Аграрный вопрос: каково бизнесу на селе?
Фото: Ирина Антипова
ОТ КОЛИЧЕСТВА – К КАЧЕСТВУ
За последние три года агропромышленный комплекс России серьезно прибавил в весе, наверстав предыдущие 20 лет упадка. И сегодня многие отечественные сельхозпредприятия продолжают инвестировать в обновление производства, наращивать объемы, расширять ассортимент продовольствия. Нашему региону тоже есть чем похвалиться.
– Считаю, что АПК региона сегодня динамично развивается, причем не экстенсивным, а интенсивным путем, – рассказал «ДО» министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Михаил Семенкин. – Наши аграрии совершенствуют технологии, модернизируют производства, тем самым увеличивая валовый объем производимой продукции и, соответственно, свой доход.
В частности, это результат своевременного оказания мер государственной поддержки – начиная от единовременных подъемных в размере миллиона рублей, ежемесячных доплат к заработной плате до оказания помощи в улучшении жилищных условий (строительство или приобретение готового жилья.
– Это беспрецедентный комплекс мер, действующий только в Ульяновской области, – резюмирует глава регионального Минсельхоза.
ВОПРЕКИ НЕПОГОДЕ
Как утверждают эксперты, половина успеха сельхозпроизводителей зависит от четкого выполнения агротехнических мероприятий, использования качественных семян, удобрений, от наличия необходимой материально-технической базы, постоянной модернизации. Например, недавно известный чердаклинский фермер Вадим Мартынов приобрел американский трактор. Как говорят эксперты, сельхозпроизводство в России сегодня является одним из самых высокорентабельных видов бизнеса, и хозяйство Мартынова – реальное тому подтверждение.
Один из факторов успешного развития, залог высокой результативности в АПК – высококвалифицированные кадры. В том же мартыновском «Возрождении», как и на мегаферме «Октябрьский», на предприятиях ООО «Агро-Нептун», ООО «Агрофирма «Тетюшское» и других флагманах АПК, ведется постоянное обновление скота, семенного материала, действует очень жесткий производственный контроль и уделяется большое внимание повышению квалификации персонала.
Мы живем в зоне т.н. рискового земледелия, так что другая половина успеха (или неуспеха) – объективные погодные условия, к которым очень чувствительно наше сельское хозяйство. Нынешний год принес немало неприятных «сюрпризов» земледельцам: затяжная весна, почти полтора месяца холодного лета с обильными осадками – все это повлияло на развитие посевов, в результате растения отставали в развитии на две-три недели, урожай был под большим вопросом. В прошлом году уже в конце июля полным ходом шла уборочная страда, а нынче в это время лишь отдельные хозяйства вышли на уборку ранних озимых – рыжика.
Порывистый ветер, ливни, даже град в июле принесли еще одну беду ульяновским хозяйствам – полегание посевов. К счастью, у большинства местных хозяйств имелись стеблеподъемники. Вообще, как отметил Михаил Семенкин, наши аграрии старались по максимуму выполнить комплекс мер от посевной до уборки, бросили все силы на спасение урожая. И вот результат. По словам главы СКИК «Новомалыклинский» Рамиля Хайруллина, урожайность пшеницы, ячменя и гороха оказалась даже выше, чем в прошлом, более благоприятном с точки зрения погоды, году. На вопрос, в чем секрет, фермер с 20-летним стажем отвечает просто: «Работать надо!»
ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ. ПАДАЮТ ЦЕНЫ...
Минувший год эксперты называли одним из самых благополучных для АПК Ульяновской области в постсоветский период: урожайность оказалась на высоте (в иных хозяйствах она достигала показателя 100 ц/га), было собрано более 1,3 млн тонн зерновых и зернобобовых. Казалось бы, при таких неблагоприятных погодных условиях нечего и думать о бОльших объемах в этом году. Но вот в конце лета, когда в Ульяновской области были подведены промежуточные итоги урожая-2017, стало ясно, что «закрома Родины» в отдельно взятом регионе в ближайшее время будут не просто переполнены – речь идет чуть ли не о 1,8 млн тонн зерновых! Это абсолютный рекорд в новейшей истории губернии и один из самых высоких урожаев за все прошлое региона – больше собирали только в 70-х годах, впрочем, цифра в 2,7 млн тонн ульяновского зерна у некоторых экспертов до сих пор вызывает сомнения. Сегодня же никаких приписок.
– Хороший урожай? Не то слово! Судя по всему, по всей России зерна соберут больше, чем во времена СССР, – радостно комментирует глава ООО «Заволжский» Владимир Рыжих и тут же добавляет, уже с минором: «Вот только страна не готова к таким большим урожаям – хромает логистика (это касается и Ульяновской области). Вся надежда – на экспорт. Уже сегодня Россия на первом месте по экспорту зерна. Но это по пшенице. А что делать, скажем, с сахаром? В России – его переизбыток, в результате уже сейчас оптовая цена на порядок ниже, чем в прошлом году. А на сахарном мировом рынке нас никто не ждет. Вся надежда на правительство, которое политическими ли, дипломатическими методами в новых условиях, надеемся, окажет помощь экспортерам.
– Всех волнует диспаритет цен: стоимость семян, удобрений, ГСМ, техники и запчастей растет ежегодно в арифметической прогрессии, а цена на сельхозпродукцию растет либо низкими темпами, либо опускается ниже уровня прошлого года, например, по овощам – капусте и т.д., – констатирует министр Михаил Семенкин.
– Радуемся высоким урожаям и плачем от падающих цен, – добавляет фермер, депутат аграрного комитета Заксобрания Ульяновской области Руслан Кантемиров.
СЕЛУ ТРЕБУЮТСЯ МЕНЕДЖЕРЫ
Сегодня общая посевная площадь сельхозкультур в Ульяновской области составляет 1025,1 тысячи га, прирост к прошлому году – 101,4%. И это не предел, если учесть, что 320 тысяч га в регионе пока не обрабатываются. Простаивают «бесхозные» земли по разным причинам, например, из-за смерти пайщика, который не успел оформить наследство…
– Существуют еще в регионе проблемы с оформлением земли, – говорит председатель Общественной палаты Ульяновской палаты Александр Чепухин.
Большие надежды возлагаются на изменение федерального законодательства: в этом году внесена поправка в федеральный закон о землепользовании, согласно которому крестьянско-фермерские хозяйства имеют право вводить в сельхозоборот земельные участки без аукциона и арендной платы. Это статья 39.18 ЗК РФ «Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Для осуществления КФХ его деятельности внесены изменения 29.07.17, действуют с 1 января 2019 года.
Увеличение угодий, конечно, далеко не единственный потенциал роста ульяновских аграриев, которые пробуют выращивать овощи в закрытом грунте, строят новые фермы, выпускают новые виды продукции.
Ульяновский АПК, в котором ныне занято порядка 67,4 тысячи человек, – это 245 сельхозпредприятий, 647 действующих КФХ, несколько агрохолдингов. Доля сельхозпроизводителей и переработчиков в налогооблагаемой базе – не менее 25%
Например, расширением ассортимента озаботился фермер Владислав Россошанский. Недавно линейка продукции от хозяйства «Девятая козочка» пополнилась сыром с плесенью (наш ответ санкциям!), причем найден поставщик культуры именно для плесени голубого цвета. Сейчас Россошанский ищет оборудование для производства сыра бри и камамбер, мечтает о новой ферме и собственной сыроварне. Однако выпуск зрелых сыров – дело слишком затратное.
В этом, кстати, состоит еще одна проблема ульяновских аграриев – отсутствие дешевых длинных денег на модернизацию, а также дефицит рабочих рук, которые справятся с современным доильным оборудованием или с «навороченным» трактором. И село нуждается не только в доярках и механизаторах, но и в грамотных, мыслящих стратегически управленцах. Без этого сегодня никак.
Пока одни сельхозпроизводители осваивают глубокую переработку (а кто-то даже организовал всю цепочку – от поля до прилавка), иные не взялись даже за первичную. Между тем это решило бы актуальный вопрос со сбытом продукции: сегодня мало вырастить – важно продать.
Так, например, семейная ферма Ивандеевых из Цильнинского района в прошлом году испытала немалые сложности со сбытом картофеля, которого собрали в избытке.
Глава хозяйства Николай Ивандеев признался, что в этом году «второго хлеба» посадили чуть меньше, чем в прошлом, но все равно урожай впечатляющий, так что есть идея организовать выпуск полуфабрикатов – замороженного картофеля фри.
Какие еще сложности мешают более динамично развиваться сельскохозяйственной отрасли региона?
– Большие проблемы – с селекцией и генетикой, мы практически с нуля выстраиваем работу по семеноводству и племенному делу. Без собственных семян, племенного скота сложно и дорого достигать хороших результатов, решать важные задачи, в том числе номер один – обеспечение молоком жителей региона, – говорит глава регионального Минсельхоза.
Руководитель компании «Главcтрой» Александр Бородихин считает, что дальнейшее развитие АПК в регионе связывают и с сельхозпотребкооперацией, которая помогает (сообща!) решать разные вопросы в муниципальных образованиях – кадровые, сбытовые и т.д. Кстати, Ульяновская область – одна из первых в стране начала заниматься созданием СПК, и сегодня в губернии работает более 70 кооперативов.
Материалы по теме: