€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Обучение как инструмент развития. Новые реалии
Фото: pixabay.com
Пусть меня научат
Рынок отечественного бизнес-образования сравнительно молод – ему всего четверть века. Раньше как было? Люди учились до начала профессиональной карьеры, потом лишь повышали квалификацию. А теперь мы можем учиться всю жизнь, до глубокой старости.
- Появилось больше возможностей (в том числе и технических, таких как дистанционное обучение) и соответствующей информации, изменилось отношение людей, их восприятие себя, как обладающих свободой выбора и возможностями постоянно открывать новое, - объясняет ульяновский психолог Инна Семикашева. - В этом смысле показательно стремление взрослых людей, уже состоявшихся в одном роде деятельности, получать второе, третье образование, или переучиваться в рамках профессии, или просто осваивать новые умения, проходя семинары, мастер-классы и т.д.
- Бизнес-образование по-прежнему предполагает систематизацию управленческих моделей, методов, инструментов, которые необходимы для принятия эффективных решений, - подчеркивает руководитель программы МВА УлГУ Татьяна Иванова. - Менеджмент не стоит на месте, он активно реагирует на новые вызовы. Появляющиеся лучшие практики или бенчмаркинг, дают возможность не потерять коммерческий успех.
Отметим еще одну категорию обучающихся взрослых - те, кто стремится к самосовершенствованию, желают раскрыть потенциал - для успешности бизнеса и/или для личностного развития. Эти люди становятся клиентами коучей.
Президент ICF Russia Chupter и эксперт в построении культуры коучинга в организациях Елена Челокиди приводит результаты исследования ICF и HCI: 62% компаний с сильной коучинговой культурой отмечают высокую вовлеченность персонала, 51% компаний, которые применяют коучинг системно, сообщают о более высоком уровне годового дохода в сравнении со среднеотраслевым.
Направление коучинга в Ульяновской области представлено серьезно. Да и в целом, региональный рынок бизнес-образования за последние годы вырос – как в качественном, так и в количественном отношении; эксперты даже говорят о его перенасыщенности.
- На такой небольшой город достаточно одной-двух школ МВА, у нас четыре, да еще при возможности обучаться дистанционно в столичных вузах, - уверена директор Высшей школы менеджмента УлГТУ Лариса Воронина. - Поэтому в такой высококонкурентной среде необходимо не только обеспечить качество подготовки и развитие новых форм обучения, но и формирование уникальной корпоративной культуры бизнес-школы, ядром которой являются базовые ценности, оказывающие в ходе
обучения большое влияние на формирование личностных компетенций современного менеджера.
2014 год ознаменовался очередной экономической турбулентностью. Существует расхожее мнение, что кризис – лучшее время для учебы. На практике это не совсем так. Ульяновские компании сосредоточились на выживании, многие урезали расходы на образование. В 2015 году ситуация начала меняться, бизнес немного оживился и потянулся к знаниям.
По оценкам аналитиков, рынок бизнес-образования в стране оценивается в 360–400 млн долларов.
- 2016 год для Центра бизнес-образования УлГТУ ознаменовался еще большим ростом числа слушателей на программе МВА, - рассказала директор ЦБО УлГТУ, руководитель программы МВА Елена Волкова. – Бизнес стал осознавать, что без современных инструментов менеджмента не выйти на высокие конкурентные позиции. Кроме того, в регионе развиваются и открываются новые зарубежные компании, которые требуют высококвалифицированный управленческий персонал.
The Show Must Go On
Главные тренды на отечественном рынке образования для взрослых сегодня таковы: резко обострилась конкуренция среди бизнес-школ, организаторов тренингов; в кризис возрос спрос на короткие образовательные программы; слушатели чаще приходят в бизнес-школы в поисках смыслов и поддержки единомышленников; развивается дистанционное образование и онлайн-модели. Ульяновский рынок не слишком отличается от российского.
Директор ульяновской Бизнес Академии "СМАРТ ТИМ", сети бизнес-школ "ТОП -ТОП МЕНЕДЖЕР", бизнес-коуч, член ICF Ирина Сальникова, недавно побывавшая на конференции HR&Trainings EXPO и слете бизнес-тренеров ICBT, отметила: «Один из трендов современного бизнес-образования – геймификация, использование игровых механик в неигровых ситуациях. Например, адаптация и обучение может проходить в формате квеста, где нужно пройти каждую службу компании, выполнить задание, заработать баллы и получить дополнительный бонус! За счет соревновательного эффекта достигается бОльшее вовлечение в обучении, бОльшая мотивация, а значит и бОльший результат. И такой формат нравится не только поколению Y, геймификация увлекает сотрудников
разных возрастов».
Эксперты отмечают еще одну примету времени - коучинговый подход в обучении, а также активное использование online технологий.
- Информационная экономика внесла свой акцент в бизнес-образование, - рассказывает Татьяна Иванова. - Если раньше мы ориентировались на традиционные формы обучения: лекции, интерактивные занятия с обсуждением практических задач, тренинги, деловые игры, то сегодня большой объем занимает обучение – консалтинг. Бизнесмен хочет выйти из стен нашей Академии с готовым решением проблемы предприятия. Мы практикуем вебинары, on-line обсуждения с ведущими бизнес-консультантами России и европейских стран.
- Большую популярность завоевывают смешанные формы обучения – Blended Learning, - говорит г-жа Сальникова. - Это включение в очные программы обучения вебинаров, общения в социальных сетях, изучение видеоматериалов и тестирование на внутрикорпоративных образовательных платформах. Это продиктовано все большей скоростью изменений: учиться тоже нужно быстро и постоянно. Еще один тренд, который только начинает зарождаться – обучение эмоциональному интеллекту, навыкам публичных выступлений, коммуникации и работе в команде, финансовой грамотности и раскрытию лидерского потенциала со школьной скамьи.
- Тренд последних двух лет – появление большого количества шоу-тренингов, задача которых не научить, а дать эмоциональный толчок, поддержку участникам. Оно и понятно: в непростых кризисных условиях предпринимателям нужны позитивные эмоции, - продолжает эксперт по продажам «тяжелых» продуктов, бизнес-тренер Андрей Дуров. - Это пройдет, как только люди поймут на собственном опыте, что польза от таких тренингов заключена лишь в 3 – 4 днях эйфории и повышенной работоспособности. Долговременную же мотивацию могут дать только внутренние ресурсы, которые, как и навыки (продаж, влияния на людей, управления и т.п.) нарабатываются с помощью методологически правильно построенных периодически повторяющихся практических тренингов в группах по 15-20 человек.
Руководитель консалтинговой компании «РАЗВИТИЕ» Александр Макаров отмечает «клиповость и образность получения и потребления информации людьми, когда фото и видео победили тексты».
1 рубль, вложенный в знания, дает на 10% прибыли больше, чем 1 рубль, вложенный
в материальные активы
- Вот так умеет работать с информацией современный потребитель - тонким слоем по тарелке, широко и мелко, - утверждает «старожил» ульяновского рынка бизнес-образования. - И этот тренд стоит учитывать. Потому что стоит нетривиальная задача научить глубоким и серьезным вещам методами условного детского сада. Второй тренд - переход обучения в телефон, в электронные игровые сервисы.
Навык или «волшебная пилюля»?
Главные потребители рынка бизнес-образования Ульяновской области – люди, образно говоря «понюхавшие пороха». Чему их можно научить? Чего ждут топ-менеджеры, собственники бизнеса от образовательных программ для практиков?
- Волшебной пилюли! – утверждает учредитель ульяновской мебельной компании «ФОРТ», куратор проекта Бизнес Молодость Александр Синеркин. – А еще - чтобы в очередной раз убедиться в том, что они сделали все, что могли и благополучно тонут, как все. Ну и 10% адекватных предпринимателей воспринимают курсы, бизнес-семинары, образовательные программы, как часть жизни, постоянную возможность развиваться, учиться у более успешных, общаться с единомышленниками. Да чтобы мозг не засох, в конце концов! Без образования вас мало того сметут с рынка, вы превратитесь в самодура с ограниченным взглядом, самодовольного мелкопоместного мещанина.
- Главные запросы со стороны работодателей сегодня – «обучите менеджеров коммуникациям!» - рассказывает научный руководитель АНО ОДПО «Корпоративный университет Ульяновской области» Татьяна Люлькина. - В условиях постоянных изменений важна способность быстро договариваться с людьми, принимать решения интерактивно в совместных обсуждениях. А для этого необходимо умение слышать, слушать и услышать. Но вот проблема - эффективная коммуникация, сотрудничество не являются простыми и естественными для человека, это требует времени, усилий, в том числе, по преодолению барьеров в плане иерархии, статуса и знаний. Естественное желание человека - избегать конфликтов. А спорить надо! В споре рождается истина. И умение лидера договориться с разными людьми, носителями разных навыков и компетенций, вносит хороший вклад в результаты командной работы.
- Наряду с желанием получить систему знаний и навыков при обучении на длинных программах, слушатели сегодня хотят получить ответы на конкретные вопросы, например, как торговать с Китаем? – добавляет Лариса Воронина. - И сегодня по-другому формируются группы на зарубежные стажировки. Если раньше соглашались с предложением зарубежных партнеров, то теперь программы стажировки составляются под запросы российских предпринимателей.
- Клиенты - они же разные. Подавляющему большинству хватает сходить разок-другой на «концерты» широко рекламируемых «экспертов мирового уровня», которые гастролируют по городам и весям. Это - элемент статуса, аналогично посещению концерта Хора Турецкого или Стаса Михайлова, - уверен Александр Макаров. - Гораздо меньше тех, кто ставит перед собой и исполнителем конкретные задачи и ищет конкретные темы.
Еще меньше тех, кто строит у себя в компании систему кадрового резерва.
- Главное, что хотели бы получить наши клиенты – это развитие и формирование компетенций управленца, приобретение на продвинутом уровне новых знаний о менеджменте, формирование способности к управлению в условиях высокой неопределенности среды, умения мотивировать свой персонал к высокоэффективному труду, - подчеркивает Елена Волкова. - Сегодня главная задача
– развитие когнитивных навыков, то есть способности воспринимать знания и информацию в виде чужого опыта и перерабатывать их. Для этого мы разбираем примеры и решаем кейсы из разных сфер бизнеса.
- Должное бизнес-образование это, прежде всего, формирование умений слушателя под конкретный запрос. Навык, навык и еще раз навык! Никаких «пустых болтологических» дисциплин, а их в современных учебных программах еще предостаточно, - резюмирует ректор Высшей Школы Коучинга, коуч первых лиц, руководитель RO ECF Александр Зотов. - Что касается слушателя бизнес-образования, ему сразу на старте важно разобраться, понять и стребовать то, что он действительно хочет получить по окончанию. Например: «сколько миллионов Я заработаю в результате обучения?», «какие рынки сбыта ДЛЯ МЕНЯ откроются?», «какие задачи ДЛЯ
МЕНЯ решатся?». Осознав свой настоящий запрос, предприниматель, сможет четко сформулировать истинную Цель, и только тогда у него появляется шанс получить реальный и отличный результат. А бизнес-образование будет вынуждено ориентироваться на его потребность в результате и ожидание конечной эффективности, и при этом отвечать рублем за достижение его результата.
Лови волну!
Недавно завершился крупномасштабный форум, посвященный реализации Стратегии развития области до 2030 года, превращение ее в «мировой креативный регион». Что стоит за этой громкой формулировкой? На форуме расшифровали: регион должен стать - мобильным, экологическим, здоровым, открытым, безопасным. И обучающимся! Как отметил глава губернии Сергей Морозов, без обучения область не сможет достичь амбициозных целей, поэтому надо учить не только теоретиков, но и взрослых практиков. И призыв нашего великого земляка («учиться, учиться и учиться!») звучит актуально, разумеется, с поправкой на современные реалии: учиться капитанам бизнеса по большому счету нужно … капитализму. С учетом… нет, не кризиса, - новой реальности.
- Сегодня весь бизнес, не только сегмент бизнес-образования, балансирует на грани хаоса, - говорит Татьяна Люлькина. - Изменения набрали свою скорость, и никто не может пообещать, что скоро кризис закончится и дальше будет все стабильно. Как раньше, уже не будет, и с этим надо смириться. Поэтому главное требование внешней среды — задачи нужно решать быстро и эффективно. И нужно быть гибким, готовым к изменениям, овладевать искусством управления на грани хаоса! Это как джазовая импровизация. Как серфинг. Надо уметь «ловить волну»!
«Что б не пропасть поодиночке», несколько ведущих игроков рынка создали Сообщество бизнес-тренеров и коучей Ульяновска, в которое вошли уже более 30 специалистов этой сферы.
- Задачей нашего профессионального сообщества мы видим популяризацию нашей деятельности и установление стандартов работы бизнес-тренеров и коучей, вовлечение широкого круга предпринимателей и сотрудников их компаний в профессиональное и саморазвитие, - комментирует Андрей Дуров.
Что касается прогнозов, то здесь участники ульяновского рынка бизнес-образования осторожничают: мол, неблагодарное это дело – в нынешней нестабильной ситуации строить прогнозы. Многое зависит от дальнейшей экономической ситуации. Ее ухудшение, скорее всего, приведет к сокращению рынка бизнес-образования. Останутся сильные игроки, качество услуг повысится, а цены, напротив, снизятся.
- Форматы он-лайн обучения будут занимать все большее место: молодые люди, которые сегодня приходят в бизнес, принадлежат к другому поколению. Они на 50% живут в сети Интернет. Поэтому будущее - за он-лайн образованием и курсами в формате дистанционного обучения, - прогнозирует Татьяна Люлькина. - Вырастет популярность краткосрочного бизнес-образования: у современного человека нет времени на длительные программы. Тот же, кто настроен на долгосрочный успех будут выбирать
программу МВА смешанного формата. И, главное, парадигма - учиться через всю жизнь – сохраняется, это не изменилось и вряд ли изменится в будущем. Попрежнему актуальным остается лозунг «Меняйте людей или... меняйте людей!»
Материалы по теме: