– Пока у человека есть две руки и глаза – «аппарат чтения», пока мы не вставляем диски себе в живот, а флешки – непосредственно в мозг, книга никуда не денется. Она оптимальна. Она сделана под человека и для человека. Мало того: у человека, как известно, есть правое и левое полушария, и правому полушарию нужно обязательно что-то трогать, ему нужно что-то обонять – не файл. Поэтому у нас есть фундаментальные основания для того, что бумажная книга жила и развивалась.
Но кризис, безусловно, был и не закончен. Книги конкурируют с телевизором, интернетом и алкоголем за время и внимание наших читателей. И это серьезные конкуренты: они выдавливают чтение из нашего обихода. Поэтому книжникам нужно преобразовываться.
Новые книжные магазины – это, по сути, центры культуры, взаимодействия, общения, социальных связей, которые помогают человеку чувствовать себя не одиноким. Потому что книга, прочитанная разными людьми, объединяет этих людей.
Мы изначально бренд «Буквоед» выстраивали как бренд для живых людей. Сейчас в северо-западном регионе работают 130 магазинов «Буквоед» (в остальных регионах представлен бренд «Читай-город»), некоторые из них работают 24 часа, чтобы книга была доступна. Порядка 150 мероприятий проходят ежемесячно. И эта стратегия привела к тому, что многие эксперты переоценивают перспективу нашей отрасли.
Я уверен, что Ульяновск с той книжной политикой, которую я вижу, и признанием его литературным флагманом России очевидно станет лидером преобразований в регионах. И я убежден, что эту практику мы будем распространять по другим территориям нашей страны, и в Ульяновскую область будут желающие приехать поучиться. Именно на таких регионах будет держаться читающая Россия, в которой не менее 80% россиян будут читать не менее 12 книг в год. И с нашей точки зрения, это разумная культурная нагрузка, или культурный минимум. Это стратегическая цель, которую мы в «Буквоеде» разделяем с Российским книжным союзом.