Частная медицина. Когда кризис – в помощь
Фото: pixabay.com
Сужение госсектора
2017 год, как и несколько предыдущих лет, для частной медицины стал успешным. Официальной статистики по прошлому году пока нет, но по некоторым данным, рост рынка немногим опередил инфляцию.
Сеть аудиторских компаний KPMG прогнозирует сектору ежегодный шестипроцентный рост вплоть до 2019-го. По другим прогнозам, в 2018-2020 годах рынок с каждым годом будет расти на 5%. Оба сценария благоприятны, особенно с учетом ожидаемого увеличения доли частной медицины в системе здравоохранения России, которая сейчас составляет 55%.
– Частная медицина – одна из немногих отраслей, которая даже в период экономического кризиса демонстрирует рост, причем не только в количественных, но и в качественных показателях. Кризис поспособствовал росту спроса на коммерческие медицинские услуги более чем на 10% (EY), – рассказывает заместитель генерального директора по коммерции лабораторной службы «Хеликс» Дарья Горякина.
Дело в том, что потребители стали чаще обращаться в платные клиники из-за снижения доступности медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, возникшего на фоне сложной экономической ситуации.
– Изменение поведения наших соотечественников – это решающий фактор в вопросе прироста рынка медицинских услуг, который с уверенностью прогнозируют аналитические порталы России и НИФИ. Увеличение спроса на услуги коммерческой медицины связано с сокращением возможности получения медуслуг населением в государственных учреждениях. По данным НИФИ, построенным на аналитике бюджетных показателей, доля частных инвестиций структуре финансирования российского здравоохранения будет расти, – говорит Дмитрий Ахтуба, founder сети стоматологических клиник «НоваДент», член генерального совета «Деловой России», президент «Национального совета по стоматологии».
Росту рынка частной медицины также способствуют общемировой тренд увеличения продолжительности жизни, приоритет превентивной медицины и общее ухудшение состояния здоровья населения
Однако есть и другие последствия экономического кризиса на рынке частной медицины. На рентабельности этого бизнеса не могли не сказаться колебания валют.
– Для компаний это означает повышение себестоимости исследований, а для конечного потребителя, как следствие, повышение цен. Многие игроки, в основном мелкие, так и поступили – повысили цены в рознице, в результате чего почувствовали значительный спад клиентопотока. Крупные сетевые игроки имеют возможность действовать иначе. Мы, наоборот, заложили повышение себестоимости в свою маржу, что позволяет удерживать розничные цены для наших конечных клиентов практически на том же уровне – повышение цен в лабораторной службе «Хеликс» составляет не более 5% ежегодно. Потери в марже мы нивелируем, во-первых, за счет эксклюзивных условий от поставщиков, во-вторых, за счет повышения объема тестов вследствие повышения клиентопотока, – рассказывает Дарья Горякина.
«Денежные» сферы
Конкуренция между различными направлениями частной медицины становится все более жесткой, а вместо «рынка поставщиков» происходит формирование «рынка потребителей». По словам Дарьи Горякиной, медицинские услуги сейчас – это скорее предоставление информации человеку о его здоровье, ответы на все интересующие вопросы, и в конкурентной борьбе выигрывают те компании, которые могут дать такие ответы быстро и качественно.
– В коммерческом секторе медицины значительно усилилась конкуренция, что заставляет многих операторов рынка повышать сервис для пациентов, пересматривать перечень предоставляемых медицинских услуг, – говорит директор по маркетингу NK-Clinic Наталья Новикова.
Востребованы клиники с полным набором услуг (от консультаций до диагностики) с собственной лабораторией.
– Сектор клинической лабораторной диагностики признается экспертами одним из самых финансово успешных. Крупнейшие частные лабораторные сети продолжают активно расширяться, новые диагностические центры открываются повсеместно и с завидной регулярностью. Компании видят потенциал не только в мегаполисах, но и в населенных пунктах с населением от 20-30 тысяч человек. Во многих из них некоторые виды анализов людям просто недоступны: чтобы выполнить специализированные исследования, приходится отправляться в соседний город. Это открывает широкие возможности для нового бизнеса. При этом лабораторные клиники не ограничиваются исключительно географической экспансией и активно осваивают альтернативные инструменты продаж – расширение каталога исследований специализированными высокотехнологичными тестами, разработка и внедрение собственных IT-продуктов и сервисов, сотрудничество с государством, – рассказывает Дарья Горякина.
Успешными направлениями медицинского бизнеса также считают педиатрию, вспомогательные репродуктивные технологии и стоматологию. Последняя, по словам Дмитрия Ахтубы, привлекает инвесторов дороговизной работ и хорошей прибылью.
О трендах медицинского бизнеса читайте в центральном материале uldelo.ru завтра.
По теме: