«Профессия оценщика – постоянная гимнастика для мозга»
Фото: pixabay.com
- Сергей Валентинович, а почему именно 27 ноября выбрано Днем оценщика?
- Потому что в этот день в 1996 году постановлением Министерства труда и социального развития РФ наконец-то была утверждена должностная характеристика профессии «оценщик» – «эксперт по оценке имущества».
Во многом это случилось, благодаря усилиям Российского общества оценщиков.
- Вы возглавляете ульяновское отделение организации. Что она сегодня представляет?
- Российское общество оценщиков – самая первая и самая крупная на сегодняшний день в стране саморегулируемая организация отрасли, которая объединяет около семи тысяч профессионалов, каждый третий оценщик состоит в нашем СРО. Организация создана для того, чтобы помогать своим членам, поддерживать их, обеспечивать контроль за их деятельностью, активно участвовать в нормотворческой деятельности, методологически поддерживать их, снабжать необходимыми материалами. У нас, например, собраны данные и документы для проведения плановых и внеплановых проверок, есть даже библиотека: профессиональная литература сегодня достаточно дорогая.
Я возглавляю ульяновское отделение 11 лет, в 2006-м нас было не более семи человек. В то время мы сделали много для популяризации оценочной деятельности, укрепления Российского общества оценщиков. Я сам выступал в студенческих аудиториях, буквально «вербовал» в профессию, рассказывая молодым людям обо всех перспективах и достоинствах оценочной деятельности. В итоге число членов нашего СРО в Ульяновске увеличилось в разы. Конечно, мы выросли и качественно. Например, компания «Эксперты», которую я возглавляю, выиграла общероссийский конкурс «Лучшая оценочная компания» в номинации «Лидер по уровню деловой репутации в ПФО».
- Что сегодня в компетенции квалифицированного оценщика?
- Мы наделены правом осуществлять оценку недвижимости, оборудования, автотранспортных средств, прав требования, предприятий, пакетов акций и т. д. В услугах оценщиков часто нуждаются наследники – для определения стоимости наследуемого имущества, автомобилисты – для определения цены ремонта после ДТП при несогласии с оценкой страховой компании.
Без оценки нет кредитования, нет правильных управленческих решений с госимуществом – реализации, доверительного управления, передачи в аренду, списания активов госпредприятий и т. д. Есть ряд видов обязательной оценки бизнеса, пакетов акций. В общем, сложно переоценить влияние оценщиков – и для обычных граждан, и для бизнеса, и для государства.
Наша деятельность достаточно наукоемкая, находится на стыке экономики, математики, IT-технологий…
- ...и творчества?
- С этим я бы поспорил. Нормальный оценщик прежде всего оперирует экономическими законами, алгоритмами, методиками. Есть федеральные стандарты оценки, утвержденные Правительством РФ, так что свобода здесь минимальна. А вот навыки фотографирования важны: требования к осмотрам объектов сейчас очень жесткие, и чтобы «правильно» сфотографировать квартиру, коттедж, надо умело выбирать ракурсы и освещение.
Наша профессия – постоянная гимнастика для мозга, для укрепления памяти. Необходимо быть постоянно в тонусе, обрабатывая массивы информации – экономической, текстовой, цифровой, визуальной.
– С каким настроением вы встречаете свой профессиональный праздник?
- К сожалению, профессия оценщика переживает не лучшие времена, специалисты стали уходить из отрасли из-за обвала экономики, сужения рынка: люди экономят на всем.
Происходит профессиональная эволюция: выживают сильнейшие.
– Пытаются ли клиенты обмануть оценщиков?
– Клиенты бывают разные, в том числе недобросовестные, которые хотят завысить стоимость объекта. Но наш профессиональный опыт, знание человеческой психологии позволяют выводить на чистую воду людей, желающих получить криминальный результат. Разумеется, с такими мы сразу сворачиваем отношения.
– В противном случае чем рискует оценщик?
– По законодательству – личным имуществом. Вот такая серьезная мотивация вести себя честно и независимо. Так что не нужно провоцировать оценщика!
– Не будем о грустном! Вспомните лучше какой-нибудь забавный случай из своей практики.
- На заре моей оценочной деятельности ко мне обратился мужчина простоватого вида с просьбой «оценить старый тарантас»: он разводился с женой и делил имущество. Я решил, что клиент шутит, имея в виду старый «запорожец», «Волгу» или «москвич». А оказалось, это был действительно тарантас – деревянная телега, рубленная топором.
- Оценили?
– Конечно!