Ульяновские дороги: проблема или задача?
Участники круглого стола:
Вячеслав АЛЕКСЕЙЧИК - депутат Законодательного Собрания Ульяновской области
Сергей АНИКИН - зампредседателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Ульяновска
Рашит ГАЙНУЛЛИН - зампредседателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Ульяновска
Вадим ДОЛГАНОВСКИЙ - депутат Ульяновской Городской Думы
Константин ИВАНЕНКО - председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Ульяновска
Сергей ИЛЬИН - частный предприниматель, зампредседателя территориального объединения «Наш город»
Николай СЕРЕЖКИН - дорожник, главный инженер проекта (г. Тольятти)
Олег ЧИЖАКОВСКИЙ - замдиректора МУП «Ульяновскдорремсервис»
Илья ЧИЖИКОВ - технический директор Фабрики Нетканых Материалов (г. Туймазы)
Светлана ЯШНОВА - начальник отдела организации аналитической работы и пропаганды УГИБДД по Ульяновской области
«ДО»: ПОЧЕМУ В НАШЕМ РЕГИОНЕ ТАКИЕ ПЛОХИЕ ДОРОГИ? ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЧТОБЫ УЖЕ СЕЙЧАС УЛУЧШИТЬ СИТУАЦИЮ?
ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЙЧИК:
- С моей точки зрения, в Ульяновске за предыдущие годы вся система поддержания дорог в нормативном состоянии была развалена. Вместе с тем, есть и проблемы, которые нам навязаны, как мне кажется, искусственно. Это проведение конкурсов, сроки их проведения, время выделения денег для проведения этих работ. Недееспособная система! В результате, крайними оказываются те, кто вынужден бросать асфальт в воду или снег, – для того чтобы в срок выполнить договорные обязательства. Надо навести элементарный порядок, сделать систему эксплуатационно пригодной.
НИКОЛАЙ СЕРЕЖКИН:
- Что делает дороги хорошими? Качественное проектирование, полноценная подготовка к строительству, использование хороших материалов, наличие современного оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей и строительства, подготовленность инженерно-технических и рабочих кадров, своевременный контроль за строительством.
Для хорошего проектирования нужно развернутое техническое задание. Проектировщик должен знать, какой будет интенсивность движения на конец срока службы дороги, как она будет прирастать по годам, каким будет состав движения и много чего еще. Подготовка к строительству. На Западе она занимает 70% всего времени строительства. У нас конкурсная документация зачастую требует немедленного начала строительных работ после проведения торгов. У подрядчиков не остается времени на изучение документации, составление проекта производства работ, подбор и получение необходимых стройматериалов.
В условиях, когда средства на строительство дорог выделяются в конце лета, а то и осенью, торги в текущем году необходимо проводить на работы следующего года. Это позволит подрядчикам как следует подготовиться к строительству и провести работы качественно.
Сегодня подрядчики в принципе лишены возможности использовать для строительства качественные материалы. По Федеральному закону № 94 победителем торгов на строительство или ремонт дорог становится организация, которая возьмется строить объект за максимально низкую цену. Борющиеся за получение подряда организации вынуждены соглашаться на строительство объекта за нереально низкие цены. Стоимость строительства иногда уменьшается в разы. В итоге подрядчик использует самые дешевые, а значит, наименее качественные материалы. Слои асфальтобетона делаются тоньше, в самом асфальтобетоне отсутствуют необходимые компоненты, не выполняются все технологические операции.
Победителем торгов должна признаваться организация, которая имеет лучшее оборудование, более обученные кадры и сможет выполнить работы качественнее остальных.
Из-за уменьшения на торгах стоимости строительства подрядные организации остаются без прибыли и, следовательно, не могут приобрести себе современное оборудование. Из-за того, что дорожные организации бедствуют, из них уходят лучшие специалисты с профильным образованием. Необходимо привлекать в город специалистов-дорожников, оплачивать обучение студентам, согласным работать в Ульяновске.
Еще хуже обстоят дела в дорожной отрасли с рабочими. Большинство из них каждой осенью увольняют из-за отсутствия работы зимой. С началом строительного сезона на работу принимают уже других, необученных, которые не способны работать качественно.
Каким может быть выход из этой ситуации? Во-первых, дорожные организации не следует загонять в финансовый тупик. У них должны быть средства для содержания своих работников, повышения их квалификации, содержания строительных лабораторий, создания служб технолога. Во-вторых, необходимо заключать со строительной организацией, построившей объект, договор на его содержание. В выигрыше окажутся все. Дорожная организация сможет обеспечить работой своих работников в зимний период, а город получит больший срок службы дорог.
И, наконец, контроль за строительством. Спасением ситуации может быть использование заказчиком независимой лаборатории.
РАШИТ ГАЙНУЛЛИН:
- Наш комитет уже подписал соглашение с независимой лабораторией при Департаменте автомобильных дорог Ульяновской области, она сертифицирована, аккредитована, лицензирована.
Рашит Гайнуллин |
Олег Чижаковский |
Сергей Ильин |
КОНСТАНТИН ИВАНЕНКО:
- Плохое состояние дорог – это проблема не только нашего города, области, но и в целом всех регионов России. И кроется она, прежде всего, в отсутствии должного финансирования. Согласно Постановлению Правительства РФ «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета», у каждой дороги существует свой текущий ремонтный цикл – от четырех до шести лет, и капитальный – от десяти до 12 лет. Нетрудно посчитать, что в области мы должны ежегодно капитально ремонтировать по 450 км дорог, в Ульяновске – по 100 км. Но в большинстве регионов эти нормативы соблюдаются не более чем на треть. В нашем городе фактическое финансирование только содержания дорог составляет 27% от требуемого. Соответственно, межремонтные сроки не соблюдаются.
Но ситуация все-таки улучшается. В 2008-2009 годах на ремонт ульяновских дорог выделялось не более 80 млн. рублей, в 2010 году эта сумма увеличилась до 500 млн. рублей, в 2011-м – до 1 млрд. 100 млн. А в идеале, мы рассчитали, на эти цели необходимо порядка 10 млрд. рублей!
Но финансы – лишь одна из составляющих успеха. Есть вопросы технологии и качества производства работ, их своевременности. Задача городских дорожников – в условиях ограниченного финансирования за счет применения новых технологий, повышения качества работ, закупки импортной техники обеспечить максимальную отдачу от небольших денег, которые вкладываются в улично-дорожную сеть.
ОЛЕГ ЧИЖАКОВСКИЙ:
- Уже подписаны контракты на закупку современной техники иностранного производства, которая будет использоваться при строительстве дорог в Ульяновске. Основной костяк коллектива в нашем многопрофильном предприятии сохранился, но в связи с тем, что финансирование в этом году будет как никогда большое, конечно же, нам нужно будет часть людей набрать. Так что есть над чем работать.
РАШИТ ГАЙНУЛЛИН:
- В эту зиму снега выпало в два-три раза больше нормы, при подготовке документации к торгам такого никто не ожидал. Тем не менее, основной подрядчик, выполняющий работы по зимнему содержанию дорог, содержит дороги первой-второй категории в проезжем безопасном состоянии. Закупается дополнительная снегоуборочная техника – снегоплавильные машины, мощные роторы, тракторы. В этом году сложилась чрезвычайная ситуация по поводу мест складирования снега. Определенные три места уже заполнены…
ВАДИМ ДОЛГАНОВСКИЙ:
- Я являюсь председателем комиссии фракции «Единая Россия», которая была специально создана для контроля за развитием и сохранностью автомобильных дорог. Часто хожу по дорогам, смотрю, как их делают, в частности, работники муниципального унитарного предприятия, и мне не то что плакать – кричать хочется! Считаю, что наши проблемы не в том, сколько денег на это выделяется, а в том, каким образом организован процесс производства работ, кто там работает – профессионалы или дилетанты, как они катают асфальт – снизу вверх или сверху вниз, сколько над сеткой асфальта – три сантиметра или пять, как положено. От всего этого зависит, вылетит он за зиму или нет. И самое страшное, что за брак никто еще ни разу по-серьезному не ответил! Пока мы не научимся смотреть за производством работ, соблюдается ли технология, ничего хорошего не будет.
«ДО»: ГРОЗИТ ЛИ ОБЛАСТНОМУ ЦЕНТРУ ДОРОЖНЫЙ КОЛЛАПС? КАК СПАСТИ УЛЬЯНОВСК ОТ ПРОБОК?
РАШИТ ГАЙНУЛЛИН:
- За год количество автотранспорта в Ульяновске увеличивается на 5-7% – количество дорог, их состояние не успевает за этим процессом. Нормативным документом определено, что площадь под дорогами должна занимать не менее 20% от площади города. В Ульяновске это реализовано только в Новом городе, поэтому там практически нет пробок. Для того чтобы исключить такое явление, как пробки, нужно строить дороги, развязки – в других городах их много. Нужно срочно строить развязку на Пушкаревском кольце, на пересечении улиц Шолмова и Промышленной…
Наш комитет вместе с региональным министерством транспорта подготовил ряд первоочередных мероприятий по ликвидации заторовых ситуаций. Среди них есть малозатратные – установка дорожных знаков, изменение режима работы светофоров, а есть и с капитальными вложениями, которые будут осуществляться и в 2011 году. Например, устройство заездных «карманов» на остановках, которые способствовали бы заезду маршрутных такси, автобусов, чтобы они не мешали другим участникам движения. У нас таких карманов очень мало!
Предполагается в этом году продолжить локальное расширение дорог (например, на улице Кирова будет трехполосное движение), организовать дополнительные надземные, подземные пешеходные переходы и т.д. Мероприятия по увеличению пропускной способности автомобильных дорог запланированы в рамках муниципальной целевой программы «Городские дороги на 2010-2012 годы», на ее финансирование выделено порядка 800 млн. рублей.
«ДО»: ПЛОХИЕ ДОРОГИ – НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ИЛИ ПРОБЛЕМА С «РЕГИОНАЛЬНЫМ УКЛОНОМ»?
ИЛЬЯ ЧИЖИКОВ:
- Наша фабрика производит геосетки, георешетки, геоткани, повышающие эксплуатационную способность дорожного полотна, увеличивающие межремонтные сроки. У нас был опыт по строительству дорог по всей России, и мы сталкивались с большой проблемой по всем регионам – это качество строительства. Как бы хорошо ни были изложены регламенты по монтажу, как бы они ни были серьезно доведены до заказчика и подрядчика, приходится каждую поставку наших материалов на объект сопровождать со специалистом от фабрики, который объясняет строителям, как нужно правильно укладывать эти материалы. Мастер порой не знает самые простые операции! Решением этой проблемы нужно заниматься серьезно: какие бы инвестиции ни вливались в дорожное строительство, их можно всегда загубить непрофессионализмом исполнителей. У меня был опыт работы с крупной зарубежной нефтяной компанией, которая строила дороги в России на болотах. Наши иностранные заказчики наделяли инженеров по контролю качества огромными полномочиями – вплоть до прекращения стройки в случае небольшого нарушения технологии. И «супервайзеры» технического контроля стояли над душой у строителей круглые сутки, смотрели, как они кладут геоткань, песок, щебень, отсыпают грунт и т.д. В результате дорога получилась – лучшая в тех местах.
КОНСТАНТИН ИВАНЕНКО:
- Нам импонирует предложение о том, что заказчикам нужно активнее привлекать супервайзеров – поставщиков основных элементов для строительства дорог, для осуществления тотального контроля. Этот опыт можно внедрить в Ульяновске.
«ДО»: ПЛОХИЕ ДОРОГИ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРОБКИ, НО ЕЩЕ И УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ. ЗДОРОВЬЮ, ЖИЗНИ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ…
СВЕТЛАНА ЯШНОВА:
- Если взять статистику, то в прошлом году по сравнению с 2009-м в Ульяновской области более чем в два раза возросло количество ДТП с механическими повреждениями. И произошли они в большей мере из-за неудовлетворительных дорожных условий, в основном в городе. На трассах неблагоприятные дорожные условия – также нередкое явление. Как пример, можно привести аварию, которая произошла в январе в Чердаклинском районе. Зимняя дорога обманчива, водителю иномарки показалось, что участок дороги чистый, и он пошел на обгон, попал на заснеженный участок, и произошло лобовое столкновение с «КамАЗом»… Грузовик потерял управление, протащил иномарку через всю проезжую часть и полностью накрыл ее собой. Все, кто находились в легковом автомобиле, погибли…
И таких аварий с серьезными последствиями в этом году уже немало. С 1 декабря не было еще дня, чтобы у нас было зарегистрировано менее ста ДТП с механическими повреждениями. Машины не могут элементарно разъехаться, их выбрасывает из колеи…
СЕРГЕЙ ИЛЬИН:
- Водители общественного транспорта работают по 12 часов в день, в экстремальных, не побоюсь этого слова, дорожных условиях. На многих участках дорог, в том числе в центре города, дороги не чистятся неделями! Плюс специфика самого города: если в Заволжье хоть какие-то широкие дороги, то в правобережье улицы гораздо уже, развязок не хватает, транспорту не разъехаться. Но причина не только в этом. Мы неоднократно докладывали, что корень дорожных проблем кроется в том, что дорожные службы после того, как прошли сильные снегопады, мягко говоря, занимаются показухой! Комбинированно-дорожная машина сверху скидывает снег и сталкивает его на обочину, не более того. А там колея. И какой бы хороший водитель ни был, какого бы класса ни была машина, хоть полноприводный «мерседес», ее в любой момент может выкинуть.
Можно посетовать и насчет ГИБДД – если происходит какое-то ДТП, то инспектор приезжает через час-два, а то и через 12 часов. С другой стороны, как их винить: сотрудников не хватает…
СВЕТЛАНА ЯШНОВА:
- У нас в регионе количество инспекторов ДПС составляет всего лишь 38% от нормы. И ни для кого не секрет, что личный состав в этом году будет уменьшен на 10% и на столько же – в будущем году. Плюс если будут открыты два поста на Волжском мосту – туда уходит взвод! Поэтому как будем оформлять ДТП, кто будет регулировать дорожно-транспортное движение в городе в будущем – большой вопрос! Мы неоднократно выходили в ЗСО с предложением: принимайте законы на местном уровне, сами присылали свои предложения. Например, с 22 часов до 6.00 в зимнее время запретить остановку транспортных средств на проезжей части. Или почему бы движение маршрутных такси не ограничить первой полосой? К сожалению, ни одно из наших предложений не прошло.
СЕРГЕЙ АНИКИН:
- Сегодня мы с вами обсуждаем действительно очень сложную проблему, которая копилась десятилетиями, и только с весны прошлого года город «проснулся»! Мы за короткий промежуток времени провели огромную работу и по ремонту дорог, и по вопросам безопасности движения. Никогда такого не было – это я вам как бывший сотрудник ГАИ говорю. В 2011 году сумма, которая будет потрачена на вопросы безопасности движения, увеличена в три раза (в прошлом году она составляла 40 млн. рублей). Да, нельзя сразу решить все вопросы. Но у городских властей есть понимание, что это необходимая работа.
«ДО»: КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПЫТ ДРУГИХ РЕГИОНОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ПРОБЛЕМ?
КОНСТАНТИН ИВАНЕНКО:
- В рамках изучения опыта Самары мы запланировали создание первого этапа интеллектуальной транспортной системы. Она предполагает установку видеокамер, которые позволяют покрыть все проблемные перекрестки для оперативного контроля текущей дорожной обстановки, пробок, работы общественного транспорта. Мы в режиме он-лайн в сети Интернет будем отслеживать и ход ремонтных работ дорог. В этом году в Ульяновске будет развернута сеть с не менее 60 видеокамерами. В Самаре их 35.
СЕРГЕЙ ИЛЬИН:
- Мы познакомились с опытом новосибирских коллег. Там, когда выполняются конкурсные заявки, без участия объединения перевозчиков не принимается ни одна дорога, ни один мост. В Сибири качество строительства дорог за последнее время улучшилось в разы!