Миром правит телеком
pixabay.com
ОБРАЗ ЖИЗНИ – МОБИЛЬНЫЙ
Эпоха экстенсивного роста у телекоммуникационного рынка страны закончилась, он практически освоен. Время массовых подключений абонентов прошло, стоимость мобильных услуг достигла минимума. Масла в огонь добавила непростая экономическая ситуация, рост валют: растут затраты на оборудование (в основном, оно иностранного производства), контент, услуги подрядных организаций и пр., а ARPU (среднемесячный доход от одного абонента) падает. Даже крупные операторы демонстрируют снижение выручки.
По данным Росстата, объем услуг связи в России в 2016 году составил более 1,6 триллиона рублей, смехотворный рост в пределах 1% по сравнению с 2015-м говорит о стагнации.
Один из основных трендов телеком-отрасли – классические услуги мобильной связи (голосовые вызовы и SMS) сильно уступают мобильному интернету: ныне преобладающее число соединений (соцсети, мессенджеры, почтовые сервисы, онлайн-платежи, просмотр видео, навигация и др.) осуществляется именно с мобильных устройств. Образ жизни россиян становится мобильным. И Ульяновск не исключение.
Как рассказали «ДО» в компании МТС, телекоммуникации, как в России, так и в Ульяновской области, развиваются под влиянием всеобщей цифровизации. На этом фоне изменяется модель потребления пользователей. Под натиском этих тенденций изменяются и телекоммуникационный рынок, и операторы, обеспечивая необходимый задел для широкого развития этих технологий.
ВМЕСТЕ СИЛЬНЕЕ
На региональном телеком-рынке, так же, как и в целом по России, царит жесткая конкуренция. Сегодня в Ульяновской области работает более 10 операторов, причем федеральные игроки усиливают позиции, а доля локальных операторов снижается.
– Они не могут обеспечить достаточный объем инвестиций в строительство и модернизацию сетей, запуск новых продуктов, «гонку интернет-скоростей», – объясняет директор филиала АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru», «Дом.ru Бизнес») в Ульяновске Александр Копылов.
Чтобы выжить, компаниям приходится снижать операционные издержки, даже в условиях кризиса инвестировать в новые технологии, позволяющие расширять набор предоставляемых услуг, выводить на рынок инновационные продукты, делать акценты на пакетных предложениях, которые позволяют получать абонентам широкий спектр услуг и при этом экономить.
– Мы видим большой потенциал в развитии новых стандартов связи, поэтому активно работаем над развитием стандарта 5G, – говорит директор Ульяновского отделения компании «МегаФон» Сергей Сорокин.
В условиях насыщения рынка операторы ищут новые пути развития, в их числе – совместное использование телекоммуникационной инфраструктуры, запуск конвергентных услуг, выход в нишевые сегменты.
– В сегменте B2C можно проследить тенденцию к росту потребительских требований и ориентации на качество и функциональность услуг, – комментирует директор Ульяновского филиала ПАО «Ростелеком» Валерий Шиперев. – В конце 2016 года «Ростелеком» запустил новый сервис – мобильную связь. Таким образом, компания стала первым федеральным оператором QuadroPlay – все услуги от одной компании.
– Чтобы удержать абонентскую базу и увеличить объемы продаж, операторы берут на вооружение такой инструмент, как развитие партнерств по продукту, – рассказала «ДО» бизнес-аналитик и консультант, шеф-координатор маркетинговых проектов Консалтинговой Группы «Советникъ» Ольга Серкова. – Например, «ЭР-Телеком» реализует с «Мегафоном» комплект «ШПД + платное ТВ + до 3 сотовых контрактов»; «Билайн», «МТС» и «Мегафон» запустили банковские продукты; Tele2 начал работать с сервисом заказа такси Gett.
– Мы готовим к запуску сервис онлайн-консультаций пациентов в партнерстве с одной из крупнейших сетей частных клиник «Медси», – добавили в ульяновском филиале компании МТС.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – БИЗНЕС
В B2B-сегменте конкуренция в регионе более высокая, чем на массовом рынке. Компаниям услуги оказывают несколько десятков операторов, и у каждого есть своя ниша.
– Наше развитие идет по интенсивному пути за счет расширения линейки корпоративных продуктов и подключения существующими клиентами дополнительных услуг. Как показывает практика, это возможно даже на стагнирующем рынке. Все зависит от правильно выбранной стратегии, – комментирует Александр Копылов. – Отмечу, что сегодня интернет воспринимается уже не просто как канал связи, а как целая среда для управления бизнес-процессами. В связи с этим многие телеком-решения переведены в облако, а крупные операторы предлагают организацию отраслевых сервисов под ключ. Таким образом, одним из драйверов развития фиксированной связи остается клиентоориентированность и создание телеком-решений под потребности конкретного заказчика, включая нетиповые проекты.
– В сегменте B2B отмечу увеличение спроса на продукты на базе облачных технологий среди предприятий малого и среднего бизнеса, – добавляет Валерий Шиперев. – Наиболее востребованными являются услуги «Новая телефония», «IP-видеонаблюдение», «Web-видеоконференция», а также «Виртуальный офис», есть рост интереса к такой услуге, как «Виртуальный центр обработки данных». А одной из главных проблем для развития высокотехнологичной и конкурентоспособной среды в Ульяновской области является т.н. цифровое неравенство, когда жители и представители бизнеса в районах не могут пользоваться телекоммуникационными технологиями наравне с городом. Чтобы ее решить, мы ведем активное строительство оптических сетей и в городе, и на селе. Также, частично эту проблему решает программа «Устранение цифрового неравенства», которая финансируется из федерального бюджета.
ЭВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В мае в Москве и нескольких других городах, в том числе в Ульяновске, у ряда операторов произошел сбой связи. В СМИ и соцсетях появились разные версии случившегося – атака на российскую связь и т.д. На самом деле технический сбой произошел из-за аварии на одном из элементов сетевого оборудования. Но несколько часов без связи показали, насколько современный горожанин телеком-«зависим». А копнуть глубже – окажется, что практически вся экономика завязана на этой высокотехнологичной отрасли, которая, безусловно, продолжит развитие.
Эксперты предрекают: уже в ближайшее время рынок связи ждут эволюционные изменения, операторы начнут формировать новую экосистему мобильных услуг, которая выходит за границы отдельных отраслей. Телевидение, онлайн-музыка, мобильная коммерция, проекты в сфере M2M (Межмашинное взаимодействие, Machine-to-Machine), решения на основе Big data и многие другие услуги на базе мобильной связи – вот будущее сотового рынка, которое начнет обретать свои черты уже в этом году.
– Даже критичные западные эксперты прогнозируют в ближайшие пять лет стабильный рост российского рынка телекоммуникаций и даже крупный прорыв в этом секторе, – комментирует Ольга Серкова. – При этом в среднесрочной перспективе уже сейчас можно говорить о том, что операторам удастся вернуть сервисную выручку к положительной динамике, при этом значительно снизить стоимость услуг фиксированной связи.
– Стратегия развития нашей компании сосредоточена на интересах цифрового абонента – человека, который использует смартфон не только для голосовой связи, но и общается через мессенджеры, серфит по интернет-сайтам и страничкам социальных сетей, смотрит видео и слушает музыку в сети, – делится Сергей Сорокин – В этой связи приоритетными для нас остаются развитие высокоскоростной сети мобильного интернета, сфера Интернета вещей, М2М-технологии (здесь «МегаФон» реализует комплексные проекты в сегментах «умного транспорта», «умной энергетики», «умного ЖКХ»).
– В сфере IoT мы в первую очередь планируем B2B решения: для транспорта (сonnected car, управление трафиком, парковками; оптимизация дорожных сборов, развитие каршэринга); для систем безопасности и мониторинга; автоматизации производственных процессов; в сфере ЖКХ (счетчики учета) и дистанционной медицины, – рассказал директор филиала МТС в Ульяновской области Максим Семенов.
– Мы ожидаем рост потребления количества услуг, планируем и дальше развивать полноценные интеграторские решения. На базе интернет-платформы клиенты будут надстраивать интеллектуальные сервисы у себя в компании, – делится Александр Копылов.
В последнее время упоминается термин «цифровая транcформация телеком-индустрии». Суть ее состоит в том, что операторы переходят на новые сервисы, опираясь на модернизированную телеком-инфраструктуру. Эти новые услуги включают, например, предоставление услуг мобильной связи по технологии MVNO, банковских сервисов, сервисов на базе обработки больших объемов накопленных данных и другие.
Материалы по теме: