Рынок фитнеса. Время миллениалов
Фото: pixabay.com
Цифры
По предварительным оценкам экспертов, в 2017 году фитнес-отрасль выросла примерно на 11%. Это связано с развитием интереса к фитнесу и здоровому образу жизни в целом, а также ненасыщенностью рынка фитнес-услуг. Если в США фитнесом занимается более 17% населения, то в России пока только 2,5%, но в Москве этот показатель составляет уже более 7%.
Проблемы
Серьезной проблемой на рынке фитнес-услуг является нехватка кадров, квалификация сотрудников и зачастую низкий уровень профессионализма. С учетом стабильного роста индустрии эта проблема долгое время только усугублялась. Только в последнее время государство обратило на это внимание, а федеральные вузы стали создавать программы обучения специалистов фитнес-индустрии.
Первые бакалавриаты появились буквально год назад. До этого в фитнес-клубы приходили люди из спортивной отрасли и спортивных вузов. Но квалификация и навыки людей, заточенных на спортивные достижения, и людей, оказывающих услуги в фитнесе, очень сильно различаются. В связи с этим сетям и отдельным фитнес-клубам приходилось тратить много ресурсов на переобучение сотрудников.
Важной проблемой является отношение государственных органов к фитнес-клубам как к исключительно коммерческим проектам, хотя фитнес-отрасль имеет огромное социальное значение, помогая улучшать здоровье людей, снижая вероятность заболеваний и обеспечивая здоровое будущее новым поколениям.
В развитых странах к проектам в фитнес-индустрии органы власти относятся зачастую как к социальным. Предлагаются особые условия аренды и льготное налогообложение.
В нашей стране диалог между фитнес-индустрией и властью постепенно устанавливается. Крупные сети и профессиональные ассоциации обращают внимание государственных органов на эти вопросы. Это важно для развития отрасли и популяризации фитнеса. А популяризация фитнеса – это вклад в здоровье нации.
Тренды
Серьезной тенденцией, которая определяет развитие не только фитнес-индустрии, но и российской экономики в целом, является усиление франчайзинга. Число франчайзинговых проектов растет в большинстве отраслей.
В фитнес-индустрии это пока выражено слабее, но постепенно ситуация будет меняться.
Важным аспектом, определяющим развитие рынка фитнес-услуг, является изменение потребительского поведения. В платежеспособный возраст вступают миллениалы, которые обладают четко выраженными психологическими особенностями. В частности, они очень разумно подходят к своим тратам, не готовы тратить деньги на роскошь или просто переплачивать за то, что они считают ненужным. Например, им неинтересно покупать квартиры, дачи или машины. Они пользуются каршерингом и арендуют надвижимость, отдыхают в хостелах и путешествуют автостопом или с помощью специальных сервисов поиска попутчиков. Кроме того, с самого детства они активно пользуются гаджетами и интернетом.
Миллениалы, или поколение Y – поколение родившихся после 1981 года, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте. Их главная особенность – глубокая вовлеченность в цифровые технологии
Еще одна особенность миллениалов, которая влияет на формирование продуктов разных отраслей, - это неготовность связывать себя какими-то длительными обязательствами или отношениями. Миллениалам важна свобода выбора и возможность постоянно пробовать что-то новое.
Все это напрямую влияет на фитнес-индустрию. Потребление становится дискретным, клиенты все меньше готовы приобретать полугодовые или годовые клубные карты. Это определяет изменение структуры продукта.
Фитнес-клубы, особенно в крупных городах, переходят на системы рекуррентных платежей, и это будет только развиваться. Внедряются системы зонирования и удаленного доступа. Фитнес-клубы все чаще продают неполное членство и возможность пользоваться определенными зонами, так как новое поколение готово приобретать только те услуги, которые точно будут нужны, и не переплачивать за то, чем, возможно, пользоваться не будет.
Активно развиваются различные студийные форматы, маленькие кулуарные проекты, ориентированные на узкую целевую аудиторию, с очень гибкой системой посещения. Постепенно процент соотношения маленьких студий и крупных мультиформатных клубов будет меняться.
Набирают популярность различные агрегаторы услуг, позволяющие выбирать членство одновременно в разных студиях или клубах. Например, клиент может выбрать посещение студии кроссфита рядом с работой по вторникам и четвергам и по этому же доступу посещение студии йоги рядом с домом по субботам. Это пакетная покупка, которая, с одной стороны, удешевляет пользование принципиально разными услугами, с другой стороны, дает более широкий выбор.
Очень важной тенденцией является диджитализация рынка. В крупных (преимущественно) городах мы переходим на онлайн-продажи, это будет развиваться и в регионах. Растут продажи через социальные сети. Меняются приоритеты и идеалы. Если раньше при рекламе и продвижении продукта хорошо работали отзывы звезд, то для нового поколения важны отзывы и мнения своих друзей. Поэтому все большее значение будет иметь продвижение через социальные сети, нежели прямая реклама.
Меняются и способы привлечения внимания. Раньше акцент делался на красивом и сексуальном теле. Сейчас все большее значение приобретают эмоции, когда важно зацепить или развеселить.
В последнее время появилась тенденция развития онлайн-тренировок. С точки зрения профессионалов отрасли, это опасная вещь, так как она может способствовать росту травматизма. Тем не менее новому поколению такой формат интересен, и это нужно учитывать.
По теме: