«Работа в команде – необыкновенные результаты!»
Фото предоставлено Екатериной Буцкой
Екатерина Владимировна Буцкая родилась в 1967 году в Ташкенте.
Окончила Ташкентский институт народного хозяйства («Экономика труда»). Прошла курсы повышения квалификации в Академии менеджмента и рынка, в ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ» и т.д.
Работала в Академии наук УзССР, в НИИЭ и РПС Госкомпрогнозирования при АН Узбекистана, в ДСОАНО «Росгосстрах – Ульяновск». С 1997 по 2006 год – замглавы Ульяновского района Ульяновской области.
С 2006 по 2007 год занимала должность замдиректора Департамента – начальника Управления планирования бюджета, заняв затем должность директора Департамента планирования бюджета и отраслевого финансирования. С ноября 2008 года – замминистра финансов области.
В настоящее время – министр финансов Ульяновской области.
Замужем, трое детей, двое внуков.
– Екатерина Владимировна, что подвигло вас на выбор профессии финансиста?
– Сначала я хотела быть врачом, ездила в Москву поступать в Первый медицинский, но недобрала балл, несмотря на то, что окончила школу с золотой медалью. Вернулась в Ташкент, подруги уговорили идти в Институт народного хозяйства – работать библиотекарем и учиться заочно, даже сдали за меня документы (улыбается).
Первый курс окончила на отлично, меня перевели на очное отделение; из института я вышла с красным дипломом и твердым намерением работать по специальности. Видимо, это на генетическом уровне: мой отец, старший брат – экономисты, и я продолжила династию, о чем совершенно не жалею: наша профессия – очень важная.
– А как вы решились уехать из «хлебного города»?
– В начале 90-х в Ташкенте наступили непростые времена, и мы были вынуждены уехать – в Ишеевку, к маминым родственникам. Я и на работу устроилась в Ульяновском районе, сначала – ведущим экономистом, потом замглавы по экономике и торговле. Мне повезло с руководителями, я работала в сильной команде, получила огромный опыт и закалку. Здесь я увидела, каким должен быть чиновник – в лучшем смысле этого слова.
– С чего начался ваш путь в ульяновском Минфине?
– В 2006 году меня пригласила в свою команду руководитель Департамента финансов (министерство было создано позже) Ольга Степановна Максимушки- на. На посту замдиректора я курировала вопросы формирования бюджета, участия региона в федеральной программе реформирования общественных финансов. Данная программа помогла нам полностью перейти от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетного планирования.
По сути, это была подготовка к реализации ФЗ-83, когда для государственных (муниципальных) учреждений устанавливается государственное задание, а финансирование определяется из конкретных целевых показателей, которые должен достичь, скажем, драмтеатр или геронтологический центр. Наше министерство стало координатором реализации этого закона на территории региона, а вся эта перестройка была нацелена на улучшение качества предоставления услуг населению.
Реализация этой программы помогла повысить прозрачность и открытость бюджетного процесса в регионе. В результате область стабильно входит в группу регионов с надлежащим качеством организации бюджетного процесса (мониторинг проводит Минфин РФ).
– С 2014 года вы – министр финансов региона. Какие главные задачи ставите для себя на этом посту?
– История министерства началась в 1943 году, когда был создан финансовый отдел. Его задачей стала мобилизация средств, финансовый контроль и финансирование народного хозяйства. Сегодня министерство реализует огромное количество задач, направленных на обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Ульяновской области.
Новое время диктует – нельзя стоять на месте. В 2008 году произошла важная веха – регион перешел на трехлетний бюджет, и это в корне изменило подходы к планированию бюджетного процесса.
Большую работу мы проводим в рамках налоговой финансовой грамотности, это огромный резерв для пополнения доходной части бюджета! Вопросы, которые волнуют жителей села, помогают решать привлеченные к этой работе различные структуры – банки, Пенсионный фонд, налоговая служба и т. д.
В рамках месячников финансовой грамотности постоянно внедряем новые формы, например, вместе с ГИБДД и судебными приставами работаем с автомобилистами. И это не наказание, а информирование людей, которые получают доступ к базам, узнают о задолженностях.
А с 2015 года реализуем проект поддержки местных инициатив, активно привлекая в бюджетный процесс население. Это важнейшая составляющая процессов по формированию «умного региона».
И мы видим, как население заинтересовано, как люди находят возможность распределять средства либо выходят с инициативой по их распределению. А какие проекты в селах защищают на условиях софинансирования, какие достигаются результаты! Ремонтируются дома культуры, водонапорные башни, люди рады – в село пришла вода!
Жители Ульяновска также не остаются в стороне от этих процессов, для реализации проекта «Народный бюджет» создана комиссия из числа населения, которая распределяет деньги на приоритетные проекты в городе. Кроме того, жители участвуют в субботниках и благоустраивают дворы, вкладывают свои средства для того, чтобы проекты реализовались, город стал чище и красивее. Это очень радует.
– Раньше главный финансовый документ региона был закрытым…
– Мы продолжаем многое делать для того, чтобы бюджетный процесс был открытым, прозрачным. Так, запускаем официальный портал «Открытый бюджет Ульяновской области», который будет ежемесячно обновляться. Информация будет в доступной форме, что еще больше приблизит население к бюджету.
Также мы идем в вузы, рассказываем молодежи о бюджете, о том, что сегодня происходит в регионе, какую большую роль в увеличении доходной части играет привлечение инвесторов. Только за прошлый год от инвестпредприятий мы получили плюсом 4,5 млрд рублей – в шесть раз больше предоставленных налоговых льгот! И недаром Ульяновская область по динамике доходной части бюджета по итогам 2016 года заняла второе место среди субъектов России. Сегодня мы занимаем лидирующую позицию в ПФО и делаем все, чтобы на передовых позициях завершить 2017-й.
– А как обстоят дела с расходами?
– Мы проводим большую работу в рамках программы оптимизации бюджетных расходов, понимая, что их эффективность также играет важную роль. Каждая отрасль имеет свои дорожные карты по эффективности бюджетных расходов, где расписываются все мероприятия – экономия закупок, эффективность коммунальных расходов, заключения контрактов, оптимизация штатной численности и т.д. Все на контроле! По результатам проведенных мероприятий за 2017 год планируем получить экономический эффект в 901 млн рублей.
Эффективность достигается и в рамках госпрограмм, проектного управления, здесь мы тоже не стоим на месте, разрабатываем единую, но с отражением спе- цифики, методику к отраслевым министерствам.
Наше министерство двигается вперед, соблюдая баланс между опытными профессионалами и инициативной молодежью. У нас создано Молодежное министерство, Молодежный совет – для привлечения к совместной работе специалистов из различных ведомств, предприятий. Как сказал Карнеги: работа в команде — это способность направлять индивидуальные усилия к одной цели и идти к ней вместе. Работа в команде позволяет обычным людям достичь необыкновенных результатов.