– Мы активно взаимодействуем с Тюменью – там сильный молодежный комитет «Опоры России», который за четыре года реализовал множество интересных проектов. Естественно, мы все это трансформируем под особенности нашего региона.
Не игра, а жизнь. Поединки за бизнес, который работает
Фото предоставлено организаторами проекта "Бизнес-поединки"
Под ульяновский «климат»
Проекты вовлечения в предпринимательство, реализуемые в регионах, год от года становятся все интереснее. И конкуренция зачастую идет не среди участников, а среди проектов – школьники и студенты уже могут выбирать, какой формат им интереснее.
В Ульяновской области есть из чего выбрать. Многие проекты, реализуемые в регионе, родились именно здесь – например, «Лига школьного предпринимательства» и «Лига студенческого предпринимательства». Первая, к слову, активно транслируется в Кемерово и планируется к запуску в Липецке и Пензе.
Есть проекты, напротив, «привезенные». Фестиваль правдивых историй, или True Story Fest, громко стартовавший в Ульяновске в прошлом году, родом из Тюмени.
Реалити-шоу «Бизнес-поединки», второй сезон которого сейчас близится к кульминации, – результат изучения мирового и отечественного опыта популяризации предпринимательства. Родиной подобных наставнических проектов считают Силиконовую долину. В российской практике схожий проект реализован Высшей школой экономики.
У ульяновских «Бизнес-поединков», однако, есть две важные отличительные черты. Во-первых, формат реалити-шоу: в Youtube выходят еженедельные выпуски программы, а также интервью с наставниками и видеоотчеты, снятые самими участниками. Во-вторых, атмосфера клубности: здесь не каждый сам за себя, а в контакте друг с другом и наставниками.
«Бизнес-поединки» в Ульяновске проходят в рамках федеральной программы «Ты – предприниматель». Организаторы – Центр развития бизнеса «Интенсив», региональная Корпорация развития предпринимательства и «Опора России»
Неоднозначный первый сезон
Впервые о проекте «Бизнес-поединки» в Ульяновске заявили в ноябре 2016 года, когда это шоу представили как новую часть уже привычной «Лиги студенческого предпринимательства».
Как вспоминают организаторы, первый сезон «Бизнес-поединков» был богат на необычные идеи. Например, студент УлГУ Виталий Теньков на кастинге представил проект сушки для обуви, которая устанавливается на входе в торговые центры и на площадки крупных мероприятий. Но инженерно-технической основы для воплощения этой идеи в жизнь не нашлось, и Виталий переключился на другой проект – по дезинфекции помещений от насекомых и грызунов, с которым и победил в первом сезоне.
К слову, сейчас Виталий Теньков продолжает развивать этот бизнес, а еще участвует в работе молодежного комитета УРО «Опора России» и возглавляет Объединенный совет обучающихся УлГУ.
Пример, безусловно, позитивный, но это почти исключение, признаются организаторы. Вторая победительница шоу Александра Осипова впоследствии закрыла свой бутик брендовой одежды (хотя в интернете проект продолжает жить).
– Первый сезон проекта был неоднозначный. В самом начале у участников стали возникать непримиримые разногласия с наставниками. Были и те, кто посреди проекта понял, что предпринимательство – это не его. И были наставники, которые осознали, что не могут уделять проекту достаточно времени, и добровольно «сошли с дистанции».
Плодотворный второй сезон
Готовясь ко второму сезону, организаторы полностью переформатировали образовательную программу. Теперь вместо тематических образовательных тренингов проходят мастер-классы от самих наставников. Это открытые мероприятия, на которые могут попасть все желающие – не только участники проекта. Кроме того, в «Бизнес-поединках» появился психолог.
– У меня была задача создать максимально дружескую атмосферу. Здесь бизнесы не конкурируют, потому что они из разных сфер. Участники много общаются между собой, а в чем-то даже помогают друг другу.
В преддверии финала «Бизнес-поединков» уже понятно, что как минимум шесть участников дойдут до конца. Это студентка техникума Наталия Бойко с производством вязаных вещей и швеями в штате, 17-летний школьник Вадим Обломкин с проектом изготовления декор-материалов из дерева, Анастасия Гурьянова с магазином нижнего белья (разошлась во мнениях с наставником и продолжает бороться за победу в одиночку), Арина Савенкова с уже работающей фотостудией, Андрей Бурак с проектом SMM-агентства (нашел клиентов среди участников шоу) и Алина Гатина с производством шоколада и заказами на месяц вперед.
Если в прошлом сезоне фавориты обозначились сразу, то в этом организаторы теряются в догадках, кто же в итоге победит. Вся образовательная программа позади, сейчас участники проекта готовят финансовый отчет о своих бизнесах. На основе этих данных 19 марта на предфинале назовут лидеров – у них будет еще два месяца, чтобы докапитализировать свои проекты, обрасти клиентами и победить.
В «Бизнес-поединках» есть балльная система и список критериев определения победителей. В частности, будут учитываться: посещение всех мероприятий проекта, количество сделанных участниками видеоотчетов, проработанность бизнес-плана, выручка, чистая прибыль, объем вложенных средств, наличие сотрудников и т.д.
– Мы храним в тайне главные призы – не хотим, чтобы ребята боролись за что-то конкретное. Самое важное, что они должны получить, – свой собственный бизнес, дело жизни, которое будет приносить удовольствие и доход. Если бы в мои студенческие годы был такой проект, я был бы в первых рядах и грыз все что можно, чтобы в него попасть. (Смеется.) Хочется, чтобы ребята, получив такую возможность, ее не упустили – вряд ли жизнь предоставит ее снова. В дальнейшем эти ребята станут частью нового предпринимательского сообщества, которое формируется сейчас. Это уже не предпринимательство 90-х, а бизнес нового формата, который работает в честной, объективной и адекватной конкурентной среде.
Имя победителя (или победителей) второго сезона «Бизнес-поединков» озвучат 19 мая 2018 года. И уже сейчас известно: осенью стартует третий сезон. Организаторы намерены увеличить число наставников, а значит, и претендентов на победу будет больше.
По теме: