руин император повелел казанскому воеводе прислать в Болгар каменщиков и кузнецов для укрепления накренившегося минарета. Этот исторический указ положил начало будущему заповеднику, да и вообще охране памятников старины в нашей стране. Путешествующая по Волге в 1767 году императрица Екатерина II тоже заинтересовалась разрушенным городом. Специально для проезда ее кареты от пристани села Спасское до Болгара местными жителями на протяжении семи верст была вымощена дорога (остатки «царской дороги» кое-где видны и сейчас). По возвращении, в письме к своему другу Вольтеру императрица писала: «Я нашла здесь много каменных зданий и девять минаретов, очень хорошо устроенных. Я прошла к одной из этих развалин, вблизи которой стояло 40 татар. Некоторые были в молитвенном положении. Начальник губернии сказал мне, что место это считается у татар священным».
Екатерина II высоко оценила историческое значение данного архитектурного памятника. Через два года работавшая по ее распоряжению в Поволжье комплексная экспедиция под руководством академика П.С. Палласа посетила Болгар. Академик не только осмотрел развалины, но и зарисовал их, сопроводив рисунки подробными описаниями. По ним, а также по рисункам ученых-историков XIX-ХХ веков, в 1970-е годы при создании архитектурного заповедника удалось восстановить наиболее ценные объекты, время постройки которых археологи определили XIII-XIV веками (золотоордынский период).
Центральное место среди них занимают развалины «Главной Мечети» («Четырехугольник») и «Большой Минарет», восстановленный недавно на месте старого минарета, рухнувшего в 1841 году. |
Почти вплотную к ним стоят «Северный» («Монастырский погреб») и «Восточный» мавзолеи — бывшие усыпальницы болгарской знати. В «Северном» мавзолее ныне находится музей каменных надгробий. Его второе название обусловлено тем, что в начале XVIII века, в связи с миссионерской деятельностью Русской православной церкви среди мусульманского населения края, в Болгаре был открыт Успенский мужской монастырь. Сохранившиеся постройки монахи приспосабливали для своих нужд. Так, в помещении «Северного» мавзолея они хранили вино и продукты, а в «Восточном» мавзолее устроили церковь Святителя Николая Чудотворца.
Чуть в стороне от основных построек находятся «Малый минарет», «Хан-ская усыпальница», развалины «Белой палаты» (бывшая общественная баня) и «Черная палата» («Судная палата») XIV века, сохранившаяся лучше других построек. Названия постройкам, кстати, дал в свое время тоже П.С. Паллас.
Записал он и связанную с «Черной палатой» древнюю татарскую легенду «о несгораемой прекрасной болгарской царевне и двух ее братьях, воспитанных в лесу». Эту легенду приводит В.П. Семенов в книге «Россия». Звучит она примерно так. Во времена приступа Тамерлана к городу болгарский хан Абдуллах с женами и детьми заперся в Судной палате. Тамерлан приказал завалить ее бревнами, облить горючими веществами и зажечь. Сгорели все, кроме одной из дочерей хана, которая спаслась чудесным образом. Враги увидели ее после пожара в белоснежных одеждах на куполе палаты. Удивленный случившимся и пораженный в сердце красотой девушки, Тамерлан предложил ей спуститься вниз. Он ушел из города и увез красавицу с собой, а также ее братьев, прятавшихся в лесу. По другой версии, прежде чем спуститься с купола, хан-ская дочь потребовала у Тамерлана двух резвых коней для своих братьев, а когда братья, вскочив на них, скрылись в лесу, она приняла смерть, бросившись с купола на землю.
Помимо исламских архитектурных памятников, на территории заповедника охраняется и православная каменная Успенская церковь, построенная в деревне Болгар в 1732-1734 годах на средства богатого казанского купца И.А. Михляева. В ней находится один из музеев заповедника. |
Эта православная церковь не единственная в Болгаре. На въезде в город недавно была сооружена церковь во имя Святого Авраамия, которая до того находилась в одном из сел Спасского района и была разобрана в связи с его затоплением при создании Куйбышевского водохранилища. Авраамий был христианским миссионером, в 1229 году он, как пишет Лаврентьевская летопись, за пропаганду христианского учения среди горожан «был замучен магометанами». Его мощи в 1230 году из Болгара были перенесены во Владимир. Часть этих мощей ныне возвращена Авраамовской церкви, и теперь они привлекают в нее сотни паломников.
Болгарским историко-архитектурным заповедником не ограничиваются исторические достопримечательности экскурсионного маршрута.При въезде из Ульяновской области на территорию Татарстана стоит село Танкеевка. Издали в центре села виден пятипрестольный Троицкий храм внушительных размеров. Как пишет казанский историк Е.В. Липаков, он был выстроен во второй половине XIX века на средства местных дворян Блудовых, владевших селом с XVIII века. Храм сделан из красного кирпича в русско-византийском стиле, но издали шатровые крыши и стрельчатые завершения стен придают ему вид готического собора — что очень необычно смотрится в наших местах. Сохранилось предание, что строился он по чертежам знаменитого архитектора Константина Тона (автор проекта храма Христа Спасителя в Москве).
Когда-то на месте Танкеевки находился болгарский город. Археологами при раскопках древних курганов вблизи села было обнаружено около тысячи захоронений доболгарского и раннеболгарского времени. Танкеевские находки пополнили многие археологические коллекции страны.Еще большей известностью пользуется село Три Озера, где, согласно древним источникам, в 922 году в своей летней ставке болгарский царь Алмуш принимал арабское посольство, в состав которого входил знаменитый на востоке писатель и ученый Ахмет Ибн-Фадлан, оставивший подробное описание этого события и самого путешествия. Его книга переведена на многие языки мира и является одним из ценнейших памятников средневековой письменности. К сожалению, от тех давних событий здесь не осталось следа. Только три небольших озера (современные названия: Чистое, Безымянное, Атаманское) в центре села являются их свидетелями.
С XVII века село Три Озера принадлежало дворянам Молоствовым. Как пишет казанская исследовательница С.А. Фролова: «Семья Молоствовых пользовалась большим уважением в Казани и представляла собой ядро старой аристократии, или старожилов Казанской губернии». С XVII века и до революции Молоствовы владели десятком сел и деревень в разных уездах Казанской и сопредельных с ней губерниях. На их деньги в селе еще в первой половине XVIII века была выстроена каменная, в стиле барокко Рождественская церковь, к которой позднее, в эпоху раннего классицизма, была пристроена изящная колокольня. Издали старинный храм кажется стоящим на острове посреди самого большого из местных озер. Вокруг него — остатки старинного парка и каменные надгробные плиты из гранита и мрамора на могилах некогда многочисленного рода Молоствовых.
В историю края вошел В.П. Молоствов, генерал-майор, попечитель Казанского учебного округа, в который входили учебные заведения и Симбирской губернии. Его сын К.В. Молоствов в 1897 году устроил в селе конный завод, прославившийся в России американскими чистокровными скакунами, привезенными хозяином из далекого испанского Толедо.
Остатки крупного болгарского города сохранились и на территории Ульяновской области в приграничном с Татарстаном селе Кокрять. Рядом с селом археологи отметили наличие протяженного земляного вала, якобы существовавшего до татаро-монгольского нашествия. И хотя раскопки здесь не велись, но местные жители во время земляных работ до сих пор находят в земле старинные монеты, кусочки древней керамики, наконечники стрел и другие археологические редкости.
Многим в Заволжье известна Космодемьянская церковь, стоящая в центре этого села. Построена она была в 1814 году в стиле классицизма на средства богатого ставропольского помещика М.М. Наумова и знаменита тем, что является одной из немногих церквей Ульяновской области, которые оставались действующими в годы Советской власти.