– В среднесрочной перспективе (5-10 лет) догнать зарубежные страны пока не удастся. Однако, следует отметить, что такой задачи на сегодняшний день и не стоит. Российское законодательство по поддержке ветроэнергетики направлено в том числе на развитие национального производства с использованием накопленного мирового опыта.
€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
«Зеленые» мегаватты из города семи ветров
ПОТЕНЦИАЛА ДОСТАТОЧНО
В ближайшие десять лет Россия может столкнуться с серьезным энергодефицитом. По оценке Минэнерго, до 2035 года в стране потребуется модернизация энергообъектов общей мощностью до 70 тыс. МВт.
Как отмечают в ассоциации «Совет производителей энергии», к 2020 году средний возраст большинства тепловых электростанций в стране приблизится к 50 годам, а отдельным объектам исполнится 100 лет. Эксперты предупреждают: к 2026 году в энергетике может произойти массовый вывод до 50 ГВт действующих мощностей, еще через десять лет эта цифра удвоится.
А энергопотребление в стране стабильно растет. В 2016 году оно увеличилось на 1,8% (1026,7 млрд кВт/ч), а за десять месяцев 2017-го – еще на 1,3% (863,4 млрд). Самые энергодефицитные регионы России – Москва и Московская область: в прошлом году потребление там превысило производство на 31 млрд кВт/ч. Дефицит электроэнергии в Ульяновской области в 2016 году составил 3,4 млрд кВт/ч – на 187 млн единиц больше, чем в 2015-м.
Для повышения энергетической эффективности большинство зарубежных компаний собирается ввести или уже ввело системы энергоменеджмента, основываясь на международном стандарте ISO 50001.
– В нашей стране неоднократно предпринимались попытки централизованной систематизации проблем энергосбережения, реализации энергосервисных контрактов, внедрения систем энергоменеджмента, – рассказывает генеральный директор центра компетенций по возобновляемой и альтернативной энергетике ООО «Альтрэн» Сергей Чикин. – Результат скорее получился отрицательный: все помнят историю с энергоаудитом и разработкой энергопаспортов объектов. Однако компании, которые занимают ведущие позиции в своих отраслях или хотят их занять, вынуждены занимать
ся управлением энергозатратами, чтобы конкурировать на равных в международном поле. Это механизм повышения конкурентоспособности продукции и в то же время принятие ответственности за сохранение экосферы для будущего.
По оценкам Минэнерго, технический ресурс возобновляемых источников энергии – прежде всего солнца и ветра – составляет не менее 4,5 млрд тонн условного топлива в год, что в четыре раза превышает энергопотребление в стране
Энергодефицита можно избежать при условии модернизации мощностей и ускоренного развития альтернативной энергетики, считает глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Последняя сейчас, по выражению Чубайса, в «полузачаточном состоянии», и для дальнейшего развития необходимо продлить программу господдержки, которая пока рассчитана только до 2024 года (по Энергетической стратегии – 2030, господдержка альтернативной энергетики предполагает оплату «зеленой» энергии с надбавками к равновесной цене оптового рынка и возмещение платы за техприсоединение к сетям).
– Динамика развития альтернативной энергетики в России нарастает. Государственная политика направлена на загрузку и создание производства внутри страны, все больше компаний участвует в программе поддержки. Если раньше срок окупаемости проектов ВИЭ составлял около двенадцати лет, то теперь он снизился до трех-четырех, а это очень привлекательный срок, – отмечает Петр Вашкевич, главный инженер компании КРОК.
– Россия в последнее время развивает национальную энергетику на основе возобновляемых источников энергии. Для этого уже немало сделано: определен план развития генерации на ВИЭ, создан необходимый механизм финансовой поддержки зарождающейся отрасли, определились ее основные участники. В итоге суммарный объем вводов генерирующих объектов на основе ВИЭ к 2024 году составит 5536 МВт, в том числе 3351,2 МВт на основе энергии ветра (60%), 1759,4 МВт на основе фотоэлектрического преобразования энергии солнца (32%) и 425,4 МВт генерирующих объектов, установленной мощностью менее 25 МВт, функционирующих на основе энергии воды (8%), – рассказал «ДО» технический директор АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)» Денис Ярош.
Пока же мощность существующих в стране ветряных и солнечных электростанций составляет 102 и 467 МВт соответственно, или 0,041 и 0,189% от суммарной мощности всех российских ЭС. Это несравнимо с ситуацией в странах-лидерах по развитию возобновляемой энергетики: Китай – 169 ГВт, США – 82 ГВт, Германия – 50 ГВт…
«Хотя в настоящее время Россия практически не представлена на мировом рынке энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии, она не останется в стороне от развития этого перспективного направления (с учетом структуры и особенностей развития национального энергетического сектора). Имеющийся в стране потенциал возобновляемых источников энергии и научно-технические разработки в этой сфере наряду с развитием международного сотрудничества станут основой поэтапного увеличения вклада России в развитие указанного рынка», – говорится в Энергетической стратегии – 2030.
И еще: «Вовлечение в топливно-энергетический баланс таких новых возобновляемых источников энергии, как геотермальная, солнечная, ветровая энергия, биоэнергия и др. позволит сбалансировать энергетический спрос и снизить экологическую нагрузку со стороны предприятий энергетики на окружающую среду».
В УЛЬЯНОВСКИХ РОЗЕТКАХ И НЕ ТОЛЬКО
До запуска первой ветроэлектростанции, которая будет работать на оптовый рынок, осталось совсем немного. По последним данным, все 14 ветровиков установлены, официальное открытие ульяновского парка намечено на февраль.
Это событие даст старт национальному проекту развития ветроэнергетики. Масштабы проекта такие: к 2024 году планируется ввести примерно 3,4 ГВт мощностей – этого объема достаточно, чтобы покрыть спрос среднего областного центра.
– Ветропарк интересен, во-первых, тем, что подразумевает формирование устойчивой системы энергоснабжения на территории нашего региона. Регион становится не только потребителем электроэнергии, но и в какой-то мере донором, и при необходимости имеет возможность перераспределения потоков, – говорит председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин.
По условиям мер федеральной поддержки, данные ветропарки подают электроэнергию в общую сеть – на оптовый рынок. Поэтому нет особой разницы, где электроэнергия была произведена, главное – сохранить баланс, отмечает глава облправительства. И добавляет:
– Мы ведем активные переговоры с представителями федеральных органов власти о том, чтобы скорректировать требования для предоставления мер поддержки и допустить продажу не только в сеть, но и непосредственному потребителю. В этой ситуации тарифная составляющая на транспортировку может быть исключена, что позитивно скажется на стоимости вырабатываемой электроэнергии. Однако надо учитывать, что генерация электроэнергии альтернативным путем все-таки пока нестабильна. Наука идет по пути формирования систем накопления электроэнергии, и если эта проблема технически будет решена, это может стать одним из источников энергоснабжения.
Запуск ветропарка в Ульяновской области не отразится на стоимости электроэнергии, поскольку она попадает в «общий котел», подчеркивает Александр Смекалин.
– Но в розетках и приборах наших жителей наверняка будет бежать ток, который выработан за счет местной генерации, – отмечает председатель правительства.
К слову, уже к 2025 году доля этого «тока» может стать существенной: по амбициозным планам губернатора, в среднесрочной перспективе порядка 30% генерации, производимой в регионе, будет из возобновляемых источников энергии. Все идет к тому, что строительство ветрогенераторов в Ульяновской области продолжится и после февраля 2018-го. Полгода назад по итогам федерального конкурса отобрана заявка в объеме 1 ГВт совместного инвестиционного фонда развития ветроэнергетики, созданного компанией «Фортум» и «Роснано». Гигаватт распределится на шесть субъектов РФ, из них 24% получит Ульяновская область – это 236 МВт на шесть проектов в регионе, сообщила пресс-служба облправительства со ссылкой на АО «Администратор торговой системы».
– Принято решение об увеличении мощностей ветропарков в Ульяновске еще на 50 МВт – вторая очередь ветропарка консорциума «Фортум» – «Роснано» будет построена рядом с первой очередью в 2018 году. 236 МВт рассчитаны на строительство в 2020-2021 годах на тех площадках, где по инициативе правительства области был проведен ветромониторинг, – пояснил «ДО» Сергей Чикин.
РАЗВИТИЕ – КЛАСТЕРНОЕ
Ветропарк в Красном Яре построен из импортных компонентов, остальные парки имеют шанс получить детали отечественного производства. В Ульяновской области приступили к формированию полноценного кластера с собственным производством стеклопластиковых лопастей длиной более 60 метров по технологии вакуумной инфузии. Инвестиции компании Vestas Wind Systems A/S (Дания) в этот проект оцениваются в 1 млрд рублей, запуск предприятия намечен на середину 2019 года.
Оператор проекта по созданию кластера – компания «Альтрэн», резидент ульяновского наноцентра.
– Можно констатировать, что Ульяновская область стала лидирующим регионом по совокупности проектов ветроэнергетики. Мы уже сформировали уникальные компетенции по девелопменту ветропарков, региональному законотворчеству, поддержке инвесторов, проектированию и строительству, локализации производства компонентов ветрогенераторов и образованию. Сейчас мы двигаемся в направлении разработки ветроэнергетических турбин для удаленных арктических районов и автономного энергоснабжения, – говорит генеральный директор компании Сергей Чикин. К кооперантам по проектам ветроэнергетики в Ульяновской области также относят компанию Hempel, выпускающую антикоррозийные покрытия, и компанию Legrand, которая производит низковольтную аппаратуру.
– Кластер поставщиков для ветроэнергетики сформирован, но он только в самом начале пути. Есть много других направлений, которые могут быть перспективны с точки зрения партнерства в этой сфере, – заявляет Александр Смекалин. По его словам, Ульяновская область ведет переговоры о локализации производства самих генераторов. Добавим, что всего в России планируется запустить семь-восемь крупных производств для ветроэнергетики, в том числе башен, гондол и технического оборудования. Ни одно из этих изделий в нашей стране никогда не выпускалось.
– Может ли Россия догнать Запад по развитию альтернативной энергетики?
– Некоторые страны ЕС запланировали к 2030 году иметь в энергобалансе 30% возобновляемой энергетики. Эти страны традиционно не имеют ископаемых энергетических ресурсов и дешевых газов, как Россия. И для России сегодня возобновляемая энергетика – это не борьба с дорогим российским газом, а развитие технологий и производства.
– Российская Федерация во многих проектах, может быть, включается позже, чем другие страны. Но если эти проекты в нашей стране становятся приоритетными, то зачастую мы выходим на уровень и даже обгоняем страны-партнеры. Надеюсь, что так же случится и с проектами альтернативной энергетики.
Эльмира Кобина, Милана Салманова
По теме: