– Очевидно, что в условиях сокращения финансирования господдержки бизнеса нужно уметь эффективно распоряжаться бюджетными деньгами. Должна быть максимальная эффективность от использования каждого бюджетного рубля. Мы считаем, что предпринимательскому сообществу нужно принимать активное участие в отборе наиболее эффективных программ поддержки бизнеса, приоритетных для региона.
«Вы – инновационщики!»
Фото: Татьяна Задорожняя
Символичный факт: площадкой для конференции, организованной ОНФ совместно с «Союзом производственных компаний России», стала «Точка кипения» – центр интеллектуального развития предпринимательской среды региона.
И тема мероприятия оказалась созвучной данному пространству: эффективность расходования бюджетных средств в программах поддержки субъектов МСП, которые сегодня создают 21% ВВП страны. А согласно стратегии развития МСП к 2030 году малый бизнес должен создавать 40% ВВП.
К сожалению, размеры господдержки за последнее время уменьшаются (реалии сегодняшнего дня!): если в 2013 году было выделено 19 млрд рублей, то на 2018 год планируется выделить лишь 3.3 млрд. рублей.
Сегодня в Ульяновской области, перед которой поставлена амбициозная цель – войти в двадцатку крупных экономически развитых регионов России – действуют свои инструменты поддержки сектора МСП. Причем, в нашем регионе преобладают не финансовые меры поддержки.
– Халява развращает! Поэтому с 2013 года мы практически отказались от прямых мер поддержки, оставив компенсацию на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по полученному кредиту. Основное же плечо перевели на возвратные финансовые средства.
Эксперты ОНФ отметили, что в отличие от иных регионов, где прикрываются кризисом, Ульяновская область в 2017 году серьезно увеличила размер софинансирования федеральных программ, добавив к 74 млн. федеральных средств 21,6 млн из регионального бюджета на реализацию семи программ.
А вот число предпринимателей (38,3 на тысячу жителей региона) у нас пока низковато. Вызывает вопрос и количество компаний, получивших господдержку и не сдавших бухгалтерскую отчетность (8% от общего числа), а также количество компаний, получивших поддержку и ликвидированы или находятся в процессе ликвидации (тоже 8%).
На конференции были проанализированы и основные показатели ульяновских субъектов МСП – получателей поддержки. Статистика гласит о повышении выручки и уменьшении прибыли: рост тарифов на энергоресурсы, аренду площадей дает о себе знать.
На конференции провели анализ эффективности невозвратных финансовых форм поддержки, оказываемых в Ульяновской области с 2013 по 2016 год по принципу «вложенные средства – возврат в виде налогов». У региона хорошие показатели по ряду инструментов, например, в плане возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по полученному кредиту (выделенные средства в размере 14 млн вернулись в виде налогов 51,5 млн рублей), субсидирования субъектов МСП, осуществляющих инновационную деятельность (19,4 млн и 25,5 млн рублей).
Что касается «лизинг-грантов, то здесь коэффициент 2,55, а в плане субсидий в целях компенсации части затрат на приобретение оборудования для производства тепло– и электроэнергии путем использования альтернативных источников – 2,1. Как отметили эксперты, данный инструмент поддержки не встречается в других регионах, и его вполне можно выводить на федеральный уровень: «вы – инновационщики!».
К слову, идея возникновения этого инструмента, которым уже воспользовались четыре предприятия, возникла у мебельщиков региона.
– Основные инструменты призваны помочь предпринимателю перейти на следующую ступень развития – от микро– к малому предприятию, от малого бизнеса – к среднему, а также выйти на международный уровень.
По теме: