€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
В печать!
Фото: pixabay.com
НАСЛЕДИЕ ГУТТЕНБЕРГА
В мировой истории полиграфической отрасли – сферы, которая занимается изготовлением печатной продукции – было несколько судьбоносных этапов. Самый первый, безусловно, связан с созданием технологии металлического набора текста и использованием печатного пресса Гуттенберга в середине 15 века. Затем был 19 век с изобретением печатной машины и цинкографии. В начале 20 века произошло внедрение плоской офсетной печати, а в 90-х годах прошлого столетия – распространение цифровых промышленных полиграфических технологий.
В это же время в Ульяновске, как и по всей России, начали появляться частные полиграфические предприятия; пионерами регионального рынка можно назвать типографии «Нисса-Пресс», «Вега», а также «Типографию Облучинского». Сегодня в регионе насчитывается порядка 30 специализированных частных предприятий.
В отрасли, вставшей на рыночные рельсы, происходят и структурные перемены, в результате процесса слияний и поглощений создаются крупные полиграфические комплексы. Так, в 2011 году крупнейшее в советское время государственное полиграфическое предприятие региона – «Ульяновский Дом печати» – вошел в состав холдинга ОАО «Первая Образцовая типография». Доля этого объединения на книжном рынке страны составляет порядка 22,5%.
– Структурные изменения пошли на пользу старейшему ульяновскому полиграфическому предприятию, мы получили новое оборудование, новые возможности, – подтвердил заместитель директора по производству Олег Шатилов.
– За последние годы наша отрасль изменилась кардинально, все стало иным, в том числе техпроцессы, сам подход к полиграфии, – резюмирует замдиректора ООО «Колор-Принт» Владимир Узалуков.
ОТ КРИЗИСА К КРИЗИСУ
На протяжении всей новейшей истории полиграфическая отрасль страны и региона то и дело попадала в экономическую «турбулентность». Первый серьезный удар случился в приснопамятном 1998 году: во время кризиса резко сократился оборот полиграфического производства. По данным Роспечати, тираж газет, уменьшившийся по сравнению с 1990 годом более чем в пять раз, к 1999-му «схлопнулся» еще на треть! А объем выпуска книжной продукции в «самой читающей стране мира» снизился по отношению к 1990 году в 3,8 раза, а потом еще дополнительно упал в 1999-м на 10%.
С наступлением миллениума российский полиграфический бизнес начал было прирастать в объемах. Стали создаваться новые предприятия, старожилы рынка начали активно модернизировать свои производства. Но тут грянул кризис 2008 года! И снова – вниз…
Сегодня мало кто называет «шоковую ситуацию» конца 2014 года очередным кризисом. Посмотрим правде в глаза: мы живем в новой экономической реальности, которая серьезно повлияла на деятельность всех сфер и в большей мере на отрасль, которая занимается изготовлением книжно-журнальной, газетной, этикеточной, упаковочной и прочей печатной продукции.
В 2016 году Росстат зафиксировал 25-процентное падение производства в издательско-полиграфическом комплексе страны. Одна из причин – валютный рост: полиграфическая отрасль отличается практически полной импортозависимостью, и резкое удорожание бумаги и других расходных материалов существенно увеличило себестоимость производства печатной продукции. Получается замкнутый круг: типографии вынуждены повышать цены, и в условиях снижения покупательской способности населения происходит еще большее падение спроса.
Добавим сюда ограничения в рекламном законодательстве, а также новые тренды в медийном потреблении, чему способствует активное развитие электронных книг и СМИ, доступность скоростного интернета, появление недорогих гаджетов (ридеров, смартфонов, планшетов). В России происходит рост медийного потребления за счет онлайн-контента, популярность же печатной продукции (книг, газет, журналов) снижается.
Слабо утешает факт, зафиксированный экспертами из «Коммерсанта»: в 2016 году доверие соотечественников к интернету, телевидению и радио как источникам информации весьма снизилось, а к газетам и журналам возросло. Увы, на доходы офлайн-медиа это не повлияло: если в 2015 году потребление печатных СМИ снизилось на 17%, то в 2016-м падение составило уже 24%. Из-за снижения основного источника дохода – рекламы – ряд российских и ульяновских газет и журналов приказал долго жить. По-прежнему остаются на плаву издания, которые предлагают читателям интересный актуальный контент, развивают интернет-версии, в том числе за счет рекламных онлайн-бюджетов.
– По моим наблюдениям ситуация в нашем регионе еще сложнее, чем в Ульяновской области, – рассказал «ДО» Дмитрий Шильников, коммерческий директор тольяттинской типографии ООО «ППК», где печатают один из трех выпусков газеты «Мозаика». – Еще семь лет назад в автограде выпускалось 7-8 бесплатных газет с тиражами не менее 200 тысяч экземпляров в неделю. Сейчас выжили только две, и их тиражи существенно упали.
На протяжении последних лет Росстат фиксирует постоянное снижение выпуска печатной продукции как в натуральных, так и в денежных показателях
По данным Роспечати, в 2016 году современники стали читать бумажные книги на 16% меньше, чем в 2015-м, годом ранее снижение было на уровне 9%. В 90-е годы крупнейшее полиграфическое предприятие региона смогло выжить, в частности, за счет массового издания недорогих книжек, напечатанных чуть ли не на газетной бумаге.
Сегодня ульяновский филиал ОАО «Пер-вая Образцовая типография» выпускает различные виды продукции, в том числе книги в твердом переплете, газеты, но основной сегмент предприятия – симпатичные книги в мягкой обложке, которые распространяются по всей России.
Эксперты отмечают снижение объемов производства иной продукции, в основном рекламной печатной: электронные медиа вытесняют оперативную полиграфию. И промоутеров с листовками и прочими раздаточными материалами на улицах Ульяновска сегодня раз-два и обчелся.
Еще недавно почтовые ящики ульяновцев были заполнены красочной печаткой, сейчас если и там появляется рекламная продукция, то отпечатана она обычно на дешевой газетной бумаге. Андрей Павлов, генеральный директор ООО «Курьерское агентство «Мозаика», которое занимается распространением коммерческой полиграфической продукции по почтовым ящикам и офисам города, отметил, что ежегодное падение в данном сегменте наблюдается в пределах 5%.
– Но я бы не сказал, что ситуация критическая: данный канал продолжает использовать бизнес, например ритейлеры, – отметил Андрей Павлов. – Кроме того, в этом году ожидаем повышения активности в сегменте печатной политической рекламы.
САМИ СЕБЕ ТИПОГРАФИЯ
Несмотря на сокращение числа полиграфических предприятий Ульяновска, конкуренция на рынке за последнее время возросла многократно. Она связана не только со снижением заказов на печатную продукцию, но и с появлением «гибридных» предприятий.
– У меня был опыт работы в небольшой компании, которая оказывала широкий спектр услуг – от дизайна, широкоформатной печати на баннерах, монтажных работ по наружной рекламе до изготовления небольшими тиражами печатной продукции и сувениров, – рассказала «ДО» редактор ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова» Любовь Папета. – Такие компании очень «живучи», они, как правило, дорожат постоянными клиентами и стараются заинтересовать их скидками и отсрочками платежей. Большую роль играет и то, что здесь клиент может получить одновременно весь комплект желаемого. Даже если компания не может сама что-то изготовить из перечня клиента, то это будет заказано в другом месте. А клиенту это удобно – эффект одного окна.
Соперниками специализированных типографий стали и рекламные агентства, которые быстро сориентировались в новых условиях, провели модернизацию, расширили свои технические возможности. Сегодня у каждого уважающего себя рекламного агентства есть собственное печатное оборудование, благодаря которому оно лишь часть заказов передает на аутсорсинг большим типографиям. Так, медиахолдинг «Мозаика» печатает свои издания в профессиональных типографиях, а вот всевозможные визитки, презентационные буклеты и прочую продукцию для внутреннего потребления – в стенах компании, на многофункциональном устройстве. Разумеется, профессиональное японское оборудование ведущий игрок на информационнорекламном рынке региона приобрел в первую очередь для нужд многочисленных клиентов.
– Компании из различных сегментов бизнеса постоянно заказывают в медиахолдинге «Мозаика» визитки, рекламные проспекты, буклеты, прочий раздаточный материал для выставок, деловых встреч и т.д., – подтвердил Андрей Павлов.
– Конечно, наша библиотека никак не может быть конкурентом даже самой маленькой типографии с профессиональным оборудованием. Максимум, что мы можем себе позволить, – печать текущих документов, а также дизайн и печать мизерными тиражами буклетов и брошюр для внутреннего пользования, – добавляет Любовь Папета. – Хотя при наличии некоторого специализированного оборудования тиражи можно было бы увеличить до нескольких десятков экземпляров.
ВНУТРЕННИЙ РЫНОК НЕ СПАСЕТ
Как выживают в столь непростых условиях большие и малые предприятия ульяновского полиграфического рынка? «Антикризисным» рецептам несть числа. Один из них – сокращение издержек, например, многие игроки рынка напрямую сотрудничают с китайскими производителями, наладили поставки из Поднебесной расходных материалов, в том числе для широкоформатной и интерьерной печати. Парадокс – в России с ее масштабными лесами практически не производят качественный картон и бумагу. Это касается и полиграфического оборудования.
– В середине нулевых мы закупили новое полиграфическое оборудование. Сейчас оно стоит, образно говоря, как «космический корабль». Сейчас она стоит, образно говоря, как космический корабль. Но выход есть: на вторичном рынке много приличного оборудования – скоростного, обеспечивающего высокое качество; плохо, что сегодня уже никто не печатает, – рассказал «ДО» Владимир Узалуков. – В поисках выхода из непростой ситуации мы изменили стратегию, сферу приложения своих сил: отошли от сегмента оперативной полиграфии, хотя по-прежнему за час можем напечатать большой тираж, каждый год усиливаем какое-либо направление, устраняем «узкие места».
Для того чтобы выжить, профессионалы отрасли осваивают смежные виды продукции, берутся за все подряд – будь то производство сувениров, бухгалтерской документации, амбарных книг или даже стендов с кармашками для детских садов. – Мне кажется, что небольшие компании будут существовать еще долго, ведь часто нужны небольшие тиражи различной продукции (полиграфической или сувенирной), за которые не возьмется большое предприятие, – комментирует Любовь Папета. – Что касается книг, то такого спроса на них, как еще лет 20-30 назад, уже не будет. Книги стали очень дорогими, хоть и необыкновенно привлекательными в плане оформления, дизайна. Но с развитием интернета, когда любая книга стала доступной, значение домашних библиотек и востребованность книг будут снижаться.
Эксперты утверждают, что без расширения географии сбыта, выхода на внешние рынки сегодня невозможно сохранить полиграфический бизнес.
– «Поволжский полиграфический комплекс» был создан в 2004 году на базе старейшей тольяттинской типографии «Современник», – рассказал «ДО» коммерческий директор ООО «ППК» Дмитрий Шильников. – И с первых же дней мы начали искать партнеров за пределами своего города, сегодня сотрудничаем не только с Ульяновском, но и с Татарстаном, Волгоградом, Саратовом, даже Мурманском. И это жизненно необходимо: внутренний региональный рынок очень мал, а число игроков отрасли за последнее время заметно увеличилось.
– Если раньше в нашем портфеле заказов ульяновские клиенты составляли порядка 70%, то сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот – 70% – это иногородние заказчики, – говорит Владимир Узалуков. – И сейчас нам приходится конкурировать уже с российскими полиграфическими комбинатами, в том числе за заказы от московских и питерских издательств. И очень важно просчитывать свои возможности, выдерживать сроки и качество. Главное, не пускать бизнес-процессы на самотек и, конечно, не опускать руки.
– А вот в тендерах мы стараемся не участвовать, – продолжает Владимир Узалуков. – Залогом победы в конкурсе выступает низкая цена, и она порой ниже себестоимости материалов, что вообще за гранью здравого смысла! С такой ценовой политикой будущее ульяновской полиграфической отрасли туманно. Общероссийский опыт подсказывает: демпинг до добра не доводит.
Считается, что золотые годы полиграфической отрасли остались в прошлом, но производители печатной продукции не собираются сдаваться без боя.
– В будущее смотрим с оптимизмом, у нашего предприятия есть все – возможности, площади, специалисты, оборудование – для того, чтобы расти, – подтверждает Олег Шатилов («Ульяновский Дом печати»).
Полиграфическая отрасль вместе со всей отечественной экономикой готовится к переходу на так называемый шестой технологический уклад, который подразумевает масштабное применение инноваций, информационных технологий, робототехники. Конечно, селекции рынка не избежать, и шансы на успех будут высоки у компаний, которые станут не только инвестировать средства в модернизацию производства, но и не перестанут повышать уровень квалификации работников (специалистов и менеджеров), привлекать молодежь, креативно подходить к решению задач.
По теме: