Сети наступают
Ульяновский рынок торговых продовольственных сетей переживает настоящий бум. Где еще вчера был невзрачный магазинчик — теперь красивые, современные места продаж.
Как оценивают перспективы рынка ритейла его ведущие игроки?
Конкуренция и рост: разные мнения
По оценкам, в настоящее время в Ульяновске действует порядка 140 продовольственных магазинов, что является весьма высоким показателем для города со среднедушевыми доходами, аналогичными нашим. Доля сетевой торговли растет как за счет увеличения числа магазинов, принадлежащих локальным ульяновским сетям, так и благодаря расширению присутствия на ульяновском рынке целого ряда ведущих российских ритейлеров. Причем при высоком спросе на торговые площади с оптимальными планировочными решениями адекватное предложение практически отсутствует. Имевшийся ресурс, по сути, исчерпан, и выход из ситуации видится в активном строительстве новых торговых центров.
— Гипермаркеты и большие торговые комплексы, отвечающие современным форматам, станут логическим ответом розничной торговли на запросы ульяновских покупателей, — считает генеральный директор компании «Провиант» Алексей Слюсаренко.
А управляющий Сбытовой сети «Пятерочка» в Ульяновске Олег Лебеденко приводит данные о строительстве своих новых магазинов с площадью торгового зала более 1000 кв. м — в рамках инвестиционного проекта, признанного приоритетным для региона.
В целом же на развитие продовольственных сетей влияет как политическая, так и рыночная составляющая. По оценке экспертов, значительный импульс к развитию розничного рынка дала смена региональной и муниципальной исполнительной власти.
— Со сменой курса региональной власти рынок сегодня открыт для всех желающих, — говорит генеральный директор ООО «Фирма «Надежда и К0» Вячеслав Кузнецов. — Созданы равные условия для участников. Наряду с локальными ульяновскими компаниями начинают работать компании национальные и транснациональные.
Второй политический момент — массовая приватизация муниципальной собственности Ульяновска. Обернется она плюсом или минусом, зависит от того, кто в итоге станет собственником торговых помещений.
— Приватизация может наполнить городской бюджет, укрепить положение малого бизнеса и бизнеса местных предпринимателей, если их интересы будут учтены в процессе приватизации, — это мнение управляющего компанией «Гулливер» Александра Сикачины разделяют практически все ульяновские предприниматели, работающие в сфере сетевой торговли.
В «Провианте», в частности, утверждают, что «если собственником торговых площадей станет субъект, не имеющий отношения к розничной торговле и помещения будет сданы в аренду торговым сетям и компаниям, то это увеличит издержки продавцов, что незамедлительно повлияет на цены на товары повседневного спроса». А в «Квартале» и вовсе высказывают опасение, как бы с возможной концентрацией торговых объектов «в одних руках» (что вполне возможно в случае их аукционной продажи) ульяновцам не пришлось «ездить за дешевыми продуктами на периферию города».
К рыночной составляющей сетевого роста эксперты относят большое количество франчайзинговых проектов, приход в Ульяновск крупных торговых операторов «Эльдорадо» и ГК «Виктория» и, конечно же, появление в регионе крупного международного игрока «МЕТРО Кэш энд Керри». При этом оценка конкурентной среды разнится порой кардинально. Так, Олег Лебеденко считает одной из основных тенденций развития потребитель-ского рынка Ульяновска конкуренцию национальных и региональных сетей:
— «Пятерочка», «Магнит», «Товарищ», «Квартал», с одной стороны, и «Симбирка», «Гулливер», «Провиант» — с другой. Если говорить о рынке города, то доля национальных сетей выше: из 114 супермаркетов и универсамов города 26% составляют магазины сети «Пятерочка», 23% — сети «Магнит» и 13% — сети «Товарищ». Это подтверждает факт более динамичного развития магазинов формата дискаунтер, рассчитанных на население с низким и средним уровнем дохода.
Александр Сикачина убежден, что количество продовольственных сетевых магазинов формата супермаркет в Ульяновске достигает предельного значения, жестко обострилась конкуренция за покупателя, многие продовольственные магазины уже сейчас работают на пороге рентабельности. Вячеслав Кузнецов же, напротив, утверждает, что говорить о прямой конкуренции среди сетевых магазинов в Ульяновске пока рано: «Рынок продовольственного ритейла в нашем городе находится на начальном этапе развития». Алексей Слюсаренко также считает, что сектор розничной торговли в Ульяновске далек от насыщения и обладает огромным потенциалом развития.
Бесспорно одно: одной из основных тенденций развития сетевой розницы Ульяновска является уменьшение доли рынка местных предпринимателей. Привлекательность нашего региона для экспансии общероссийских сетей не может не таить опасности для ульяновских игроков.— Местным торговым сетям будет сложно в одиночку выдержать конкуренцию с федеральными гигантами, — считает Алексей Слюсаренко, — поэтому, возможно, нас ожидает объединение, для увеличения конкурентоспособности компании.
Под собственной маркой
Важной тенденцией развития розничной торговли в Ульяновске являются и серьезные инвестиции игроков в развитие своих торговых площадей. Ульяновские магазины становятся все более современными, часто не уступая по дизайну, ассортименту и техническому оснащению столичным. Однако сегодня важен не только товарный ассортимент, но и то, как продается предлагаемый товар и кто является его поставщиком. В перечне современных способов борьбы за покупателя: улучшение торгового сервиса, предоставление дополнительных услуг, собственное производство продуктов, программы лояльности.
И если вопрос с качеством обслуживания можно решить, обучая своих сотрудников, то с ассортиментом дела обстоят сложнее. И особенно — в супермаркетах, претендующих на элитность. У большинства из них похожие поставщики, которые предлагают один и тот же набор продуктов, поэтому привлекать покупателей становится все сложнее. Людей уже не удивить обилием и разнообразием. Покупателей часто привлекает то, что в определенном магазине они могут приобрести товары, которых больше нет нигде.
Не случайно крупные зарубежные и российские сети стали вкладывать средства в создание так называемых privat label — собственных торговых марок. Privat label — перспективное и уже давно применяемое в Европе средство привлечения покупателей. Так, например, в Швейцарии на долю товаров под собственной маркой приходится до 45% торгового предложения. В России это практикуется, например, в «Перекрестках», где около 300 наименований продуктов продается под собственной маркой торговой сети.
Сейчас, когда заканчивается дележ рынков пива, молока, сыра, очень многие небольшие заводы могут оказаться никому не нужными. У них нет необходимых мощностей, чтобы конкурировать с крупными производителями, которые могут предложить сетям товар по более низкой цене. В этой ситуации хороший выход для небольших заводов — производство товаров под марками, принадлежащими торговым сетям. И это одна из новых и ярко выраженных тенденций развития сегодняшнего рынка сетевой торговли.
Рыночная проблематика
По мнению Александра Сикачины, основной проблемой нашего ритейла являются низкие доходы ульяновского покупателя: «Средний чек в Ульяновске втрое меньше московского». Другая проблема — предельная насыщенность города магазинами: «Речь идет о выживаемости, а не о бизнесе и прибыли, зарабатывать две копейки с рубля — вряд ли это можно назвать успешным бизнесом». Еще один минус — недостаток квалифицированных кадров, частично оправданный бурным развитием отрасли.
Вячеслав Кузнецов к числу значимых проблем относит слабо развитую систему логистики распределения товарных потоков у ульяновских товаропроизводителей и дистрибьюторов, в связи с чем не решается задача поставок товаров в сеть по принципу: в нужном объеме — точно в срок. В сети «Квартал» отмечают, что по многим позициям поставщиков качество и ассортимент оставляют желать лучшего.
Алексей Слюсаренко называет еще одну проблему, от которой проигрывают как покупатель, так и торговые сети, — массовое наличие неорганизованных точек уличной торговли, не гарантирующих качества продаваемой продукции: «Справиться с этой проблемой может как правительство, усилив контроль над точками уличной торговли, так и потребитель, который может игнорировать неорганизованные точки, не рисковать здоровьем своим и близких».
А Олег Лебеденко замечает: «Анализ развития сектора торговли показывает продолжение тенденции снижения доли рынков в обороте розничной торговли. Уверен, что стихийные рынки в скором времени не выдержат жесткой конкуренции организованных форм торговли».
Ближайшие перспективы
По оценке экспертов, в ближайшее время на расстановку сил на ульяновском рынке торговых сетей могут повлиять следующие события: открытие центра мелкооптовой торговли «МЕТРО» и ряда крупных местных торгово-развлекательных комплексов, приход операторов формата гипермаркет в продовольственном секторе рынка, обострение и без того жесткой конкуренции, снижение рентабельности бизнеса.
Естественно, что некоторые игроки не выдерживают гонки и уходят из розничного бизнеса (пример — сеть «Семерка»). За их счет укрупняются более эффективные ритейлеры, что есть эволюционное развитие рынка.
Очевидно, что период «свободного плавания», когда компании развивали свои сети, не особо заботясь о коллегах-конкурентах, закончен. На первый план выходит борьба за покупателя. И кто быстрее придумает, как это сделать максимально качественно, получит большую долю клиентов.
«Пятерочка», например, заявляет об изменении качественной составляющей своих магазинов: меняющийся ассортимент будет учитывать пожелания, в том числе более обеспеченного покупателя, будет внедряться новое торговое оборудование и т.д. «Гулливер» говорит о дальнейшем снижении издержек, активном внедрении массовой дисконтной программы и расширении товаров собственного производства. Компания «Провиант» планирует уже в 2006 году закончить строительство супермаркета площадью 4000 кв. м в составе торгового комплекса общей площадью 16000 кв. м и расширить сеть до трех десятков магазинов. А за брендовым именем «МЕТРО» все явственнее звучит еще одно — «Паттерсон». И, думается, не оно последнее.
Дмитрий Ноттов, Мария Мишин
а