€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Ульяновский авторынок. Только вперед?
Фото: bm.img.com.ua
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ПАДЕНИЕ
Автомобильный отечественный рынок чутко реагирует на кризисную «турбулентность» в экономике, и данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) это наглядно демонстрируют. Падение продаж новых автомобилей наблюдается четвертый год подряд: в 2013 году продажи сократились на 5%, в 2014-м – на 10,3%, в 2015-м – на целых 35,7%, в 2016-м – на 11%. Эксперты отмечают, что темпы падения в прошлом году снизились втрое благодаря программам господдержки и отложенному спросу. Кто-то осторожно говорил об улучшении ситуации в российской экономике.
По данным аналитиков, сильнее всего за эти четыре года «просел» сегмент новых иномарок. По сравнению с 2012 годом, на который пришелся пик продаж за последние девять лет (2,225 млн штук), показатель 2016 года сократился более чем в два раза. В прошлом году наибольшее падение продаж наблюдалось у таких марок, как Chevrolet, Mitsubishi и Nissan, вместе с тем выросли продажи марок Ford, Lexus, Jaguar, Cadillac и BMW.
Всего же продажи новых иномарок в России в 2016 году, по сравнению с 2015-м, сократились на 14,5% и составили 1,053 млн штук.
– Экономический кризис продолжает влиять на покупательную способность россиян, но автомобили премиум-сегмента пока стабильно пользуются популярностью, а автомобили среднего класса и малых классов продолжают приобретать, в том числе и в кредит, – рассказал «ДО» руководитель управления маркетинговых исследований и анализа «АльфаСтрахование» Александр Лильп.
– Ульяновцы, как и большинство жителей других регионов, выбирают более дорогие бренды с зарекомендовавшим себя качеством и надежностью. Отдают предпочтение насыщенным комплектациям, – добавляет начальник отдела продаж «Тойота Центр – Ульяновск» Алексей Литвинов. – Важный момент – высокая остаточная стоимость на рынке, она превращает автомобиль практически в инвестиции. И, конечно, здесь равных Toyota просто нет. По данным агентства «Автостат», мы получили восемь наград в этом году в номинации инвестиционно привлекательных автомобилей – это абсолютный рекорд.
По итогам 2016 года в России был продан 1 425 791 автомобиль, что на 176 319 штук, или 11%, меньше, чем было годом ранее
НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО
В родных пенатах ситуация на автомобильном рынке достаточно неплохая. По данным ульяновского ГИБДД, в 2016 году в Ульяновской области было зарегистрировано 10 764 новых автомобиля. В 2015-м этот показатель составил 10551. Рост – 2,02 %. В целом по стране – падение, а у нас – рост!
– По нашим данным, автомобильный рынок Ульяновской области в 2016 году, по сравнению с предыдущим годом, прирос на 2,5%, – утверждает директор по продажам компании «Авторай» Игорь Бурылин. – Это говорит о том, что ульяновские автомобильные компании смогли найти пути решения проблем в сложных условиях и сработать в 2016 году с положительной динамикой. Что касается нашей компании, то «Авторай» уже имеет опыт работы в кризисных ситуациях, когда на фоне падающего рынка мы достигли значительного роста, независимо от того, улучшилось или ухудшилось положение наших брендов в общероссийском масштабе. Так, в 2015 году доля рынка компании составила 35,7%, для сравнения – в 2014-м она была 29,7%. Этот показатель по итогам 2016 года составляет 38,1%. Таким образом, в современных экономических условиях «Авторай» укрепил свое лидерство на ав- томобильном рынке региона.
– Тенденция автомобильного рынка Ульяновска – только на увеличение объемов продаж в регионе, – говорит Алексей Литвинов. – Жаль, что кризис плачевно отразился на большом количестве брендов, представленных в городе: увы, не выдержав конкуренции и текущих условий, многие автосалоны закрылись.
По данным ульяновского ГИБДД, в 2016 году в Ульяновской области было зарегистрировано 10 764 новых автомобиля. В 2015-м этот показатель составил 10 551. Рост – 2,02%
РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!
В отличие от российского авторынка мировые продажи легковых машин демонстрируют положительную динамику в течение последних пяти лет. Лидерами мирового авторынка по итогам прошлого года, по данным focus2move, стали Volkswagen, Toyota, корейские Hyundai и Kia. Альянс Renault-Nissan, контролирующий российский АвтоВАЗ, продал 8,5 млн автомобилей (+6,2%).
В нашей стране рост продаж новых авто российского производства куда скромнее: в 2016 году – всего на 0,5% по сравнению с прошлым годом (371 тыс. штук против 369 тыс. годом ранее). Одна пятая всех продаж новых автомобилей в 2016 году в стране пришлась на автомобили, выпущенные АвтоВАЗом: это лучше показателей 2015 года. Пик продаж как российских, так и иностранных авто был в декабре.
В Ульяновске автомобили LADA продолжают оставаться самыми востребованными у автолюбителей.
– Лидерами ульяновского рынка являются LADA и KIA. Доля нашей компании в продажах дилеров LADA в Улья- новской области в 2016 году составила 48,6%, – говорит Игорь Бурылин. – Это связано с более активным продвижением со стороны дистрибьютора по всем каналам рекламы, а также с выходом новых долгожданных моделей – LADA Vesta и LADA XRAY.
НЕ ЗАТОРМОЗИТЬ БЫ…
В 2017 году эксперты ожидают падения продаж мирового рынка автомобилей. Так, Объединение немецкой автомобильной промышленности прогнозирует снижение на уровне 8%.
Каким будет 2017 год для авторынка России? Сложно сказать. В Ассоциации европейского бизнеса говорят об имеющемся потенциале, однако замечают, что «рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна». Оптимизма не добавляет сегодняшняя экономическая ситуация – доходы снижаются, цены растут. И, как отмечают эксперты, потребительские настроения довольно «вялые»: за последние два года российские автомобилисты, перейдя в «режим экономии», увеличили срок владения «железным конем» и в ближайшее время массово не побегут в автосалоны за новыми машинами.
Аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC) считают, что в 2017 году в стране будет продано около 1,4 миллиона автомобилей, при этом объемы сбыта отечественных автопроизводителей на внутреннем рынке вырастут на 6%.
Прогноз «Автостата» – рост россий- ского авторынка в 2017 году может соста- вить около 5%. Ремарка – рынок доста- точно волатильный, и если будут резкие движения в экономике, то, возможно, его восстановление пойдет быстрее.
В Toyota считают, что объем рынка в 2017 году останется на уровне 2016 года.
– Российский автомобильный рынок остается одним из приоритетных рынков для Toyota, и мы рассматриваем его как перспективный, – говорит ведущий специалист по связям с общественностью компании Наталья Астафьева.
– В современных условиях занятие прогнозированием переходит из формата спорного к формату бессмысленного: слишком много косвенных факторов, которые влияют и на авторынок, и на российскую экономику в целом, – утверждает Игорь Бурылин. – На мой взгляд, самое главное – автомобильный рынок миновал дно. Мы находимся на ступени, когда рынок перестал стагнировать в отрицательной плоскости, а находится на какой-то нулевой ступени. Если оценивать российский рынок продаж с точки зрения его динамики предыдущих лет, то получается картина, когда есть резкие взлеты и есть резкие падения. И всегда за падением следует взлет. Однозначно, есть желание и вера, что после текущей ситуации динамика будет позитивная.
Эксперты утверждают, что в 2017 году главным фактором при выборе автомобиля ульяновскими автомобилистами по-прежнему будет его стоимость. Самыми популярными останутся автомобили В-класса, и лидеры, скорее всего, не изменятся. Судя по всему, наиболее высокие продажи будут у марок альянса Авто- ВАЗ-Renault-Nissan, а также KIA, Hyundai, Volkswagen. Хорошие перспективы в регионе и у Toyota.
– Конечно, сохранят и упрочат позиции бренды-лидеры, – говорит начальник отдела продаж «Тойота Центр - Ульяновск» Алексей Литвинов. – Мы уверены, что качественные и надежные автомобили будут удерживать свои позиции всегда, это подтверждается рейтингами, наградами и, прежде всего, любовью покупателей. А мы, в свою очередь, не меняя курса, ежедневно работаем для того, чтобы наши клиенты были довольны как надежной выгодной покупкой, так и высококачественным обслуживанием. Поэтому продолжим инвестировать в сотрудников, в повышение их профессионализма.
Материалы по теме: